Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Симфония N 5



 

Дорогие мои 5-классники! Мы продолжаем изучение творчества Бетховена. Сегодня у нас знакомство с 5 симфонией. Что для этого нужно?

1. Прочитать текст ниже

2. Открыть экспресс-курс и выделить в нем самое основное (то, что встретилось в этом тексте)

3. Включить видеозапись 5 симфонии, послушать симфонию ВСЮ целиком, это около 40 минут. Постарайтесь не отвлекаться.

4. Слушайте и смотрите в экспресс-курс. Попытайтесь угадывать главную. Побочную тему, каждую вариацию, чётко понимая форму произведения.

5. Для этого я прикрепляю в задание основные темы симфонии (послушайте их ДО начала видео)

 

Всем удачи!!!

Симфония N 5

1805-1808

Эта героико-драматическая симфония написана в период борьбы Бетховена с глухотой. Основная её тема – борьба человека с судьбой. Музыка симфонии воплощает мысль о силе и мужестве человека, способного преодолеть жизненные невзгоды.

«Мотив судьбы» - это своеобразный эпиграф к симфонии. Сам композитор сказал о ней – «Так судьба стучится в дверь». Многочисленные варианты его проникают во все части симфонии, объединяя их.

I часть - написана в форме сонатного allegro. Все её темы основаны на «теме судьбы».

ЭКСПОЗИЦИЯ

 ГП –(c-moll)  напряженная, драматичная.

ПП - (Es-dur) лирическая, напевная. Ей предшествуют фанфары у валторн – вариант темы судьбы.

РАЗРАБОТКА строится на развитии мотива судьбы, который в конце достигает оглушительной мощи.

РЕПРИЗА 

В ней есть изменения по сравнению с экспозицией –

1. Между ГП и СП вводится соло гобоя – лирическое, печальное, как мольба о пощаде.

2. ПП звучит в C-dur

КОДА

По масштабу и напряженности похожа на ещё одну разработку.

II часть – Andante в As-dur. Написана в форме двойных вариаций. Создаёт образ сильного и мужественного человека.

1 тема – величавая, задумчивая, как повествование.

2 тема – родственна ей. Напоминает «Марсельезу».

Вариаций 6 – 4 на 1-ю тему и 2- на 2-ю.

Мотив судьбы встречается в фактуре некоторых вариаций как отголосок

 

III часть – скерцо. Им заменил Бетховен традиционный Менуэт, оставив 3-х частное строение. Музыка этой части показывает продолжающуюся борьбу человека с судьбой. Но силы человека выше судьбы, и она отступает.

В крайних частях противопоставляются 2 темы –

1-я – восходящая, как вопрос

2-я – новый вариант темы судьбы.

Средняя часть (трио) – у контрабасов звучит тема, напоминающая массовое шествие.

В репризе тема судьбы превращается в «стук судьбы» у литавр, постепенно вытесняемый звуками до-мажорного трезвучия – так начинается

IV часть – финал. C-dur в сонатной форме.

Это гимн победившему человеку. Здесь музыка особенно близка маршам и гимнам Французской революции. Яркого контраста между ГП и 2-мя ПП нет. В разработке звучит «марш судьбы» из 3 части, как напоминание.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.