Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Урок родной (русской) литературы



Урок родной (русской) литературы

 в 8 классе по рассказу Л. Улицкой

 «Капустное чудо»

Автор: Горох Надежда Геннадьевна,

учитель РЯ и литературы МБОУ " СОШ с. Ключи Лысогорского района"

Цели урока:

- развить умение анализировать художественный текст;

-развить интерес к литературе через чтение произведений современных авторов;

- воспитать чувство нравственной и морально ответственности перед людьми.

Задачи:

Развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к современной русской литературе; воспитание культуры общения в группе со сверстниками.

Слово учителя: На прошлом уроке мы знакомились с отрывками из повести А. Лиханова «Последние холода». Какими словами вы бы передали содержание повести? О чем она? (Прием «Кластер»: война, голод, смерть близких, болезни, эвакуация, шакалы и т. д. )

- Какое слово будет стоять в центре? (война)

- Скажите, а в этих условиях есть место человечности? Приведите примеры. (Мальчик, тетя Груша, мама мальчика, учителя). Какими словами можно обозначить поступки названных вами героев?

Запись слов на доске – доброта, сочувствие,  помощь. Можно ли включить их в наш кластер? (Да).

- В тексте есть фраза, которую произносит директор школы: «Почему же вы молчали? Кругом же люди! » Скажите, а все ли люди одинаково готовы прийти на помощь? Примеры (шайка мальчишек, которых боялись даже взрослые).

- Сегодня мы познакомимся с рассказом современной писательницы Л. Улицкой «Капустное чудо». Попробуйте по главному слову (чудо) предположить, о чем пойдет речь. Что такое чудо? (слушаем ответы детей)

- Подсказка в одном из тех слов, что записаны на доске. В конце урока вы назовете мне это слово.

 (Рассказ читается учителем вслух, но до слов " Ольга всхлипывала" ).

- Как вы думаете, чем может закончиться рассказ? (предположения детей)

- Скажите, по-вашему,  старуха Ипатьева добрая или злая? Как называет её автор? Как она вначале относилась к девочкам?  Как чувствовали себя девочки у неё в доме?

- Чего в рассказе больше – доброты и участия или равнодушия? (Ученики приводят примеры стоящих в очереди, продавщицы, делают вывод: больше равнодушия).

- Теперь посмотрим, как Улицкая заканчивает свой рассказ. (Учитель читает сначала первый финал, а затем - второй).

- Как вы считаете, почему автор дает два финальных эпизода?

-…Сели не раздеваясь и ждали… Чего ждали? О чем думали?

- А что в это время делает старуха Ипатьева? О ком она думает в первую очередь – о девочках или о себе? Найдите в этом отрывке самые важные, на ваш взгляд, слова. (А я-то, я-то как без них? )

- Давайте вспомним начало рассказа. Какие слова перекликаются с этими? («Может, неспроста они ко мне на старости лет пристали»).

- Так зачем же к старухе «пристали» эти маленькие девочки? Изменилась эта женщина? Докажите примерами из текста.

-Так о каком чуде идет речь в этом рассказе? (Это чудо человеческих дел, поступков, доброты, ласки и человеческого участия).

- Верно, совершается " капустное чудо". В чем особенность сочетания слов " капустное чудо"? (Соединяются два несопоставимых понятия: чудо и капуста)

- Такой прием в литературе называется оксюморон -   один из художественных тропов; сочетание противоположных по смыслу определений, понятий, в результате которого возникает новое смысловое качество.

- Какое же новое смысловое качество этого сочетания мы можем выделить?

(Чудо происходит с людьми без всякого волшебства, только при помощи людей, их неравнодушия, может даже, прозрения).

- Найдите на доске слово, которое является контекстным синонимом к слову «чудо» в данном рассказе (доброта)

-Давайте задумаемся, а почему произошло это чудо? Почему старуха Ипатьева с больными ногами несколько раз сбегала к ларьку, а утром  легко отправила двух крошечных девочек в стареньких башмаках с мешком за капустой? Где ответ? («девочки то ласковые»)

- Над чем заставляет нас размышлять автор в этом рассказе?  (Ребята высказывают свои предположения - прием «Корзина идей»).  

Д/з. Заполнение читательского дневника – написание эссе «Что такое доброта? Какие чудеса она может совершать? »  Приводите примеры и из текста,  и из своего жизненного опыта.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.