Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Михаил Васильевич Ломоносов — просветитель-патриот»



 

Районные педагогические чтения с межрегиональным участием педагогов Кичменгско-Городецкого района Вологодской области

«Михаил Васильевич Ломоносов — просветитель-патриот»

Т. Г. Князева,

 методист информационно-методического центрапгт Подосиновец

 

Добрый день, уважаемые коллеги! Слайд 1

Районные педагогические чтения с межрегиональным участием педагогов Вологодской области, которые мы проводим в этом году, посвящены 310-летию со дня рождения великого русского ученого, «универсального человека», как не зря его называют, энциклопедиста, физика и химика, основоположника научного мореплавания, астронома, приборостроителя, географа, металлурга, геолога, поэта, художника, филолога, генеалога, историографа, поборника развития отечественных наук, и, конечно же, просветителя — Михаила Васильевича Ломоносова.

Слайд 2

Коллеги, мы сегодня прикоснемся только к одной из граней его гения, его удивительной многосторонней деятельности, а именно к тому, как с именем Михаила Васильевича Ломоносовасвязаны развитие российской науки, история педагогической мысли и просвещения России в 18-м веке.

Слайд 3

Что касается педагогической деятельности Ломоносова, то интерес к ней возрос в 90-х годах20-го века. Это связано с началом перестройки системы образования, поисками новых путей его развития на принципах гуманизма и духовности. Именно в это время были переизданы труды М. В. Ломоносова, посвященные вопросам воспитания и образования, вышли в свет работы ученых, занимающихся изучением его творчества.

Коллеги, как я уже сказала, мы поговорим сегодня только о педагогической деятельности ученого.

Слайд 4

План моего выступления следующий:

1. Этапы педагогической деятельности М. В. Ломоносова.

2. М. В. Ломоносов о теории и практике воспитания.

3. Вопросы дидактики в педагогической теории М. В. Ломоносова.

Слайд 5, 6

Итак, мы переходим к первому вопросу: Этапы педагогической деятельности ученого.

Следует заметить, что активная педагогическая деятельность М. В. Ломоносова началась в январе 1742 г. После его возвращения из-за границы и поступления на службу в Петербургскую академию наук сначала в должности адъюнкта или помощника профессора, а спустя три года — в должности профессора.

Исследователи творчества Ломоносова условно выделяют в его педагогической деятельности следующие этапы.

Первый этап (1742–1745 гг. ) непосредственно связан с преподавательской деятельностью Ломоносова. Уже в этот период ученый разрабатывает ряд учебников и пособий на русском языке: “Краткое руководство к риторике, на пользу любителей речи сочиненное”, “Первое основание горной науки” и др. До этого все лекции в Академии наук читались на латинском языке. Он также отстаиваетмысль о том, что все члены Академии наук должны заниматься педагогической деятельностью, вносить посильный вклад в подготовку молодых национальных кадров,

Второй этап (1745–1749 гг. ) связан не только с преподавательской, но и методической деятельностью Ломоносова — разработкой учебников, пособий, лекций для чтения на русском языке. Практика преподавания убедила ученого в необходимости преобразования учебной части Академии наук. В связи с этим Ломоносов подготовил представление в Академическое Собрание “О привлечении семинаристов в университет и об увеличении учащихся гимназии”. В этом документеонпредлагал привлекать способных россиян для обучения в Академии. Ученый считал, что “…следует заботиться о том, чтобы гимназия обладала большим количеством учеников; оттуда некогда должны выйти свои, так сказать, доморощенные студенты”. Данное представление не осталось без ответа. В 1748 году Синод разрешил отобрать по 10 человек из Московской Славяно-греко-латинской академии, Новгородской и Александро-Невской семинарий.

Третий этап (1750–1755 гг. ) — это период, когда Ломоносов начинает активно работать над созданием серии документов о среднем и высшем образовании. Впоследствии эти документы были названы исследователями педагогического творчества ученого Ломоносовской программой просвещения в России [11, 12]. Именно в это время М. В. Ломоносов выступает с идеей открытия Московского университета и в проект его создания вносит те демократические принципы, которые он отстаивал для академического университета, заботясь о том, чтобы учебные заведения, в том числе и университет, были открыты для простого народа. Торжественное открытие Московского университета состоялось 26 апреля (7 мая) 1755 г. На Красной площади на месте нынешнего Исторического музея.

