Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Разработка.



 

В. А. Моцарт. Симфония № 41, до мажор («Юпитер»).

Симфония до мажор, отличается своей эпичностью, монументальностью, потому она и получила название «Юпитер». Особенностью этой симфонии является то, что все ее развитие ведет к монументальному финалу.

Первая часть (сонатная форма)содержит три контрастные темы, имеющие самостоятельное мелодическое значение: темы главной, побочной и заключительной партий.

Тема главной партии заключает в себе яркий внутренний контраст: она состоит из двух элементов: активного, волевого, направленного через тиррату вверх от доминанты к тонике, и мягкой лирической фразы с интонацией вздоха.

В доминантовой тональности (соль мажор) написана побочная партия — легкая, подвижная. Ласково-утешающие интонации, мягкий тембровый колорит все глубже погружают в покой:

Основная тема заключительной партии отделена от предыдущего раздела паузой и входит как подлинно новый оперный персонаж. Она строится на самостоятельном тематическом материале:

Ее жанр можно определить словом, «буффонность», но по музыкальному содержанию она тоньше. Комедийность и лиричность, а в последних тактах — и твердость, энергия — все это, слитое воедино, придает теме сходство с моцартовскими финальными оперными ансамблями. Утверждая доминантовую (соль-мажорную) тональность, она завершает экспозицию.

Разработка.

В первом разделе звучит тема ЗП (в начале в ми-бемоль мажоре). Тема развивается путем вычленения ее последнего отрезка, модулирующего в фа минор, соль минор, ля минор. Восходящие секвенции способствуют интенсивности и динамике развития.

Во втором разделе получают развитие оба элемента главной партии до установления доминантового органного пункта, постепенно подводящего к репризе.

В репризе излагаются все три темы в той же последовательности, но в основной тональности – до мажор. Тональная устойчивость репризы полностью компенсирует неустойчивость разработки.

Вторая часть — Andante cantabile, написана в сонатной форме. Это еще одно моцартовское запечатление мира прекрасного. Развертывание музыкального образа этой части идет медленно, длительно. Певучесть (Andante cantabile) объ­единяет темы главной, побочной, заключительной партий.

Тема главной партии певуча, однаков ее спокойное течение врываются аккорды forte:

Более драматичной связующей партии противопоставляются спокойные побочная и заключительная партии.

Третья часть. Основная тема третьей части (менуэта) имеет общность с темой побочной партии первой части — начальному восходящему хроматическому ходу соответствует нисходящий хроматический ход в теме менуэта. Тема развертывается от мягкой вкрадчивости к энергичной собранности и напору.

 

Финал симфонии демонстрирует поразительное полифоническое мастерство Моцарта. По форме монументальный, величественный финал представляет собой сочетание сонатного allegro с тройной фугой.

ГП состоит из двух тем.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.