![]()
|
|||
А. Скрябин. Симфоническое творчество. Симфония № 3 «Божественная поэма»А. Скрябин Симфоническое творчество
Симфонические произведения во многом стали для Скрябина подготовительным этапом к созданию Мистерии. 1. Истоки скрябинского симфонизма: · Творчество Г. Берлиоза (масштабность замыслов, монументальность (Симфония № 1), расширение состава большого симфонического оркестра, использование хора, обращение к монотематизму. · Творчество Ф. Листа (экспериментаторское отношение к жанру симфонии (сжатие цикла в одночастность, сквозная тематическая драматургия). · Творчество П. Чайковского (стремление проникнуть во внутренний мир человека, философское осмысление жизни). 2. Эволюция симфонического мышления. Скрябин – автор 3-х симфоний. № 1 – эксперимент в сфере жанра (6 частей), № 2 – эксперимент в сфере оркестровых звучностей. № 3 – эксперимент в сферах жанра, идеи и тематизма.
Симфония № 3 «Божественная поэма» (1903-1904) 1. Жанр. Симфония соединяет в себе черты симфонического цикла и симфонической поэмы. От симфонии: программная 3-хчастность с традиционной последовательностью форм и темпов (1-я ч. «Борьба», сон. ф.; 2-я ч. «Наслаждения», сл. 3-хч. форма; 3-я ч. «Божественная игра», сон. ф. ). Каждая часть завершена по структуре и содержанию. От симфонической поэмы: 3 части исполняются без перерыва, наличие внутренних тематических связей, название «Божественная поэма».
2. Идея. Идейный смысл симфонии можно рассмотреть с 2-х точек зрения: - объективная (раскрывает деятельность творца-художника в реальном мире. Художник должен пройти определённые испытания и достигнуть озарения творчеством – т. е. состояния Божественной игры). - субъективная (Скрябин рассматривает своё творящее яркий красочный мир сознание).
3. Тематические связи в Симфонии № 3. Темы воли: Вступление (из 2-х элементов: 1-й – тема самоутверждения; 2-й – «Я есмь! ») - № 138, Г. П. (тема борьбы – полётный марш, характерный для творчества Скрябина) - № 139, Закл. тема («Гордо, всё более и более победно»[1]) 1-й части - № 142; Г. П. 3-й части (тема игры) - № 146. *Вступление и Г. П. 1-й части становятся сквозными темами (будут звучать в 3-й части). Темы томления: 2 побочные темы1-й части (тема томления - № 140; «мистически, романтически, легендарно» - № 141); основная тема 2-й части (тема наслаждений) - № 145.
Темы даны по учебнику «Русская музыкальная литература» вып. 4. [1] Здесь и далее указаны ремарки Скрябина (в Симфонии даны на французском языке).
|
|||
|