Четвертый этап (1755–1760-е гг. ) — это время, когда Ломоносов наиболее полно и плодотворно занимался педагогической деятельностью. Онначал руководить Академической гимназией и университетом. И именно этот период педагогической деятельности М. В. Ломоносова представляет для нас наибольший интерес. Прежде всего потому, что он связан с окончательной разработкой программы высшего и среднего образования в России. Программа не создавалась Ломоносовым как отдельный документ. Ее основные идеи, мысли, положения “разбросаны” во множестве трудов ученого и относятся к самым разным проблемам: организации и сущности, задачам и содержанию, методам и способам образования и воспитания юношества. Но собранные вместе педагогические идеи М. В. Ломоносова образуют единую, целостную образовательно-воспитательную систему. А ее главными элементами являются принципы народности, гуманизма и демократизма [13].

Слайд 7

Наиболее полно основные положения программы представлены в Проектах регламентов: “Проект регламента московских гимназий” (1755 г. ) [9: 88–101], “Проект регламента академических гимназий” (1758 г. ) [9: 121–145], “Проект регламента Академии Наук” (1764 г. ) [9: 166–182].

В своей программе М. В. Ломоносов впервые представил гимназию как передовой тип школы, предложил ее структуру, создал учебные планы. Планы были разработаны с учетом таких педагогических условий, как обучение на русском языке, предметность, последовательность изучения наук, их постепенное усложнение, светскость образования, единство и преемственность средней и высшей школы.

Хотелось бы добавить, что на формирование педагогических идей М. В. Ломоносова оказали влияние его знакомство с опытом обучения в русских и зарубежных школах, опыт немецких реальных школ, знакомство с работами Яна Амоса Коменского, а его книгу “Видимый мир в картинках” ученый считал необходимым пособием в гимназии.

Слайд 8

Вывод 1. Коллеги, мы можем констатировать, что М. В. Ломоносов предложил первую программу просвещения в России, основными принципами которой явились демократизм, гуманитаризация и народность образования.

Слайд 9

Перейдем ко второму вопросу: М. В. Ломоносов о теории и практике воспитания.

Основой воспитания М. В. Ломоносов считал “любовь к наукам и Отечеству”[1, т. 9, с. 512]. Любую деятельность Ломоносов считал высоконравственной, только если она была направлена на пользу общества. Исходя из этого ученый создал теорию воспитания, включая в понятие воспитание понятия обучение и образование [14]. Положения теории воспитания, так же, как и все педагогические идеи Ломоносова, не собраны в каком-либо отдельном его труде, но “разбросаны” почти по всем работам ученого, касающимся вопросов педагогики.

Слайд 10

Прежде всего остановимся на подходе Ломоносова к объекту воспитания —ребенку. Обратим особое внимание на взгляды ученого, касающиеся формирования личности воспитанника. М. В. Ломоносов являлся противником теории врожденных идей, родоначальником которых был Платон. Напомню, данная теория утверждает, что идеи от рождения присущи человеку, что существуют знания, предшествующие опыту, не зависящие от него, что они предопределяют жизненный путь человека, формируют его личность. Такой подход к природе человека принижал значение воспитания, часто сводил его роль “на нет”. Ломоносов не отрицал природных способностей, не отрицал роли наследственности в развитии и формировании человеческой личности. Разделял природные способности на “дарования душевные” и “телесные”, Он призывал выявлять и учитывать эти способности.

Опыт педагогической работы привел ученого к выводу, что “добрые умственные способности” являются плодотворной почвой “к посеянию чистого семени”, тогда как “учение в худой голове тчетно есть и бесполезно”. Отсюда ученый делает практический вывод — “не способных выявлять в начале учения”[1, т. 3, с. 93]. Это притом, что одним из привлекательных принципиальных положений педагогической теории Ломоносова есть принцип наличия таланта, заложенного в каждом ребенке. Надо только установить, какими способностями обладает ребенок, телесными или душевными.

Коллеги, прошло более двух столетий. Однако проблема выявления природных способностей, одаренных детей стоит и перед обществом начала 21-го века. Сегодня мы не делим способности на “душевные и физические”, их спектр чрезвычайно расширен. Расширен также спектр учебных заведений: школы многих профилей, колледжи, лицеи и гимназии. Но проблема, поставленная Ломоносовым, определена как одна из ведущих проблем педагогики. В настоящее время методикой ранней диагностики способностей детей озабочены ученые всех развитых стран.

