Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Читать «Один день Ивана Денисовича».



 

А. И. Солженицын. Сведения из биографии.

 Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений.

 

https: //www. youtube. com/watch? v=gwFY5PgbANI

 

https: //yandex. ru/efir? stream_id=401e3a9aaf84180e84de4e882f068354

 

Читать «Один день Ивана Денисовича».

 

ЛЕКЦИЯ

«Лагерная» тема в контексте русской литературы XX века

Первое десятилетие после смерти И. В. Сталина в марте 1953 года вошло в историю русской литературы под названием периода «оттепели». Литература «отпели» - сложное понятие. В ней отразилось время критики культа личности Сталина, массовое освобождение безвинных из тюрем и лагерей, ожидания демократических перемен в обществе и духовного раскрепощения личности. Писатели того времени широко использовали ассоциации с оттепелью в природе как верной приметой близкой весны и свободы. «Оттепель» - так назвал свою повесть И. Эренбург. Б. Окуджава объявил себя вечным «дежурным по апрелю». Эти аллегорические уподобления образно передавали идею социально-политического обновления общества. Именно в период «оттепели» были впервые опубликованы художественные произведения, посвященные массовым репрессиям 30-х -50-х годов, жизни заключенных в сталинских лагерях.

лагерная проза - тематическое направление, проявившееся в развитии русского литературного процесса конца 50-х - 90-х гг. XX в., создающее художественный образ лагеря в творческой рефлексии писателей (очевидцев, наблюдателей со стороны, тех, кто не видел вообще или изучал по архивам, воспоминаниям), с характерными чертами, присущими ему.

1. Общая тематика и проблематика: тюрьма, зона/лагерь, система ГУЛАГа в целом, несвобода, экзистенциальные мотивы, восприятие смерти и жизни, материального и духовного.

2. Автобиографический характер повествования, что обусловлено личным опытом писателей.

3. Документальность и связь с историей (лагеря существовали и развивались в определенный исторический период), но документальность в большей степени поэтическая, художественно воплощенный документ о человеке и его ощущениях.

4. Конкретность описаний, бытовое восприятие действительности (как следствие документальности).

5. Художественный образ лагеря, воссоздаваемый в индивидуально-авторских картинах мира.

6. Особое пространство: лагерь как остров, отделенный от материка, Москвы и свободной жизни; образ зоны как ада, «мертвого дома»; образ лагеря как недолжного бытия с перевернутыми ценностными представлениями.

7. Особая психология человека, оказавшегося в пограничье, пытающегося разобраться в «новом» миропорядке и сохранить индивидуальные черты, собственные границы; философское осмысление человека в ситуации несвободы.

8. Особая авторская рефлексия над текстом, основанная на собственном опыте, отражающая психологические и нравственные изменения человеческой души после испытания адом лагерного быта.

 

список писателей, произведения которых входят в круг лагерной прозы: Г. Владимов, О. Волков, Е. Гинзбург, В. Гроссман, С. Д. Довлатов, А. Жигулин, В. Кресс, М. Кураев, В. Е. Максимов, Л. Разгон, А. Синявский, А. И. Солженицын, В. Т. Шаламов



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.