Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





А. Скрябин. Симфоническое творчество. Симфония № 3 «Божественная поэма»



А. Скрябин

Симфоническое творчество

 

    Симфонические произведения во многом стали для Скрябина подготовительным этапом к созданию Мистерии.

1. Истоки скрябинского симфонизма:

· Творчество Г. Берлиоза (масштабность замыслов, монументальность (Симфония № 1), расширение состава большого симфонического оркестра, использование хора, обращение к монотематизму.

· Творчество Ф. Листа (экспериментаторское отношение к жанру симфонии (сжатие цикла в одночастность, сквозная тематическая драматургия).

· Творчество П. Чайковского (стремление проникнуть во внутренний мир человека, философское осмысление жизни).

2. Эволюция симфонического мышления.

Скрябин – автор 3-х симфоний.

№ 1 – эксперимент в сфере жанра (6 частей),

№ 2 – эксперимент в сфере оркестровых звучностей.

№ 3 – эксперимент в сферах жанра, идеи и тематизма.

 

 

Симфония № 3 «Божественная поэма»

(1903-1904)

1. Жанр.

Симфония соединяет в себе черты симфонического цикла и симфонической поэмы.

    От симфонии: программная 3-хчастность с традиционной последовательностью форм и темпов (1-я ч. «Борьба», сон. ф.; 2-я ч. «Наслаждения», сл. 3-хч. форма; 3-я ч. «Божественная игра», сон. ф. ). Каждая часть завершена по структуре и содержанию.

    От симфонической поэмы: 3 части исполняются без перерыва, наличие внутренних тематических связей, название «Божественная поэма».

 

2. Идея.

Идейный смысл симфонии можно рассмотреть с 2-х точек зрения:

    - объективная (раскрывает деятельность творца-художника в реальном мире. Художник должен пройти определённые испытания и достигнуть озарения творчеством – т. е. состояния Божественной игры).

    - субъективная (Скрябин рассматривает своё творящее яркий красочный мир сознание).

 

3. Тематические связи в Симфонии № 3.

Темы воли: Вступление (из 2-х элементов: 1-й – тема самоутверждения; 2-й – «Я есмь! ») - № 138, Г. П. (тема борьбы – полётный марш, характерный для творчества Скрябина) - № 139, Закл. тема («Гордо, всё более и более победно»[1])  1-й части - № 142; Г. П. 3-й части (тема игры) - № 146.

*Вступление и Г. П. 1-й части становятся сквозными темами (будут звучать в 3-й части).

Темы томления: 2 побочные темы1-й части (тема томления - № 140; «мистически, романтически, легендарно» - № 141); основная тема 2-й части (тема наслаждений) - № 145.

 

Темы даны по учебнику «Русская музыкальная литература» вып. 4.


[1] Здесь и далее указаны ремарки Скрябина (в Симфонии даны на французском языке).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.