Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Стоячий такелаж.



Ух, как же долго я откладывал этот момент. Но пришло время, когда увертки невозможны. Пришло время поговорить о такелаже. Да-да, той куче снастей и тросов, которые оплетают корабль подобно паутине.

Итак, такелаж делится на две большие группы, которые мы рассмотрим по отдельности. Первая группа — стоячий такелаж, вторая — бегучий. Сегодня мы рассмотрим именно виды стоячего такелажа.

Почему же стоячий такелаж называется стоячим? В первую очередь потому, что все тросы данного вида находятся в натянутом состоянии. Раньше такой такелаж делали из прочных пеньковых или сизальных канатов и тросов. Сейчас же подобные растительные волокна отошли на второй план ввиду своей недолговечности. Их заменили стальные тросы, которые меньше поддаются деформации и износу, а также обладают огромной прочностью.

Итак, что же относится к стоячему такелажу? Ведь на корабле огромное количество тросов! Рассмотрим все по порядку, чтобы не запутаться.

В первую очередь это ванты. Вы все, наверное, видели канатные «лесенки», которые идут от бортов к мачтам. Так вот, натянутые тросы называют вантами. Ванты, как и все остальное, имеют определенные названия в зависимости от их расположения. Если смотреть относительно мачт, то есть фок-, грот- и бизань-ванты. Также ванты бывают не только от бортов к главной части мачты, но и на стеньгах, брам-стеньгах и так далее. Они также имею свои названия — стень-ванты, брам-стень-ванты, бом-брам-стень-ванты и так далее. Если вы читали предыдущие статьи, то должны в этом разобраться запросто.

Ванты на модели корабля «Авось».

Поперек вант натянуты тросы-ступеньки. Они называются выбленками и выполняют роль…. Да, ступеней. По ним матросы карабкаются на мачты.

Основная задача вант — прочно удерживать мачты и их составные части на своих местах. Для выполнения этой функции мачты натягивают, чтобы они не провисали. Иначе от них не будет толка. Процесс натяжения вант принято назвать набивкой. То есть, не натягивать, а набивать ванты.

Но как же их набивать? Для этого есть специальная конструкция из блоков и тросов. Вы наверно часто видели ее у основания вант — два кружка и тросики. Так вот, данная конструкция называется талреп. Талями называю специальные конструкции из блоков, служащие для увеличения натяжения (раньше, да и сейчас иногда, тали использовали для подъема различных грузов), а реп это корабельное название шнура. То есть талреп дословно — приспособление из блоков и шнуров.

Талрепы со шнурами использовали до середины девятнадцатого века. Потом их заменили более продвинутые конструкции с использование металлической трубки и штыря, которые имели резьбу. Но мы пока говорим о старых кораблях. У них имелись блоки со специальными отверстиями, в которые продевались тросы. Эти самые круглые «дырявые» блоки называются юферсами. У каждого талрепа есть два таких юферса — верхний, который крепится к самой мачте, и нижний, к которому крепится специальная стяжка — вант-путенс. Так вот, через отверстия юферсов продевается реп, который стягивает юферсы друг к другу, натягивая ванты. К слову, на очень маленьких судах вроде шлюпок конструкцию талрепов упрощают до предела. Там нет никаких юферсов. На конце ванты и на конце вант-путенса крепят кольца и сквозь них просто пропускают тросик-реп.

Талреп с круглыми блоками-юферсами и тросом-репом.

В настоящее время талрепы нижней частью (вант-путенсом) крепятся прямо к борту. Но так было не всегда. Если посмотреть на картинки старых судов, то можно увидеть небольшие площадки за бортом, которые крепятся к борту а уровне палубы. Так вот, такая площадка называются русленем. На них иногда закрепляют поднятый якорь, но основное его назначение другое. Руслень дополнительно натягивает ванты. Если вы взглянете на рисунок ниже, то увидите, что под русленем есть оттяжки, крепящиеся к борту и идущие от вант-путенса. Они очень похожи на ванты, но направленные в противоположную сторону. За это их так и назвали — путенс-ванты.

Руслень и путенс-ванты.

Точно такие же конструкции талрепов можно увидеть на стеньгах. Только в качестве русленей там используются марсы.

Талрепы на стеньгах.

Сверху же ванты крепятся к мачте с помощью специальных петель, которые называются огонами. Они одеваются на мачты и зацепляются за специальные треугольные выступы — чиксы.

Теперь, когда мы разобрались с вантами, поговорим о других частях стоячего такелажа.

Бакштагом называют снасть, которая также крепится к борту и мачте. Бакштаг очень похож на вант, но не имеет выбленок и больше отклонен назад, нежели ванты, которые идут вертикально вниз (ну почти). Как и ванты, он служит для крепления мачт.

Все виды стоячего такелажа.

Фордун — также является снастью, которая держит мачту. Но держит она ее не только с боков, как ванты или бакштаги, но и сзади. Поэтому она крепится почти к самому верху мачты и чуть дальше отстоит назад, чем бакштаг.

Кстати, данные снасти также крепятся с помощью талрепов, но путенсы у них называются иначе — бакштаг-путенсы и фордун-путенсы.

Есть также еще одна снасть — штаг. В отличие от тех же вант или бакштагов, она крепится в диаметральной плоскости судна, то есть не в бок, а прямо перед или за мачтой. Их может быть очень много, для каждой составной части мачты. Каждый штаг имеет название в зависимости от части мачты и ее местоположения (например, грот-бом-брам-стень-штаг). Он также имеет талреп который крепится с помощью штаг-путенса.

Также есть такие понятия как ахтерштаг и топ-штаг. Ахтерштагом называется штаг идущий назад от мачты, а топ-штагами называют те, что идут от самого верха мачт.

Стоячий такелаж бушприта.

У бушприта также есть стоячий такелаж. Подробно я вдаваться не буду, так в общих чертах распишу названия.

Мартин-штаг — трос от нока бом-утлегаля к мартин-гику.

От мартин-гика к форштевню — ундер-ватер-штаг.

От форштевня к бушприту — ватер-штаг (он обычно выполнен не тросом, а цепью).

Ватер-бакштаги — от бушприта к бортам.

Итак, подведем итог. Стоячий такелаж включает в себя несколько снастей, у которых есть одна общая цель — крепко закреплять мачты и их части в стоячем положении. Поэтому они так и называются — стоячий такелаж.

На сегодня закончил. Надеюсь, что я разложил всю информацию достаточно понятно. В следующий раз поговорим о бегучем такелаже.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.