Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Несовершенная конкуренция



Современное состояние рынка обычно называют несовершенная конкуренция, подразумевая под этим термином две основные формы своеобразного сочетания монополии и конкуренции: монополистическую конкуренцию и олигополию.

 

Монополистическую конкуренцию следует отличать от монополии.

Монополистическая конкуренция – это такой рынок, где есть большое число продавцов, предлагающих схожие, но неидентичные товары.

 

· На рынке монополистической конкуренции действует множество конкурирующих фирм, предлагающих различающиеся товары/услуги для удовлетворения одной и той же потребности и не способных преградить выход на рынок новым конкурентам.

· Права отдельных фирм защищены с помощью авторских прав, прав на товарный знак, патентов и ноу-хау.

· Каждая фирма имеет возможность влиять на цены, по которым она предлагает свои товары.


Таковы, например, рынки продуктов питания, одежды и обуви, косметических товаров.

Олигополия — это такой рынок, на котором господствуют несколько (обычно от трёх до пяти) крупных фирм. Олигополия — это конкуренция между немногими. (Например, в США олигополию обычно образуют четыре ведущие фирмы отрасли, продающие на рынке до 60% всей продукции.

 

 

На рынке олигополии аналогичные или схожие товары/услуги производятся небольшим числом фирм, которые поделили рынок и конкурируют между собой, существенно влияя на цену, по которой продаются товары.


Примерами подобных рынков являются автомобильный рынок, рынок услуг мобильной связи, рынок авиаперевозок.

Монопсония — ситуация, когда на рынке есть несколько продавцов и один покупатель (градообразующее предприятие в небольшом городке, единолично устанавливающее размер зарплаты; министерство обороны, закупающее вооружение у нескольких фирм.

Монополия – это исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству.

· Рынок монополии контролирует один производитель, который устанавливает цену. Монополист, как правило, устанавливает цену более высокую, чем та, которая сложилась бы на конкурентном рынке, и производит товаров меньше, чем производила бы отрасль в условиях конкуренции.

· Монополия может быть установлена фирмой, производящей уникальный товар, разработавшей принципиально новую технологию, и т. п.

· При монополии монополистом является не продавец, а покупатель.

· Единственным покупателем может быть государство, если речь идёт, например, о космическом корабле, оружии или неогранённых алмазах.


Выделяются так называемые естественные монополии.

Естественная монополия — отрасль, в которой производство товаров (услуг) сосредоточено в одной фирме в силу объективных (природных или технических) причин, и это выгодно обществу.

Например, природная монополия может быть установлена фирмой, открывшей месторождение уникальных полезных ископаемых; технические монополии — оказание услуг, связанных с водоснабжением, канализацией, электросетями, стационарной телефонией и т. п. — основаны на том, что нескольким конкурирующим фирмам нерационально проводить в одно здание две или более сети канализации или электричества.

Формы монополий.

Картель - соглашение о ценах, распределении рынков, производственных и сбытовых квотах.

Синдикат - объединение, в котором участники сохраняют производственную, но теряют торговую самостоятельность.

Трест - полное объединение предприятий с потерей и торговой, и производственной самостоятельности.

Концерн - объединение предприятий разных отраслей, торговых фирм, банков на основе общей финансовой зависимости.

Консорциум - объединение монополий.

Конгломерат - гигантский промышленный комплекс со значительной децентрализацией управления.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.