В правиле, по сути, двойные стандарты. Мы все знаем, что в корне –лаГ- мы пишем букву а, а в корне – лоЖ- - букву о. Но правило говорит нам еще и об обязательном суффиксе –а-. Т.к. в заданиях ОГЭ может быть вот такой сюрприз, то нам нужно знать правило це
От А. Ю.
В правиле, по сути, двойные стандарты. Мы все знаем, что в корне –лаГ- мы пишем букву а, а в корне – лоЖ- - букву о. Но правило говорит нам еще и об обязательном суффиксе –а-. Т. к. в заданиях ОГЭ может быть вот такой сюрприз, то нам нужно знать правило целиком.
А теперь упражнения.
1. Выборочно-распределительный диктант
| Выпишите в один столбик слова с вариантом -лаг-, в другой — с с вариантом -лож-.
| Изложение, излагать, прилагательное, возложить, полагается, приложение, предположение, слагаемое, сложение, положение, низложить. Прилагать усилия, сложить вещи, отложить поездку, возлагать цветы, предложить помощь, безотлагательное дело, заложить фундамент, приложение к журналу «Огонек», высказать предположение.
| | 2. Диктант «Проверяю себя»
| Укажите, какая буква — а или о — пропущена в корне слова. Подчеркните грамматические основы. Устно объясните расстановку знаков препинания. Напишите небольшое сочинение, объяснив смысл одного из высказываний. Приведите 1-2 аргумента, сделайте вывод. Количество слов в сочинении – 50-100.
| 1) Пушкин всегда был скуп на прил.. гательные. (С. Маршак. )
2) Для Бунина характерно обилие прил.. гательных. (К. Паустовский. )
3) Кто ясно мыслит, то ясно изл.. гает. (Буало. )
4) Где мысль ясна, там ясно изл.. женье, там нужные слова придут без затрудненья. (Буало. )
5) Ум заключается не только в знании, но и в умении прил.. гать знание на деле. (Аристотель. )
6) Я представить не могу пол.. жения, чтобы когда-нибудь было нечего делать. (Достоевский. )
7) Желая проверить свои предпол.. жения, Левинсон пришел на собрание заблаговременно. (Фадеев. )
8) Чужую беду руками разведу, а к своей ума не прил.. жу. (Пословица. )
9) Если сл.. жить все ошибки умного, получится гора. (Пословица. )
10) Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного пол.. жения. (Пословица. )
11) Надобно удивляться древнему искусству, которое умело вл.. гать душу в мрамор, и прекрасную душу. (Карамзин. )
12) Отработав, что пол.. гается, съешь, что причитается. (Пословица. )
13) Не сиди сл.. жа руки — так и не будет скуки. (Пословица)
| | 3. Диктант на замену
| Раскройте смысл данных фразеологизмов и замените их синонимичным выражениями. Используйте фразеологические словари русского языка. Образец. Наложить вето – запретить.
| Сложить оружие —..., положить зубы на полку —..., сидеть сложа руки —..., положить на обе лопатки —..., вложить в уста —..., ложиться на плечи —..., положа руку на сердце —..., заложить основы —..., войти в положение —..., ума не приложу —.... Составьте на основе данных фразеологизмов 5—6 предложений. Выпишите из периодической печати, фольклорных и литературных источников 5—6 предложений, в которых есть слова с корнем -лаг- — -лож-.
|
ЖЕЛАЮ УДАЧИ!!!!
|