Ломоносов также считал, что только принимать во внимание способности детей недостаточно. Необходимо учитывать индивидуальные возможности каждого, как возрастные, так и личность каждого. Необходимо осуществлять индивидуальный подход к детям и строить воспитательный процесс с учетом их природных способностей, склонностей и личных качеств. Эта мысль Ломоносова кажется очевидной, но только и сейчас педагогическая наука решает проблему личностного подхода в обучении и воспитании через поиск новых личностно-ориентированных методик и технологий, новых требований, предъявляемых к личности учителя.

Слайд 11, 12

Далее М. В. Ломоносов определяет, чему надо учить (воспитывать и образовывать) детей. Целью воспитания он считал формирование человека-патриота, стержневыми качествами которого является высокая нравственность, любовь к науке, знания, трудолюбие, бескорыстное служение на пользу Родине.

“Жить для пользы Отечества” [1, т. 9, с. 477–523]— вот что должно стать нравственной нормой воспитанника. Ломоносов был сторонником воспитания таких нравственных качеств, как скромность, вежливость, учтивость, уважение к старшим, друг к другу, честность и дружелюбие. Особое внимание он уделял формированию трудолюбия, прилежания, упорства, целенаправленности. Призывал остерегаться хамства, самохвальства, мстительности. Самыми плохими чертами он считал ложьи ленность.

И если другие положения педагогической теории Ломоносова приобрели за прошедшие столетия современную окраску, другое толкование, то под этими целями воспитания, я уверена, с готовностью подпишется большинство классных руководителей и родителей.

Слайд 13

В тесной связи с нравственностью Ломоносов рассматривал вопрос о трудовом воспитании молодежи.

Он считал безделие и праздность страшными изъянами. Труд, согласно Ломоносову, должен быть направлен на пользу общества, следовательно, необходимо научить относиться к труду творчески. Главным видом труда молодых людей Ломоносов считал учение, постижение наук. Привычка трудиться должна формироваться с самых ранних лет жизни ребенка.

Далеко не всегда педагогическая мысль последующих поколений соглашалась с этим положением — основной труд детей — учеба, приобретение знаний; нельзя отвергать и другие виды деятельности — работу в мастерских, на практике, по уходу за школьным зданием, но, по мнению Ломоносова, нравственную основу личности в таких учебных заведениях, где акцент сделан на умственную деятельность, составляет приобретение знаний.

Слайд 14

Ломоносов создал схему организации трудовой деятельности, которая способствует достижению высоких результатов, притом в любом виде труда, как умственного, так и физического. Ломоносов требовал научить воспитанников осуществлять предварительную подготовку к выполнению того или иного дела, обосновать цель работы, спланировать ее ход, подобрать необходимые инструменты, сделать анализ результатов. Трудовые операции должны быть продуманы и расположены в определенной последовательности. При этом необходимо опираться на имеющийся опыт и научные достижения. Необходимо научить все изготовленные вещи хранить “в особливом покое, каждая особливо под нумером”, а за труд обязательно поощрять. Ломоносов призывал работать с желанием, прилежанием, искусно, “со всяким рачением и верностью”. На мой взгляд, немногие организаторы педагогической деятельности откажутся от подобной схемы.

Слайд 15

Большое внимание Ломоносов уделял вопросам эстетического воспитания молодежи. Ученый считал, что его содержание должно отражать дух эпохи. Ломоносов первым из русских просветителей объявил критерием эстетического творчества “народную пользу”, ратовал за сохранение национального характера, настаивал на сохранении и умножении народных традиций. Ученый призывал широко использовать для воспитания гармонии русский язык и памятники устного народного творчества, неоднократно повторял, что в русском языке одновременно присутствует “великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того, богатство и сильная в изображениях краткость греческого и латинского языков”[1, т. 8, с. 117–119].. Красота слова, изящество изложения, по мнению ученого, способствуют развитию эстетических чувств, влияют на человеческое сердце. Будучи сам поэтом, художником, создавая поэтические, высокохудожественные произведения на научные темы, Ломоносов считал необходимым учить видеть прекрасное во всем, что нас окружает. Ученый полагал, что основной путь формирования культуры народов таков: человек–природа–духовная культура.

Особое внимание Ломоносов призывал обращать на изучение истории, тревожить “историческую память”. И не только в изучении исторической науки, но и в создании произведений искусства на темы русской истории. Он и сам подсказал Екатерине II 25 темдля картин, отображающих события допетровской Руси, которыми она решила украсить несколько залов Зимнего дворца. Эти темы пользовались большой популярностью в Академии художеств в течение долгого времени.

Итак, явления природы, язык, литература, художества — отражение природы в человеческой личности лежат в основе взглядов М. В. Ломоносова на эстетическое воспитание.

