|
|||
Самомассаж мышц головы и шеиСтр 1 из 2Следующая ⇒
Самомассаж Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком, страдающим речевой патологией. Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц. Самомассаж – это один из видов пассивной гимнастики, выполняемой самим ребёнком. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый. Использование приемов самомассажа полезно по многим причинам: - это стимуляция кинестетических ощущений мышц для активизации речи; - развития межполушарных связей; - развития мелкой моторики; - релаксации; - нормализации мышечного тонуса мышц и эмоциональной сферы детей. Самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях детского сада. Самомассаж можно включить в совместную деятельность учителя-логопеда и дошкольников. Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста составляет 5 – 10 минут. Каждое движение выполняется в среднем 3 – 4 раза. Необходимо обратить внимание на соблюдение гигиенических правил: перед проведением самомассажа ребёнок должен вымыть руки и лицо. Вначале массажные приёмы дети выполняют при наличии зрительного контроля, а затем и без него. Одним из действенных способов является использование на занятиях элементов самомассажа ушных раковин. Самомассаж ушных раковин способствует: нормализации кровотока во всём организме; улучшению общего состояния, приливу бодрости и работоспособности; это – один из самых быстрых и эффективных методов оздоровительного самомассажа, так как ушная раковина имеет рефлекторную связь с органами и частями тела человека. Рекомендации для выполнения самомассажа ушных раковин: самомассаж ушных раковин производится одновременно с обеих сторон с помощью подушечек большого и указательного пальцев рук; используются такие приёмы массажа: поглаживание, растирание, разминание; должны быть учтены гигиенические основы массажа; дозировка по времени – не более 2 минут; частота проведения самомассажа ушных раковин 2 и более раз в день в зависимости от эффективности его действия и общего самочувствия; дыхание при самомассаже должно быть ровным и спокойным.
Немаловажным является то, что такой вид массажа дети могут выполнять самостоятельно. При этом для самомассажа ушей не требуются какие-то специальные условия. Самомассаж рук оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей, активизирует биологически активные точки. На занятиях детей знакомят с приемами классического массажа пальцев, ладоней, предплечий и плеч. Помимо приёмов классического самомассажа можно включить использование различных предметов (прищепки, орехи, карандаши, сухие мини-бассейны с фасолью, горохом). 1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками 2. Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс»: их нужно - вертеть в руках, - щелкать по ним пальцами, - «стрелять», - направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаться в точности попадания 3. Массаж грецкими орехами: - катать два ореха между ладонями, - один орех прокатывать между пальцами - удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук 4. Массаж шестигранными карандашами: - пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами - удерживать в определенном положении в правой и левой руке 5. Массаж «четками». Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы. Перебирание сочетают со счетом, прямым и обратным. Самомассаж стоп дошкольники проводят в положении сидя, закинув одну ножку на колено другой ноги. Вначале массируется вся стопа (поглаживание, растирание, надавливание), растирают подошву от пятки к пальцам и обратно. Затем надо потянуть каждый палец и сжать стопу с боков двумя ладонями. Потом вновь поглаживают всю стопу и проводят вращательные движения пальцев и голеностопного сустава. Массаж большого пальца требует более длительного воздействия, поскольку там сконцентрированы рефлексогенные зоны головы, основания черепа. Массаж стоп целесообразно проводить утром и в течение дня, но не перед тихим часом. Самомассаж мышц языка это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Процедура самомассажа проводится, как правило, в игровой форме по рекомендуемой схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка. Во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребенку удовольствие. Самомассаж мышц головы и шеи 1. «Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими. 2. «Наденем шапочку». Исходное положение рук то же. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части к яремной ямке. Самомассаж мышц лица 1. «Рисуем дорожки». Движения пальцев от середины лба к вискам. 2. «Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к вискам. 3. «Рисуем елочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направлено несколько по диагонали. 4. «Пальцевой душ». Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу. 5. «Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем. 6. «Наденем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам. 7. «Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки. Удержать в течение 3—5 секунд. 8. «Нарисуем усы». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта. 9. «Веселый клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости. 10. «Грустный клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти. 11. «Клювик». Движение указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине. 12. «Погладим подбородок». Тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам. 13. «Расческа». Поглаживание губ зубами. 14. «Молоточек». Постукивание губ зубами. 15. Всасывание верхней и нижней губы попеременно. 16. Пожевывание попеременно то верхней, то нижней губы. 17. «Пальцевой душ». Набрать воздух под верхнюю губу и легко постукивать по ней кончиками пальцев, проделать то же самое движение, набрав воздух под нижнюю губу. 18. «Нарисуем три дорожки». Движение пальцев от середины нижней губы к ушам, от середины верхней губы к ушами, от середины носа к ушам. 19. «Нарисуем кружочки». Круговые движения кончиками пальцев по щекам. 20. «Погреем щечки». Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях. 21. «Паровозики». Сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещая мышцы век сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Можно сопровождать круговые движения ритмичным произнесением: «Чух, чух, чух». 22. «Пальцевой душ». Набрать воздух под щеки и легко постукивать по ним кончиками пальцев. 23. «Испечем блины». Похлопать ладошками по щекам. 24. «Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.
|
|||
|