|
|||
Депутату Государственной думы. Филатовой Ирине Анатольевне. Я проживаю в Республике Карелия в городе Петрозаводск и полагаю, данные законопроекты напрямую могут затронуть права и законные интересы как мои, так и неограниченного круга граждан РФ после прин
Депутату Государственной думы Филатовой Ирине Анатольевне
От
Обращение в государственные органы в связи с законом о Qr-кодах и ограничением прав и свобод большинства граждан РФ
12. 11. 2021 г. в Государственную Думу РФ поступил Законопроект № 17357-8 «О внесении изменений в Федеральный закон “О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения”, направленный в тот же день в Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, Комитет Государственной Думы по охране здоровья. Также 12. 11. 2021 г. в Государственную Думу поступил Законопроект № 17358-8 «О внесении изменений в статью 107 Воздушного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации”, направленный в тот же день в Комитет Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, Комитет Государственной Думы по охране здоровья. Законодательные инициативы по внедрению QR-кодов передали на обсуждение в региональные парламенты, где эти законопроекты будут обсуждаться до 14 декабря. После этого каждый регион должен будет предоставить своё решение: принять или отклонить инициативу. Я проживаю в Республике Карелия в городе Петрозаводск и полагаю, данные законопроекты напрямую могут затронуть права и законные интересы как мои, так и неограниченного круга граждан РФ после принятия, а также нарушить нормы Конституции РФ и нормы международного права. Так, согласно предложенной к внесению в ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии в РФ» редакции ст. 31. 1 фактически ограничивается возможность посещения мест проведения массовых и других мероприятий, организаций культуры, общественного питания, розничной и иных расположенных на территории субъекта Российской Федерации объектов, перечень которых определяется решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), только при предъявлении гражданином документации, подтверждающей проведение профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции или наличие медицинских противопоказаний к проведению такой прививки либо подтверждающей, что гражданин перенес заболевание, вызванное этой инфекцией, а также документа, удостоверяющего личность. В случае отсутствия документации посещение гражданами (за исключением несовершеннолетних) указанных мест проведения мероприятий, организаций и объектов до 1 февраля 2022 года возможно при предъявлении гражданином документа, содержащего сведения об отрицательном результате исследования на наличие новой коронавирусной инфекции, проведенного методом полимеразной цепной реакции. Внесение данных ограничений, во-первых, экономически нецелесообразно и невыгодно для РФ. Как следует из пояснительной записки к законопроекту, каких-либо материальных затрат введение данной нормы за собой не повлечет. Между тем, объекты предпринимательской деятельности (в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства) будут поставлены в явно дискриминационные условия для функционирования, потребуют субсидий со стороны Государства, что повлечет за собой значительный расход средств бюджета на текущий год. Отсутствие ограничений для конкретного должностного лица – руководителя Субъекта РФ – по самостоятельному установлению по своему внутреннему убеждению и усмотрению перечня запрещенных к посещению мест фактически вызовет дискриминацию граждан РФ в зависимости от региона их постоянного проживания и ограничение возможности их передвижения. Далее, проверка паспортов при входе фактически будет означать, что лица, контролирующие вход на территорию театров, музеев, ресторанов и иных общественных мест будут иметь ПОЛНОМОЧИЯ НА ПРОВЕРКУ ДОКУМЕНТОВ, удостоверяющих личность граждан РФ. Таким образом, в каждый такой объект должен быть предоставлен доступ сотруднику правоохранительных органов, поскольку в полномочия охранника Торгового центра проверка удостоверения личности гражданина не входит. Более того, Законодательством РФ четко ограничен круг лиц, имеющих право требовать предъявление удостоверения личности гражданина РФ. (см. п. 2 ч. 1 ст. 13 ФЗ № 3 «О полиции» и п. 4 ч. 1 ст. 9 ФЗ № 226 «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», ст. 42 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, П. 3 ст. 15 ФЗ № 57 «О государственной охране», Ч. 10 ст. 65 ФЗ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», подп. 12 п. 2 ст. 7 Федерального конституционного закона № 1 «О военном положении»). Закон РФ № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» прямо не предусматривает права частных охранников на проверку документов, удостоверяющих личность. Имеется ли такой штат сотрудников полиции в настоящий момент? Готов ли Бюджет РФ обеспечивать такой объем материальных вложений? Далее, вышеуказанные проверяющие лица с помощью специальной программы будут иметь доступ к сведениям, составляющим врачебную тайну, в том числе о дате и времени вакцинации, сроке действия сертификатов, основаниям для медицинского отвода – диагноза, врача, его установившего и т. д. Однако, специальными субъектами, которые обязаны хранить данную тайну с профессиональной точки зрения, вышеуказанные