Коллеги, я думаю, вы согласитесь с тем, что за последние десятилетия вопросы эстетического воспитания в педагогической практике поставлены на должную высоту: множество исторических, художественных, этнографических, краеведческих музеев посещается учащимися, в школах введен курс мировой художественной культуры, в вузах — культурологии, новые технологии позволяют нам присутствовать на спектаклях и знакомят с новостями культуры. Идеи Ломоносова о соотнесенности понятий “человек–природа–духовная культура” не потеряли своей значимости и в наше время, а мысль о роли русского языка в становлении культурной личности сегодня стала еще более актуальной.

Слайд 16

Важное место в формировании личности Ломоносов отводилфизическому воспитанию, ибо физическое здоровье ребенка лежит в основе успешного ее становления. Физическое воспитание, по мнению ученого, “…следует начинать с младенчества, прежде всего через народные подвижные игры” [1, т. 6, с. 223]. Эти игры не только развивают волю, физические данные ребенка, но и влияют на умственные характеристики, развивают духовную сферу.

Сегодня возможности физического воспитания детей несравнимы с теми, которые были во времена Ломоносова. Имеются спортивные школы, секции, комплексы. Проводятся соревнования по самым различным видам спорта. Но вопрос о здоровье детей, об их физическом развитии, которое обеспечивало бы им возможность трудиться без напряжения, — проблема номер один в работе любого педагогического коллектива. И в этом в очередной раз сказалась прозорливость ученого.

Слайд 17

Ломоносов обращает внимание на то, что оптимальные условия для результативного воспитания и нравственного, и трудового, и эстетического, и физического могут быть созданы только в общности детей, в соответствующей атмосфере. Большую роль в этом играет уровень развития группы, те приоритеты, которые в ней созданы. Среда, общественные потребности оказывают огромное влияние на становление человека. И может быть поэтому Ломоносов был сторонником внедрения в систему образования классно-урочного метода организации процесса. Действительно, классно-урочная организация общения учителя с учениками позволяет одному человеку — учителю — влиять на многих, многим одновременно объяснять что-либо, используя в то же время коллективные усилия в понимании, усвоении, коллективное творчество. Одновременно урок отшлифовывает индивидуальное творчество, стимулирует организацию спора, дискуссий, отдельных выступлений и многое другое.

Идея Ломоносова о влиянии соответствующей атмосферы на воспитание более чем современна. Достаточно познакомиться с интерьером учебного заведения, с содержанием объявлений, стенных газет, побывав на внеурочных мероприятиях, послушав, о чем говорят дети на переменах, и почти безошибочно можно судить о том, чему и как учат в той или иной школе, каким видят своего выпускника.

Как метод и как условие воспитания Ломоносов расценивал и дисциплину. Внешний вид учащегося, соблюдение им элементарных правил гигиены, соблюдение чистоты в помещении, где он живет и занимается, соблюдение правил поведения — все это основа дисциплины, которая и создает благоприятные условия для занятий. Наводить порядок и создавать дисциплину Ломоносов предлагает прежде всего путем знакомства слушателей с правилами поведения, или гимназическими узаконениями.

Вопрос дисциплины и порядка разными способами решается и сегодня. В том числе и способом, предложенным Ломоносовым. Он не представлял педагогического процесса без поощрения и наказания учащихся, причем и то, и другое в полном соответствии с нравами своего времени. И поощрения, и наказания ученый предлагал как приватные, так и публичные. Поощрения в виде похвалы, лучшего места за столом, награждение гравюрами и книгами, особо отличившихся — серебряными и золотыми медалями, книгами, математическими приборами “в присутствии всей гимназии” [1, т. 9, с. 503–504]. Наказания — в виде выговоров, стояния на коленях, порки розгами, а также сидения на хлебе и воде. Но Ломоносов рекомендовал применять наказания в исключительных случаях, как исключительную меру, не причиняя этим вреда здоровью детей.

Конечно, за прошедшее время изменился статус ученика. Теперь эту свободолюбивую личность подвергнуть подобным наказаниям даже помыслить невозможно. Однако одно условие осуществления наказания, выдвинутое Ломоносовым, а именно — публичность, правомерно и в наше время. В дружном коллективе осуждение поступка приносит не меньшие плоды, чем публичная порка в ломоносовские времена.

