|
|||
Урок родной (русской) литературыУрок родной (русской) литературы в 8 классе по рассказу Л. Улицкой «Капустное чудо» Автор: Горох Надежда Геннадьевна, учитель РЯ и литературы МБОУ " СОШ с. Ключи Лысогорского района" Цели урока: - развить умение анализировать художественный текст; -развить интерес к литературе через чтение произведений современных авторов; - воспитать чувство нравственной и морально ответственности перед людьми. Задачи: Развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся. Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к современной русской литературе; воспитание культуры общения в группе со сверстниками. Слово учителя: На прошлом уроке мы знакомились с отрывками из повести А. Лиханова «Последние холода». Какими словами вы бы передали содержание повести? О чем она? (Прием «Кластер»: война, голод, смерть близких, болезни, эвакуация, шакалы и т. д. ) - Какое слово будет стоять в центре? (война) - Скажите, а в этих условиях есть место человечности? Приведите примеры. (Мальчик, тетя Груша, мама мальчика, учителя). Какими словами можно обозначить поступки названных вами героев? Запись слов на доске – доброта, сочувствие, помощь. Можно ли включить их в наш кластер? (Да). - В тексте есть фраза, которую произносит директор школы: «Почему же вы молчали? Кругом же люди! » Скажите, а все ли люди одинаково готовы прийти на помощь? Примеры (шайка мальчишек, которых боялись даже взрослые). - Сегодня мы познакомимся с рассказом современной писательницы Л. Улицкой «Капустное чудо». Попробуйте по главному слову (чудо) предположить, о чем пойдет речь. Что такое чудо? (слушаем ответы детей) - Подсказка в одном из тех слов, что записаны на доске. В конце урока вы назовете мне это слово. (Рассказ читается учителем вслух, но до слов " Ольга всхлипывала" ). - Как вы думаете, чем может закончиться рассказ? (предположения детей) - Скажите, по-вашему, старуха Ипатьева добрая или злая? Как называет её автор? Как она вначале относилась к девочкам? Как чувствовали себя девочки у неё в доме? - Чего в рассказе больше – доброты и участия или равнодушия? (Ученики приводят примеры стоящих в очереди, продавщицы, делают вывод: больше равнодушия). - Теперь посмотрим, как Улицкая заканчивает свой рассказ. (Учитель читает сначала первый финал, а затем - второй). - Как вы считаете, почему автор дает два финальных эпизода? -…Сели не раздеваясь и ждали… Чего ждали? О чем думали? - А что в это время делает старуха Ипатьева? О ком она думает в первую очередь – о девочках или о себе? Найдите в этом отрывке самые важные, на ваш взгляд, слова. (А я-то, я-то как без них? ) - Давайте вспомним начало рассказа. Какие слова перекликаются с этими? («Может, неспроста они ко мне на старости лет пристали»). - Так зачем же к старухе «пристали» эти маленькие девочки? Изменилась эта женщина? Докажите примерами из текста. -Так о каком чуде идет речь в этом рассказе? (Это чудо человеческих дел, поступков, доброты, ласки и человеческого участия). - Верно, совершается " капустное чудо". В чем особенность сочетания слов " капустное чудо"? (Соединяются два несопоставимых понятия: чудо и капуста) - Такой прием в литературе называется оксюморон - один из художественных тропов; сочетание противоположных по смыслу определений, понятий, в результате которого возникает новое смысловое качество. - Какое же новое смысловое качество этого сочетания мы можем выделить? (Чудо происходит с людьми без всякого волшебства, только при помощи людей, их неравнодушия, может даже, прозрения). - Найдите на доске слово, которое является контекстным синонимом к слову «чудо» в данном рассказе (доброта) -Давайте задумаемся, а почему произошло это чудо? Почему старуха Ипатьева с больными ногами несколько раз сбегала к ларьку, а утром легко отправила двух крошечных девочек в стареньких башмаках с мешком за капустой? Где ответ? («девочки то ласковые») - Над чем заставляет нас размышлять автор в этом рассказе? (Ребята высказывают свои предположения - прием «Корзина идей»). Д/з. Заполнение читательского дневника – написание эссе «Что такое доброта? Какие чудеса она может совершать? » Приводите примеры и из текста, и из своего жизненного опыта.
|
|||
|