|
|||
Выступление заместителя директора по МР Балан Л.П.Выступление заместителя директора по МР Балан Л. П. на педагогическом совете 28. 12. 2021г.
В основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип: каждый ребенок, подросток одарен, способен преуспеть и в науке, и в творчестве, и в спорте, в профессии и в жизни. Раскрытие его талантов – это наша с вами задача, в этом успех России. В. В. Путин
Каждый человек рождается с богатыми творческими способностями. Все маленькие дети – прирожденные строители, ученые, музыканты и поэты. Когда-то великий Сократ сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Забота об одаренной молодежи сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем. Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. Выявление одарённых детей и организация системной работы с ними – одна из целей современного образования, что подтверждается указом Президента РФ от 7 мая 2018 года. Основная стратегия нашего образования по ФГОС – формирование всесторонне развитой личности. В рамках президентской программы «Одаренные дети» разработана концепция одаренности на государственном уровне, которая представляет собой теоретическую модель, вобравшую в себя лучшие достижения современной отечественной и зарубежной психологии и педагогики. Талантливая молодежь в перспективе – важнейший фактор и ресурс развития общества, её деятельностное включение в образовательные, экономические, политические и социальные процессы способно придать дополнительные импульсы для развития страны в целом. Поэтому на школу ложится важнейшая стратегическая задача – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание инициативной, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения личности, умеющей выбирать профессиональный путь и готовой обучаться в течение всей жизни. Сегодня на педагогическом совете будем использовать следующие концептуальные понятия: Способности – индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Талант – выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере. Гениальность – высшая степень развития таланта, связанная с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренная личность – личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере (лидерство). Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одаренностью называют генетически обусловленный компонент способностей – «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться. Ведущим компонентом одаренности является мотивационный. Познавательная способность занимает в структуре одаренной личности доминирующее положение и отличается большой силой, устойчивостью и действенностью. Отличие личностей просто с высоким уровнем способностей от одаренных состоит именно в различии уровня, силы и доминирования мотивации. Именно благодаря более высокому уровню мотивации одаренная личность добивается более значительных результатов, чем другая, имеющая порой более высокий уровень способностей. Основная работа по выявлению способностей обучающихся в школе лежит, прежде всего, на педагогах. При организации работы с одарёнными детьми востребован учитель, который ü умеет творчески мыслить и применять инновационные технологии; ü знает о различных аспектах проявлениях одарённости, методах выявления и формах работы с одарёнными детьми, их личностных особенностях; ü умеет оказывать помощь и поддержку одарённым детям и их родителям; ü имеет потребность в личностном росте и совершенствовании. Только такой педагог способен раскрыть потенциал ребенка и не зарыть его талант в землю. Цель работы с одарёнными детьми - создание условий для выявления, поддержки и развития детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями в различных видах деятельности. Основные задачи: 1) знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики; 2) отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности; 3) обеспечение творческой самореализации личности в различных видах деятельности. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми: ü принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя; ü принцип индивидуализации и дифференциации обучения; ü принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности; ü принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса; ü принцип свободы выбора учащимися предметных и творческих кружков, спортивных секций; ü принцип возрастания роли внеурочной деятельности. В нашей школе продолжается работа по совершенствованию системы сопровождения и поддержки одаренных детей (ОД), детей с повышенными познавательными способностями: ведется банк данных ОД, используются эффективные формы и методы работы с одаренными детьми, детьми с повышенными познавательными способностями. Формы работы с одаренными детьми, используемые учителями МБОУ «Средняя общеобразовательная школа – детский сад комбинированного вида № 6 с углубленным изучением английского языка»: - индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков; - дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам; - проведение интеллектуальных игр, дискуссий, консультаций по возникшим проблемам; - участие в школьных, муниципальных и региональных олимпиадах по учебным предметам; - психологические консультации, тренинги, тестирование; - конкурсы, фестивали, спортивные соревнования; - посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам; - использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия); - создание детских портфолио, портфолио классов. В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа – детский сад комбинированного вида № 6 с углубленным изучением английского языка» организовано педагогическое и психологическое сопровождение одаренных детей, детей с повышенными познавательными способностям. Оказывается помощь таким учащимся в самореализации их творческой направленности: - создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание; - организация научно-исследовательской деятельности; - организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях; - разработка и реализация межпредметных научно-исследовательских проектов; - изготовление компьютерных презентаций, видеороликов, исследований. Результат этой системной работы будут презентовать сегодня на педагогическом совете наши учителя.
|
|||
|