Слайд 18

Вывод 2. Анализируя мысли и рассуждения М. В. Ломоносова о процессе воспитания, мы можем выделить следующие идеи ученого, актуальные для нас:

- воспитывать в юношестве нравственную норму — “жить для пользы Отечества”,

-  развивать индивидуальные качества личности,

- выявлять талант, заложенный в каждом ребенке,

- сочетать трудовое, эстетическое и физическое воспитание,

- рассматривать дисциплинарный фактор не столько в аспекте наказания, сколько в аспекте поощрения,

- учитывать физиологические и психологические особенности детей,

- создавать благоприятную атмосферу содружества.

Слайд 19

Давайте перейдем к третьему вопросу: Вопросы дидактики в педагогической теории М. В. Ломоносова.

М. В. Ломоносов первым в истории российской педагогики разработал вопросы дидактики, включающие в себя принципы и методы обучения, методику преподавания, организацию классно-урочной системы.

Необходимыми ступенями познания, поего мнению, являются теоретические обобщения и проверка полученных данных на практике. Всей своей научной педагогической деятельностью ученый утверждает, что именно практика является основой познания. Весь процесс человеческого познания определяется потребностями общественной практической деятельности.
Эти идеи М. В. Ломоносова нашли свое отражение в решении им
кардинальных дидактических вопросов, что было впервые сделано в
истории российской педагогики.

Слайд 20

Мы знаем, что в основе развития учебного процесса лежат определенные дидактические принципы обучения, в соответствии с которыми реализуются
поставленные цели и задачи. Современная дидактика рассматривает такие основные принципы обучения, как системность, научность,
наглядность, самостоятельность, преемственность, доступность, связь
теории с практикой, индивидуальный подход идр. Необходимость использования многих из них в обучении относится к дидактическим идеям
М. В. Ломоносова.

В “Проекте регламента московских гимназий” указывалось: “Во-первых при обучении школьников паче всего наблюдаться должно,
чтобы разного рода понятиями не отягощать и не приводить их в замешательство” [1, т. 9, с. 450].

Слайд 21

Под этими словами М. В. Ломоносов понимал соблюдение дозировки материала, степени его сложности. Ученый считал,
что нельзя переходить к обучению других предметов, пока гимназист
не научится читать и писать по-русски. Учителям рекомендовалось перед началом каждого полугодия “рассчитывать время так, чтобы и не
переобременять учащихся выше меры и не создавать им слишком легких условий” [1, т. 9, с. 513]. Тем самым Ломоносов сформулировал
принцип доступности так, как мы понимаем его сегодня.
При таком подходе к обучению дети чувствуют себя комфортно,
уроки, задания, общение— радость, а утверждение
Ломоносова через учение счастлив будет имеет место быть и сегодня.

Слайд 22

При этом, отстаивая принцип доступности, логичности обучения,
Ломоносов, тем не менее, был сторонником высокой степени научности
преподавания (принцип научности). Он постоянно указывал на необходимость использования лучших работ и произведений, которые бы отражали накопленную человечеством культуру и достижения. Актуальность принципа научностиподтверждается тем, что отбор того минимума лучших работ и произведений, который может быть усвоен учеником, будет способствовать его дальнейшему образованию, Реализации данного принципа и в наше время является труднейшей задачей.

Слайд 23

М. В. Ломоносов был сторонником внедрения принципа основательностизнаний. То, что положено изучать в разных “школах” и классах, должно быть хорошо усвоено:

“Не переводить из одного класса в
другой, ежели кто не выучил всего того твердо, что в оном классе, котором учился, положено для изучения” [1, т. 9, с. 456].

Единый базис в образовании, т. е. соблюдение принципа основательности знаний, не является лишним и внаше время, и его усвоение должно быть обязательным условием перевода учащихся в следующий класс. Ломоносов писал, что математика важна для гуманитариев, “…недля того, чтоб математиком быть, а только для логического мышления, выстраивания мысли в определенном порядке”; а представителям точных наук также необходимы науки гуманитарные — для воспитанияэстетических чувств, без которых человек не может ощущать себя полноценным.

Слайд 24

Борясь за прочность усвоения знаний, Ломоносов категорически отвергал зубрежку, требовал понимания и осознанного восприятия, считал,
что этому во многом способствует применение наглядности. Использование наглядности Ломоносов связывал с использованием явлений природы и окружающего мира. Неслучайнопринцип наглядностиученый трактовал как принцип связи теории и практики. И если во времена Ломоносова наглядность помогала только связывать теорию с практикой, то в наши дни ее роль значительно расширилась. Изменилисьи сами средства, позволяющие осуществлять этот принцип, но учениеЛомоносова о наглядности любого опыта, любого описания используется нами и сегодня. Опираясь на принцип наглядности, ученый добивался созданияновых условий в ситуации формирования у гимназистов исследовательских качеств. Такое понимание данного принципа было несомненно новым для его времени.

