|
|||
И ны́не, Богоро́дичен. Славосло́вие вели́кое. И отпу́ст.⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15 И ны́ не, Богоро́ дичен. Славосло́ вие вели́ кое. И отпу́ ст. НА ЛИТУРГИ́ И Блаже́ нны обою́ кано́ нов, пе́ сни 3-я и 6-я. Проки́ мен, глас 4: Святы́ м, и́ же суть на земли́ Его́, / удиви́ Госпо́ дь вся хоте́ ния Свои́ в них. Стих: Предзре́ х Го́ спода предо мно́ ю вы́ ну: Апо́ стол к Ри́ мляном, зача́ ло 99. Аллилу́ ия, глас 4: Воззва́ ша пра́ веднии, и Госпо́ дь услы́ ша их. Стих: Мно́ ги ско́ рби пра́ ведным, и от всех их изба́ вит я Госпо́ дь. Ева́ нгелие от Иоа́ нна, зача́ ло 36. Прича́ стен: Ра́ дуйтеся праведнии о Господе, правым подобает похвала. Моли́ тва О дво́ ице свяще́ нная, бра́ тия прекра́ сная, до́ блии страстоте́ рпцы Бори́ се и Гле́ бе, от ю́ ности Христу́ ве́ рою, чистото́ ю и любо́ вию послужи́ вшии, и кровьми́ свои́ ми, я́ ко багряни́ цею, украси́ вшиися, и ны́ не со Христо́ м ца́ рствующии! Не забу́ дите и нас, су́ щих на земли́, но, я́ ко те́ плии засту́ пницы, ва́ шим си́ льным хода́ тайством пред Христо́ м Бо́ гом сохрани́ те ю́ ных во святе́ й ве́ ре и чистоте́ неврежде́ нных от вся́ каго прило́ га неве́ рия и нечистоты́, огради́ те всех нас от вся́ кия ско́ рби, озлобле́ ний и напра́ сныя сме́ рти, укроти́ те вся́ кую вражду́ и зло́ бу, де́ йством диа́ вола воздвиза́ емую от бли́ жних и чу́ ждих. Мо́ лим вас, христолюби́ вии страстоте́ рпцы, испроси́ те у Великодарови́ таго Влады́ ки всем нам оставле́ ние прегреше́ ний на́ ших, единомы́ слие и здра́ вие, избавле́ ние от наше́ ствия иноплеме́ нных, междоусо́ бныя бра́ ни, я́ звы и гла́ да. Снабдева́ йте свои́ м заступле́ нием страну́ на́ шу и всех, чту́ щих святу́ ю па́ мять ва́ шу, во ве́ ки веко́ в. Ами́ нь. Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении – Роман и Давид) – первые русские святые, канонизованные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира († 15 июля 1015). Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев – Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести. Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным. Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении Православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Святой Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно, испугавшихся его и ушедших в степи. Узнав о смерти отца, он сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца! » Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После службы они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Любимый слуга святого князя Бориса – Георгий Угрин (родом венгр) бросился на защиту господина и немедленно был убит. Но святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда один из них подошел и пронзил его копьем. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им попались навстречу два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого. После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела – Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска. (Подробнее о мученической кончине святого Глеба повествуется 5 сентября). В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так – без сопротивления погибнуть от рук убийц? Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию – любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец» (Ин. 1: 4, 20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести – они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10: 28). Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. «Видите ли, братия, – замечает преподобный Нестор Летописец, – как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не сподобляются благодати, какой удостоились сии святые». Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану: «Мне отмщение и Аз воздам» (Рим. 12: 19). В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка. По Промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит святой Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Полошу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад. «С того времени, – пишет летописец, – затихла на Руси крамола». Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси. Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, но они – особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, – святому Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380). Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I (1008–1035). Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки святого Глеба, бывшие 4 года непогребенными, и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы, и от них совершалось много чудотворений. Один варяг неблагоговейно стал на могилу святых братьев, и внезапно исшедшее пламя опалило ему ноги. От мощей святых князей получил исцеление хромой отрок, сын жителя Вышгорода: святые Борис и Глеб явились отроку во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик пробудился от сна и встал совершенно здоровым. Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на этом месте каменный пятиглавый храм, который был освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства. Множество храмов и монастырей по всей Руси было посвящено святым князьям Борису и Глебу, фрески и иконы святых братьев-страстотерпцев также известны в многочисленных храмах Русской Церкви. (Подробнее о почитании святых страстотерпцев Бориса и Глеба в Минее – Май, 2 мая). Литература: 1. Казанский П. Жизнь и мученическая кончина святых князей Бориса и Глеба. М., 1899. 2. Богословский С. Д., священник. Святые благоверные князья Борис и Глеб, первомученики Православной Русской Церкви. М., 1916. 3. Памятники древнерусской литературы, вып. 2. Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им. Под ред. Д. И. Абрамовича. Пг., 1916. 4. Бодянский О. Сказание и страсть, и похвала святых мучеников Бориса и Глеба М., 1870. 94 версто́ – чета, пара 95 препру́ ду – багряницу, пурпуровую мантию
|
|||
|