Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Бородин. 2-я симфония «Богатырская»



Бородин. 2-я симфония «Богатырская»

Наиболее выдающимся произведением Бородина является его 2-я симфония. Симфония сочинялась одновременно с оперой «Князь Игорь»(1869-1876). Искания Бородина в этих двух областях тесно переплетались. Известно, даже, что некоторые темы, предназначавшиеся для оперы, были затем использованы в симфонии. Название «Богатырская» дал ей Стасов [1], а Мусоргский именовал её «Героической-Славянской».

О программе

Бородин рассказывал Стасову, что в 1-й части он изобразил собрание русских богатырей. В медленной части хотел нарисовать фигуру Баяна. А в финале (4-й части) изобразил сцену богатырского пира «при звуке гусель, при ликовании великой народной толпы». 2-я часть названа просто: скерцо. Все эти картины объединены общей темой – прославлением богатырской мощи народа.

1-я часть. (Собрание русских богатырей). Богатырские образы симфонии наиболее полно воплощены в 1-й части. Форма - сонатное аллегро - си минор. Г. П. [2] состоит из двух элементов: из первого, как из зерна, вырастает музыка всей 1-й части. Он звучит как боевой клич, призыв. Его могучие октавные удвоения, настойчивое повторение тоники, энергичное раскачивание придают теме богатырскую мощь, силу, решительность. Второй элемент г. п. звучит как ответ начальному боевому кличу и как его развитие. Это наигрыш деревянных духовых, с плясовым оттенком, (кажется, что смотришь на картину русского художника, в котором видишь широту и  необъятный простор русского пейзажа). П. п. [3] тема иного склада – это спокойная, светлая, лирическая мелодия. П. п удачно дополняет г. п., так же как в опере Бородина женственная мягкость Ярославны оттеняла и углубляла мужественный образ Игоря. Экспозиция не содержит конфликт тем, как это обычно принято в классической симфонии, где в последующей разработке происходит борьба[4] между ними. Поэтому разработка построена по другому, эпическому, картинному принципу, где темы не борются, а сопоставляются. В разработке создана картина скачки, [5] где происходит длительное нарастание звука от пиано до фортиссимо. Когда развитие достигает кульминации, начинается реприза. В репризе богатырские образы стали ещё могучее. Г. п. звучит более тяжеловесно и грозно в ритмическом увеличении, утверждая богатырскую силу и мощь русского народа.

2-я часть - скерцо. Изображение богатырского состязания, грандиозной игры. Форма 3-х частная. 1 тема – стремительная, волнообразная. 2 тема – мягче, но сохраняет мужественный характер. Средняя часть – трио – носит восточный, мягкий, пленительный характер. В репризе «стремительная джигитская скачка» возвращается.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.