лица не являются, что нарушает нормы 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан». Как следует из позиции Европейского суда по правам человека по ст. 8 «Неоправданное раскрытие конфиденциальной информации – медицинские данные в справке, которая должна быть представлена в различных ситуациях, например, получение водительских прав и подача заявления о приеме на работу несоразмерно любым возможным законным целям, преследуемых Государством. Несмотря на наличие формально законной цели для ограничения передвижения граждан РФ – предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции, предпринятые меры не обоснованы социально значимостью ограничений (в ТЦ в магазин одежды без сертификата нельзя, а в тот же ТЦ в продуктовый магазин рядом можно), а также не обоснованы в своем объеме в демократическом обществе. Так, наряду с местами культурного досуга (театры и музеи), без которых, в целом, граждане РФ могут обойтись (и это ударит экономически исключительно на места развлечений и культуры), существует запрет на посещение ТЦ и мест общественного питания, что ограничивает реализацию гражданских прав неограниченного круга лиц. К примеру, больной диабетом и не имеющий официального медицинского отвода гражданин, не сможет своевременно утолить голод, а при отсутствии лекарственных препаратов состояние здоровья последнего может резко ухудшиться. Аналогично тот же гражданин, остро нуждающийся в транспортировке на борту воздушного судна или поезда дальнего следования к лечебному учреждению для проведения плановой операции, не сможет реализовать свое право в свете второго поступившего в Государственную Думу РФ законопроекта № 17358-8 «О внесении изменений в статью 107 Воздушного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации”, непосредственно связанного с введением ст. 31. 1 в ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» (Законопроект № 17357-8). И в данной ситуации уже стоит вопрос о реализации гражданином права на жизнь, предусмотренное ст. 2 Европейской конвенции по правам человека и ст. 2, ст. 17-20 Конституции РФ. Статья 14 ЕКПЧ закрепляет право не подвергаться дискриминации в пользование правами. Предложенными поправками в ФЗ, фактически вводятся возможные различия в обращении, которые могут быть вызваны наличием/отсутствие кода о вакцинации/медицинского отвода (без последующей возможности здоровым непривитым людям за свой счет сдавать ПЦР-тестирования), поскольку приведет фактически к дифференцированному обращению с людьми, основная цель которого – ограничение доступа к различным услугам, свободам или аспектам социальной жизни для тех, у кого есть отсутствует код о вакцинации/медотвод (без наличия каких-либо вариантов для остального населения. Национальное законодательство должно быть четким, предсказуемым и достаточно доступным. И недопустимо отдавать его в таком глобальном проявлении на откуп внутреннему убеждению Главе конкретного субъекта, от личности которого фактически и будет зависеть ограничение прав граждан РФ в целом (поскольку гражданин может по служебной необходимости при прочих равных обстоятельствах передвигаться из региона в регион, где набор его прав, закрепленных в конституции и иных ФЗ фактически будет меняться по воле Главы Субъекта РФ). Поскольку отсутствуют подробные юридические полномочия для повсеместного внедрения куэркодизации населения (и предложенные поправки объем и структура также не определяют) и четкое описание его масштабов и вероятного прогнозируемого эффекта после введения, налицо грубое вмешательство в права граждан по статье 8 и дискриминационное воздействие в соответствии со статьей 14. Оценивая необходимость принятия подобных мер в демократическом обществе с учетом норм международного права и Европейской конвенции по правам человека, надлежит оценить «острую социальную потребность» в предлагаемой мере. Соразмерна ли эта потребность необходимости передвижения на воздушном и железнодорожном транспорте? И возможно ли вообще в демократическом обществе вводить такой запрет и ограничение на передвижение, особенно с учетом территориального объема РФ, где автобусное сообщение в ряде регионов вообще не обеспечено в качестве разумной альтернативы? Полагаю, что в пояснительных записках к законопроектам не продемонстрировано, что существует острая социальная потребность в вмешательстве в права пострадавших лиц в соответствии со Статьей 8 ЕКПЧ. Достаточно ли важна цель открыть для посещения театры и музей, чтобы оправдать ограничение? Достигнут ли предлагаемые меры этой цели, если да, то в какие сроки и по каким количественным и качественным критериям будет производиться оценка? Являются ли меры, которые необходимо принять, наименее ограничивающими для достижения намеченной цели? Необходимы ли ограничения прав ЕКПЧ для достижения поставленных законных целей?
На основании изложенного:
Прошу
1. Рассмотреть вышеуказанные доводы на заседании профильных комитетов ГД РФ ДО направления законопроектов на рассмотрение в 1, 2, 3 чтении соответственно; 2. Довести до сведения депутатов ГД РФ при рассмотрении законопроектов РФ вышеуказанные доводы; 3. Запросить позицию Уполномоченного по правам человека в РФ о существе принимаемых в РФ ограничений с позиции соответствия международным правам человека и гражданина;
« 17 » ноября 2021
|
|||
|