Слайд 25

Принцип самостоятельности и активностиучащихся в обучении.
Для его реализации М. В. Ломоносов советовал давать такие задания,
как переводы с русского на латинский, с латинского на русский, делать
" переложения" с прозы на стихи.

”Оные задавать трижды в неделю на
ночь. А в обеденное время для краткости времени того не делать. Позволить школьникам упражнения по своей охоте для показания каждому
своего особливого значения и понятия …” [1, т. 9, с. 453].

 Этим он обратил серьезное внимание на развитие творческого мышления у детей, на выработку интереса и потребности к знаниям, что было, безусловно, передовым для того времени. Наряду с исследовательской работой с целью развития интереса кпредмету в школах, гимназиях, лицеях сегодня используют и нестандартные домашние задания, требующие творческого подхода к их выполнению.

Слайд 26

М. В. Ломоносов выдвинул новое для своего времени понимание принципа индивидуального подходак учащимся, подразумевая под этим учет как физиологических, возрастных особенностей, так и психологических закономерностей развития личности, тем
самым обогатив его педагогическую сущность.

”Под индивидуальными особенностями, в отличие от других
педагогов, Ломоносов понимал уровень развития способностей: “…Учитель должен присматриваться к способностям учеников и знать их успехи, чтобы понимать, чего он может ожидать и требовать от каждого”
[1, т. 9, с. 514].

В связи с этим Ломоносов предлагал в низших классах
больше обращать внимание на практику и “не перегружать слабых умов
трудными правилами; в средних нужно объяснять более легкие правила,
в высших — более трудные”[1, т. 9, с. 478]. Способность к учению должна быть выявлена при поступленииребенка в гимназию: “Не умеющие ни читать, ни писать по-русски недолжны быть принимаемы, чтобы не переполнять Гимназию; однакотех, кого можно скоро усовершенствовать в чтении и письме, следуетпринять”[1, т. 9, с. 483]. Он рекомендовал выполнение особых заданий — упражнений, которые могут способствовать не только “более
быстрым успехам в науках, но и точному выяснению способностей и
прилежания каждого гимназиста”[1, т. 9, с. 515].

Особое внимание в “Проекте регламента Академической гимназии”
обращалось на выявление самых способных, талантливых учеников. Из
их числа педагог может выбрать себе в помощь аудиторов, которые
спрашивают у других заданные уроки…

Сегодняшняя педагогическая наука озабочена психологическими
проблемами в том же аспекте, но ее возможности неизмеримо шире. В
школах работают психологи, исследования которых направлены на решение
все тех же задач — кого, чему и как учить.

Слайд 27

Одним из ключевых вопросов дидактики является вопрос о методах обучения. Какизвестно, термин “метод” происходит от греческого слова “methodos”, что означает исследование, путь продвижения к истине.

М. В. Ломоносов четко разделил методы обучения на три основные
группы: словесные, практические, методы самостоятельной работы.

Слайд 28

К словесным ученый относил рассказ учителя, лекцию. Ломоносов предлагалне просто использовать рассказ, лекцию, объяснение, а “толковать изучаемое”: Он не отрицал “заучивания”, считая, что это
требуется для развития памяти, воли и прилежания детей, допуская,
что часть материала должна быть основательно выучена. Например,
Ломоносов отстаивал такую мысль, что “…чистоте русского языка
можно научиться по правилам, которые заучиваем наизусть”. Вместе с
тем, к заучиванию он рекомендовал подходить творчески — сначала
требовалось основательное прочтение и осмысливание отрывков, а уж
затем их запоминание. Это принципиально отличалось от господствующих в те времена методов бессмысленной зубрежки и запоминания наизусть. Именно поэтому Ломоносов советовал давать знания в системе,
опираясь на возрастные особенности учащихся, в ходе объяснения подкреплять теорию конкретными примерами, “которые показывали бы
самую оных силу для яснейшего их понятия” [1, т. 9, с. 496–497].

И в наше время основным методом преподавания в школе является
объяснение с последующим обсуждением. При этом, каким бы образом
не проходило объяснение — новый материал объясняет учитель или докладывает ученик, или ученики открывают новое через эвристические
изыскания — все равно остается что-то, что надо выучить, запомнить,
“зазубрить”. В наше время идут споры — надо ли зазубривать, вообще
запоминать законы, формулы и т. п.? Не проще ли пользоваться справочниками, таблицами? Или прав Ломоносов, настаивая на выученной,
вызубренной отдельной части материала?

