![]()
|
|||||||
Симфония N 5
Дорогие мои 5-классники! Мы продолжаем изучение творчества Бетховена. Сегодня у нас знакомство с 5 симфонией. Что для этого нужно? 1. Прочитать текст ниже 2. Открыть экспресс-курс и выделить в нем самое основное (то, что встретилось в этом тексте) 3. Включить видеозапись 5 симфонии, послушать симфонию ВСЮ целиком, это около 40 минут. Постарайтесь не отвлекаться. 4. Слушайте и смотрите в экспресс-курс. Попытайтесь угадывать главную. Побочную тему, каждую вариацию, чётко понимая форму произведения. 5. Для этого я прикрепляю в задание основные темы симфонии (послушайте их ДО начала видео)
Всем удачи!!! Симфония N 5 1805-1808 Эта героико-драматическая симфония написана в период борьбы Бетховена с глухотой. Основная её тема – борьба человека с судьбой. Музыка симфонии воплощает мысль о силе и мужестве человека, способного преодолеть жизненные невзгоды. «Мотив судьбы» - это своеобразный эпиграф к симфонии. Сам композитор сказал о ней – «Так судьба стучится в дверь». Многочисленные варианты его проникают во все части симфонии, объединяя их. I часть - написана в форме сонатного allegro. Все её темы основаны на «теме судьбы». ЭКСПОЗИЦИЯ ГП –(c-moll) напряженная, драматичная. ПП - (Es-dur) лирическая, напевная. Ей предшествуют фанфары у валторн – вариант темы судьбы. РАЗРАБОТКА строится на развитии мотива судьбы, который в конце достигает оглушительной мощи. РЕПРИЗА В ней есть изменения по сравнению с экспозицией – 1. Между ГП и СП вводится соло гобоя – лирическое, печальное, как мольба о пощаде. 2. ПП звучит в C-dur КОДА По масштабу и напряженности похожа на ещё одну разработку. II часть – Andante в As-dur. Написана в форме двойных вариаций. Создаёт образ сильного и мужественного человека. 1 тема – величавая, задумчивая, как повествование. 2 тема – родственна ей. Напоминает «Марсельезу». Вариаций 6 – 4 на 1-ю тему и 2- на 2-ю. Мотив судьбы встречается в фактуре некоторых вариаций как отголосок
III часть – скерцо. Им заменил Бетховен традиционный Менуэт, оставив 3-х частное строение. Музыка этой части показывает продолжающуюся борьбу человека с судьбой. Но силы человека выше судьбы, и она отступает. В крайних частях противопоставляются 2 темы – 1-я – восходящая, как вопрос 2-я – новый вариант темы судьбы. Средняя часть (трио) – у контрабасов звучит тема, напоминающая массовое шествие. В репризе тема судьбы превращается в «стук судьбы» у литавр, постепенно вытесняемый звуками до-мажорного трезвучия – так начинается IV часть – финал. C-dur в сонатной форме. Это гимн победившему человеку. Здесь музыка особенно близка маршам и гимнам Французской революции. Яркого контраста между ГП и 2-мя ПП нет. В разработке звучит «марш судьбы» из 3 части, как напоминание.
|
|||||||
|