Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Контрольно- измерительные материалы



Контрольно- измерительные материалы

для итоговой контрольной работы по литературе

за курс 9 класса

Цель:  оценка качества подготовки по литературе учащихся 9 класса для выявления уровня освоения учебного материала, выполнения требований Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

 

Кодификатор элементов содержания, проверяемых контрольной работой

№ задания Проверяемые элементы содержания
Задание 1. Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
Задание 2. А. С. Грибоедов «Горе от ума»
Задание 3. А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
Задание 4. М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Задание 5. Н. В. Гоголь «Мертвые души»
Задание 6. Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
Задание 7. Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения. Анализ и интерпретация произведений.

Продолжительность контрольной работы по литературе

На выполнение контрольной работы отводится 80 минут.

 

Система оценивания выполнения отдельных заданий и контрольной работы в целом

Верные ответы в заданиях 1-6 оцениваются одним баллом. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов

в задании 1 – 2,

в задании 2 – 3,

в задании 3 – 6,

в задании 4 – 1,

в задании 5 – 5,

в задании 6 – 6.

 Выполнение задания 7 оценивается по следующим критериям:

Критерии Баллы
1. Глубина раскрытия темы и убедительность суждений  
а) учащийся раскрывает тему, опираясь на авторскую позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел), при необходимости формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы; фактические ошибки и неточности отсутствуют
б) учащийся раскрывает тему, опираясь на авторскую позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел), при необходимости формулирует свою точку зрения, ноне все тезисы убедительно обосновывает; и (или) допускает 1-2 фактические ошибки
в) учащийся раскрывает тему поверхностно или односторонне, не опираясь на авторскую позицию (анализируя стихотворения без учета авторского замысла); и (или) не обосновывает свои тезисы; и (или) допускает 3-4 фактические ошибки.
г) учащийся не раскрывает тему; и (или) допускает более 4-х фактических ошибок
2. Уровень владения теоретико-литературными понятиями  
а) учащийся использует теоретико-литературные понятия для анализа произведения; ошибки и неточности в использовании понятий отсутствуют
б) учащийся включает в текст сочинения теоретико- литературные понятия, но не использует их для анализа произведения, и / или допускает не более 2-х ошибок в их употреблении
в) учащийся не использует теоретико-литературные понятия; или допускает более 2-х ошибок в их употреблении.
3. Обоснованность привлечения текста произведения  
а) текст рассматриваемого произведения привлекается разносторонне и обоснованно (цитаты с комментариями к ним, пересказ фрагментов текста с их оценкой, ссылки на текст произведения)
б) текст привлекается,   ноне всегда обоснованно (т. е. вне прямой связи с выдвинутым тезисом)
в) текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются
4. Композиционная цельность и логичность изложения  
а) ответ характеризуется композиционной цельностью, части высказывания логически связаны, мысль последовательно развивается, нет необоснованных повторов и нарушений логической последовательности
б) есть нарушения композиционной цельности: части высказывания логически связаны между собой, мысль повторяется; и (или) есть нарушения в последовательности изложения (в том числе внутри смысловых частей высказывания); и (или) есть отступления от темы
в) не прослеживается композиционного замысла; и (или) допущены грубые нарушения в последовательности изложения; и (или) нет связи между частями и внутри частей
5. Следование нормам речи  
а) допущено не более 2-х речевых ошибок
б) допущены 3 речевые ошибки
в) допущены 4 речевые ошибки
г) количество допущенных речевых ошибок существенно затрудняет понимание смысла высказывания (допущено 5 и более речевых ошибок).
Максимальный балл

 

Максимальный балл за выполнение всей контрольной работы – 35 баллов.

 

«5» «4» «3» «2»
35-31 б. 30- 25 б. 24 - 17 б. 16-0 б.

ВАРИАНТ 1.

Задание 1. Укажите основные черты литературного направления.

Классицизм
 
 
Сентиментализм

Задание 2. Сгруппируйте цитаты в зависимости от того, к какому персонажу «Горя от ума» они относятся:

1) Унизить рад, кольнуть; завистлив, горд и зол!                А. Молчалин

2) Хрипун, удавленник, фагот,                                               Б. Скалозуб

Созвездие маневров и мазурки!                                         В. Чацкий

3) Конечно, нет в нем этого ума,

Что гений для иных, а для иных чума…

4) Он славно

  Пересмеять умеет всех;

  Болтает, шутит…

5) Вот он, на цыпочках и не богат словами.

 

Задание 3. Соотнесите данные ниже характеристики с действующими лицами романа «Евгений Онегин»:

1) …но я привык                                                        А. Ольга

К его язвительному спору,                                    Б. Онегин

И к шутке с желчью пополам,                              В. Татьяна

И злости мрачных эпиграмм.                                Г. Ленский

2) Кругла, красна лицом она,                                    Д. Ларин

Как эта глупая луна                                              Е. Ларина

На этом глупом небосклоне.

3) Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей.

4) Красавец, в полном цвете лет,                                     

Поклонник Канта и поэт.

5) Он был простой и добрый малый,

В прошедшем веке запоздалый.

6) Чудак печальный и опасный,

Созданье ада иль небес,

Сей ангел, сей надменный бес,

Что ж он?

7) Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы.

 

Задание 4. Восстановите хронологическую последовательность событий романа «Герой нашего времени»:

 1) «Княжна Мери»  2) «Тамань» 3) «Максим Максимыч»  4) «Бэла» 5) «Фаталист»

 

Задание 5. Назовите имена помещиков поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

 

Задание 6. Определите средство художественной выразительности в следующих строчках:

А) Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья. («К Чаадаеву» А. С. Пушкин)

 

Б) Но я люблю — за что, не знаю сам —
Ее степей холодное молчанье… («Родина» М. Ю. Лермонтов)

 

В) В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной. ( «Анчар» А. С. Пушкин)

 

Г) Гаснут красные крылья заката,
Тихо дремлют в тумане плетни.
 

Д) Не тоскуй, моя белая хата,
Что опять мы одни и одни. (С. А. Есенин)

 

Е) Я видывал, как она косит -
Что взмах - то готова копна.  (Н. А. Некрасов)

Задание 7. Дайте развёрнутый ответ на один из предложенных вопросов

1) В чём смысл противопоставления Онегина и Ленского в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»?

2) Как связаны в поэзии М. Ю. Лермонтова размышления о творчестве и тема одиночества? (На примере не менее 2 стихотворений по выбору учащегося. )

3) Почему именно Молчалин становится избранником Софии? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». )

4) Какой смысл вкладывает А. И. Солженицын в понятие «праведник»? (По рассказу «Матрёнин двор». )

 


ВАРИАНТ 2.

Задание 1. Укажите основные черты литературного направления.

 
Реализм
Романтизм
 

 

Задание 2. Сгруппируйте цитаты в зависимости от того, к какому персонажу «Горя от ума» они относятся:

1) Он слова умного не выговорил сроду.                          А. Молчалин

2) Он вольность хочет проповедать!                                  Б. Скалозуб

3) Кто другой так мирно все уладит!                                 В. Чацкий

Там моську вовремя погладит!

Там в пору карточку вотрет!

4) И золотой мешок, и метит в генералы.

5) Был острый человек, имел душ сотни три.

 

Задание 3. Соотнесите данные ниже характеристики с действующими лицами романа «Евгений Онегин»:

1) Он застрелиться, слава богу,                                А. Ольга

Попробовать не захотел,                                          Б. Онегин

Но к жизни вовсе охладел.                                    В. Татьяна

2) Как поцелуй любви мила,                                      Г. Ленский

Глаза как небо голубые;                                        Д. Ларина

Улыбка, локоны льняные,

Движенья, голос, легкий стан…

3) Никто б не мог ее прекрасной

Назвать...

4) Он верил, что друзья готовы,

За честь его принять оковы

И что не дрогнет их рука                                    

Разбить сосуд клеветника.

5) Рвалась и плакала сначала,

С супругом чуть на развелась;

Потом хозяйством занялась,

Привыкла и довольна стала.

6) …Ужели подражанье,

Ничтожный призрак, иль еще

Москвич в Гарольдовом плаще,

Чужих причуд истолкованье,

Слов модных полный лексикон?

Уж не пародия ли он?

7) Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива.

 

 

Задание 4. Сколько повестей составляют роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»? Перечислите их в той последовательности, в которой они расположены в романе.

 

Задание 5. Назовите имена помещиков поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

 

 

Задание 6. Определите средство художественной выразительности в следующих строчках:

А) Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья. («К Чаадаеву» А. С. Пушкин)

 

Б) Но я люблю — за что, не знаю сам —
Ее степей холодное молчанье… («Родина» М. Ю. Лермонтов)

 

В) В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной. ( «Анчар» А. С. Пушкин)

 

Задание 7. Дайте развёрнутый ответ на один из предложенных вопросов

1) В чём смысл противопоставления Онегина и Ленского в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»?

2) Как связаны в поэзии М. Ю. Лермонтова размышления о творчестве и тема одиночества? (На примере не менее 2 стихотворений по выбору учащегося. )

3) Почему именно Молчалин становится избранником Софии? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». )

4) Какой смысл вкладывает А. И. Солженицын в понятие «праведник»? (По рассказу «Матрёнин двор». )

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.