Коллеги, а каково ваше мнение?

Слайд 29

Одним из основных методов Ломоносов считал практические работы — в этом сказывалась его натура естествоиспытателя. Назначение
практических методов ученый понимал в обращении гимназистов к
сути предметов, в стимулировании их познания, в формировании познавательной активности. Ведущими из этих методов Ломоносов называл упражнения.

Этому посвящена IV глава “Проектов регламентов” обеих гимназий.
Он разработал подробные рекомендации по использованию упражнений, разделив их на две группы: школьные и домашние. “Школьные
упражнения выполняются в гимназии в присутствии одного учителя
или при других классах, а иногда и публично в ректорском классе. Другие же упражнения задаются учителем на дом” [1, т. 9, с. 468].
Школьные упражнения ученый подразделял на “первое” и “второе”. “Первое” состояло в устном ответе в первый час по приходу учителя в класс, “второе” заключалось “в переводе коротких заданий и переложении фраз стихами и прозой”, но не в письменном виде. При
отборе таких заданий учитель должен был учитывать общий уровень
развития класса, или, как говорил Ломоносов, его “способности”; домашние упражнения предлагались для закрепления материала.

Оценка успехов учащихся проводилась в конце каждого месяца в
присутствии других классов. В старших классах раз в полгода должны были проходить публичныевыступления, на которых в присутствии всех гимназисты произносилиречи “… составленные ими самими под наблюдением ректора на русскоми латинском языках в стихах и прозе”. Эти упражнения можно назватьне только публичными, но и творческими. С их помощью развивалисьиндивидуальные умственные способности, творческое мышление.

Помимо упражнений Ломоносов рекомендовал при объяснении
нового материала производить различные опыты, использовать непосредственный практический опыт гимназистов, особенно в младших
классах, так как дети младшего возраста мыслят конкретно и у них еще
не развита способность к абстрагированию и обобщению.

Многие рекомендации Ломоносова, такие как ориентирование на
уровень знаний учащихся и на их потенциальные возможности, дозировка домашних заданий, чередование заданий на запоминание с творческими, работами как классными, так и домашними, регулярное проведение контрольных работ, использование предметных недель для
публичного контроля, остаются актуальными и сегодня и с успехом
используются в современном образовательном процессе.

Слайд 30

Особое внимание уделял Ломоносов самостоятельной работе гимназистов. В методах самостоятельной работы Ломоносов видел источник
развития активности детей, критического осмысления действительности. С этой целью предлагались индивидуальные задания, воспитывающие этим у гимназистов потребность в научных знаниях.
Ученый был сторонником специального отбора заданий для самостоятельной работы, учитывающих возможности детей. При этом
задания должны были носить обязательно творческий характер. Например, учащиеся могли делать либо краткий перевод с русского на
латинский и наоборот, либо писать стихи на определенную тему. Такие
задания следовало задавать два раза в неделю.
Одной из форм самостоятельной работы учащихся, рекомендуемой
Ломоносовым, было чтение вслух под контролем учителя. В “Проекте
регламента академической гимназии” ученый рекомендовал для чтения
и изучения лучшие произведения мировой культуры. Постановка проблемы самостоятельной работыучащихся в первой половине XVIII в. была осуществлена впервые нетолько в России, но и во всей Европе, так как в просвещении того времени господствовал в основном догматизм.

Слайд 31

Наряду с теорией принципов и методов обучения в дидактике большое внимание уделяется вопросам форм организации учебного процесса .
Прогрессивной в дидактических идеях Ломоносова явилась разработка и организация классно-урочной системы, предложенной чешским ученым Яном Амосом Коменским и внедренной Ломоносовым
не только в Академическую гимназию, но и в Московский университет
за тридцать лет до реформы школы 1786 г., когда эта система была принята в российской школе как основная.

М. В. Ломоносов выступал за четкий порядок и систему в организации учебных занятий, уделял большое внимание режиму. Ученый предложил четкое расписание уроков.

