Скрининговые диагностическиекритерииСДВГпоклассификацииDSM-5
Скрининговые диагностическиекритерииСДВГпоклассификацииDSM-5
СогласноDSM-5(2013), диагнозсиндромдефицитавнимания/гиперактивностиможноустановитьнеранее12лет(поизданиюDSM-IV1994годас6лет). Симптомыдолжнынаблюдатьсявразныхситуацияхиобстановке. Дляпостановкидиагнозанеобходимоналичие6симптомов(изгруппы«невнимательности»и/или«гиперактивностииимпульсивности»), ас17лет—5симптомов. Симптомыдолжныприсутствоватьнеменееполугода, ипациентыдолжныотставатьотуровняразвитиябольшинстваподростковсвоеговозраста. Дляпостановкидиагнозасимптомыдолжныпроявлятьсяидо12лет, приэтомихнельзяобъяснитьдругимипсихическимирасстройствами.
Высокие баллы скрининга – повод для обращения к неврологу или нейропсихологу для уточнения состояния ребенка и его вероятного диагноза. Но ни в коем случае – не основание для постановки диагноза самостоятельно.
Анкета для родителей
№
|
Поведенческий признак
|
Проявление признака
|
Частота
|
Длительность
| нет
| редко
| часто
| менее
полугода
| более
полугода
|
| Частонеспособенудерживатьвниманиенадеталях: из-занебрежности, легкомыслиядопускаетошибкившкольныхзаданиях, ввыполняемойработеидругихвидахдеятельности(например, пропускаетдетали, работанеточная)
|
|
|
|
|
|
| Обычнострудомсохраняетвниманиепривыполнениизаданийиливовремяигр(например, струдомостаётсясосредоточеннымвовремялекций, разговоровилидлительногочтения)
|
|
|
|
|
|
| Частоскладываетсявпечатление, чторебёнокнеслушаетобращённуюкнемуречь(например, кажетсячтоумственноонвдругомместе, дажевотсутствиекакого-либоочевидногоотвлечения)
|
|
|
|
|
|
| Частонеследуетинструкцияминезавершаетшкольныезадания, обязанностиилирутинныеоперациинарабочемместе(например, начинаетзадания, нобыстротеряетфокусилегкоотвлекается)
|
|
|
|
|
|
| Частоиспытываетсложностиворганизациисамостоятельноговыполнениязадачидругихвидовдеятельности(например, затруднениевуправлениипоследовательнымизадачами, затруднениехраненияматериаловивещейвпорядке; беспорядочная, неорганизованнаяработа, плохоеуправлениевременем, невыполнениесроков)
|
|
|
|
|
|
| Обычноизбегаетвовлеченияввыполнениезаданий, которыетребуютдлительногосохраненияумственногонапряжения(например, школьнаяилидомашняяработа, длястаршихподростковивзрослых – подготовкаотчётов, заполнениебланков, анализдлинныхдокументов)
|
|
|
|
|
|
| Частотеряетвещи, необходимыевшколеидома(например, школьныематериалы, карандаши, книги, инструменты, кошельки, ключи, документы, очки, мобильныетелефоны, зонты, перчатки, кольцаилибраслеты, которыеснялнавремя)
|
|
|
|
|
|
| Легкоотвлекаетсянапосторонниестимулы(длястаршихподростковивзрослыхможетвключатьотвлечённыемысли)
|
|
|
|
|
|
| Частопроявляетзабывчивостьвповседневныхситуациях(например, выполнениеобязанностей, выполнениепоручений, устаршихподростковивзрослых—обратныезвонки, оплатасчетов, назначениевстреч)
|
|
|
|
|
|
| Частонаблюдаютсябеспокойныедвижениявкистяхистопах; сидянастуле, извиваетсянаместе
|
|
|
|
|
|
| Частовстаётсосвоегоместавклассевовремяуроковиливдругихситуациях, когданужнооставатьсянаместе
|
|
|
|
|
|
| Частопроявляетбесцельнуюдвигательнуюактивность: бегает, пытаетсякуда-тозалезть, причёмвтакихситуациях, когдаэтонеприемлемо(Примечание: уподростковиливзрослыхможетбытьограниченочувствомбеспокойства)
|
|
|
|
|
|
| Обычнонеможеттихо, спокойноигратьилизаниматьсячем-либонадосуге
|
|
|
|
|
|
| Частонаходитсявпостоянномдвижениииведётсебятак, «какбудтокнемуприкрепилимотор»(например, емунеудобнонаходитьсявтечениедлительноговременивресторанах, навстречах; можетрасцениватьсядругимикакбеспокойный, скемсложнобытьнаравне)
|
|
|
|
|
|
| Бываетболтливым
|
|
|
|
|
|
| Частоотвечаетдотого, каквопросзадандоконца(например, завершаетпредложениялюдей, неможетждатьповоротавразговоре)
|
|
|
|
|
|
| Обычнострудомдожидаетсянаступленияблагоприятныхсобытийвразличныхсоциальныхситуациях(например, вожиданииправабытьобслуженнымвпорядкеочереди)
|
|
|
|
|
|
| Частоперебиваетиливторгаетсякдругим(например, встреваетвразговоры, игрыилидела; можетначатьиспользоватьвещидругихлюдей, неспрашиваяилинеполучаяразрешения; уподростковивзрослых—можетвторгатьсявто, чтоделаютдругие)
|
|
|
|
|
| Диагностическоеистатистическоеруководствопопсихическимрасстройствам, 5-еиздание(DSM-5). СекцияII. Диагностическиекритерииикоды: Расстройстводефицитавнимания/гиперактивности.
|