Впервые в истории педагогики Ломоносов предложил планировать
уроки на каждые полгода с тем, чтобы преподаватели могли “доводить
свои лекции до конца, не прекращая этого раньше срока”.
Ученый первым разработал план-схему урока, обосновав фактически его основные этапы. Практиковались домашние творческиезадания. Для контроля за учебной работой предлагалось введение месячных табелей, где отмечалось выполнение домашних заданий и поведение каждого гимназиста. Ломоносовым была предложена и формаклассного журнала. Переводу учащегося в следующий класс предшествовал строгийэкзамен. Перед экзаменом для каждого класса составлялась общая табель успеваемости, которая позволяла экзаменатору судить о способностях, прилежании и поведении каждого. Система контроля за знаниями учащихся, разработанная Ломоносовым, оказалась довольноуниверсальной и объективной, о чем свидетельствует ее жизнеспособность и в наши дни.

Большая работа проводилась ученым по разработке вопросов методики преподавания отдельных предметов. Он рекомендовал тщательно отбирать материал, опираясь прежде всего на его нужность.
Ценность его работы состояла в том, что он раскрыл педагогические
условия изложения учебного материала, разработал рекомендации по
изучению русского языка, тщательно отбирал литературу для изучения
в гимназиях и университетах, разработал методику преподавания естественных наук. Идеи Ломоносова о методике преподавания предметов свидетельствует о том, что он стоял у истоков ее как науки. Но педагогика — наука мобильная. И думать о методах приходится все время, так как меняются те, кого учим, меняется то, чему учим —изменяется окружающий мир. И используя все методы, предложенные Ломоносовым,
ученые и учителя продолжают сегодня поиски нового.

Слайд 32

Вывод 3. Осмысление педагогического наследия М. В. Ломоносова в областиразработки вопросов дидактики позволяет нам выделить следующиеположения: образовательный процесс должен основываться на принципах доступности, научности, основательности (фундаментальности)знаний, наглядности и развития исследовательских качеств, самостоятельности и активности с учетом индивидуального подхода к учащимся, необходимости использования сочетания разнообразных методов обучения — словесного, практического и самостоятельной работы.

Слайды 33-36

Уважаемые коллеги, 310 лет назад на Архангельской земле родился человек, которому было суждено открыть новую страницу в истории России.

Поморье, откуда его корни, щедро одарило Ломоносова всем, чем богат этот северный край, сформировало и закалило его. И внешностью он был вылитый богатырь, и духом крепок и могуч. Правда, этим он был схож с большинством своих земляков. От всех его отличала беспримерная, невиданная никем вокруг и потому непонятная даже родным тяга к знаниям. В нем был скрыт мощный интеллект, сопряженный с редким талантом.

Жажда знаний стала судьбоносной силой, сформировавшей всю жизнь Ломоносова. Она заставила его бросить дом и пешком, с рыбным обозом, отправиться в Москву — учиться! Пришлось назваться сыном священника, чтобы поступить в самое престижное в то время учебное заведение — Славяно-греко-латинскую академию. Двадцатилетний Михайло сел за одну парту с подростками, быстро и успешно овладевал школьной премудростью. Жить приходилось на три копейки в день, не говоря уже о насмешках со стороны мальчишек, но разве это могло остановить холмогорского рыбака, семимильными шагами проходящего свой путь в науку?

Личный вектор Ломоносова, а именно тяга к знаниям, совпал со стремлением российского государства к эффективному освоению своих богатейших недр. Остро нужны были специалисты в горном деле, и Сенат выделил значительную сумму для обучения в Германии трех лучших студентов, среди которых оказался и Ломоносов.

В Марбургском университете он слушал лекции по математике, физике, химии и другим дисциплинам знаменитого Х. Вольфа, благодарность к которому сохранил на всю жизнь. Во Фрайберге — учился химии и горному делу у И. Ф. Генкеля. В этой долгосрочной заграничной командировке-стажировке феномен Ломоносова ярко проявился в своей широте и многогранности и заслужил похвалу европейских знаменитостей.

Как сказал Пушкин, «жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей». Эта жажда вела Ломоносова всю жизнь, не давая ему сбиться с раз и навсегда избранного пути, который привел его когда-то из Холмогор в Москву, а после возвращения из Германии — в Академию наук. Путь в Академию был тернист, помех было больше, чем помощи, недругов больше, чем друзей, но никакие препятствия не могли устоять перед мощным научным даром и всепобеждающей волей Ломоносова.

Выдающиеся ученые, современники и гораздо более многочисленные потомки, писали о Ломоносове и его уникальном вкладе в развитие науки и образования. Но сколько бы ни было о нем сказано, кажется, что этой исполинской фигуре тесно в наших книгах и выступлениях. Но мы снова и снова, смотрим вдаль, на три с лишним века назад, с надеждой лучше разглядеть и понять этот уникальный феномен — феномен Ломоносова.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.