Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Приложение



 

КУПОЛ НЕБЕС – ПОЛОН ТАЙН И ЧУДЕС
Познавательная беседа для дошкольников
и детей младшего школьного возраста

Цель беседы: развитие самостоятельности, познавательной и творческой активности, создание возможностей для самореализации детей.

Задачи:

· расширение знаний о космосе;

· активизация познавательного интереса;

· развитие воображения, фантазии, творческой активности;

· развитие начальных навыков работы с учебной литературой;

· формирование коммуникативных навыков через работу в группах;

· расширение словарного запаса по теме «Космос».

Необходимо заранее подготовить помещение и реквизит. В «научной лаборатории» устанавливается длинный стол, который может вместить всех участников беседы для занятия и последующего чаепития (чашки, заварка и вкусное к чаю - тоже необходимая часть финальной части беседы). Нужен кинопроектор, экран, подборка слайдов или кинофильмов на предложенную тему «Космос». Для ребят необходимо подготовить картинки с изображениями звезд и планет, клубки разноцветных ниток, клей ПВА, упаковку воздушных шариков, кисточки, кукольный театр (для сказки), заранее подготовленный кусок соленого теста для лепки (накрыть влажной тканью), надувные шары для фитнеса – на них можно сидеть во время занятия. В «игровой лаборатории» нужно постелить мягкое покрытие – тогда юным исследователям космоса будет, где поиграть и отвлечься от серьезных научных проблем.

Малыши вместе с родителями собираются в фойе библиотеки (подойдет любое другое помещение, где планируется проведение детского семинара) и надевают сменную обувь и красочные костюмы (по желанию), украшенные звездами и апеллирующие к космической тематике.

Ведущий выходит, здоровается с детьми и протягивает им длинный украшенный лентами канат или, к примеру, тряпичного забавного змея, за которого все ребята по очереди хватаются и веселым «паровозиком» отправляются в основное здание, где и планируется проведение беседы для детей. Здесь заранее разложен длинный стол, на который устанавливается кинопроектор, на стене укрепляется экран; предварительно готовятся изображения звезд и планет Солнечной системы, их совместные и одиночные изображения, Луна, ее фазы, астероиды и метеориты, звездное небо, туманности и прочее. Приветствуется демонстрация познавательных кинофильмов на космическую тематику или соответствующих мультфильмов, главное, чтобы они не были перегружены информацией и слишком затянуты.

Знакомство.

Детям раздаются картинки с изображением планет Солнечной системы с их названиями. Можно также раздать изображения космических кораблей, ракет и звезд.

Ведущий начинает беседу.

Ведущий. Скажите, ребята, как вас зовут? Что изображено у вас на картинках? Что вы любите делать больше всего?

Дети по очереди отвечают примерно следующее.

– Меня зовут Вера. У меня на картинке планета Венера, самая красивая, потому что синяя! А больше всего я люблю танцевать!

– У меня на картинке ракета! Зовут меня Петя. Я люблю рисовать и лепить из пластилина.

Таким образом, все дети знакомятся и рассаживаются по своим местам. Находкой будет рассадить гостей и участников семинара на спортивные надувные мячи - космическое путешествие начинается!

На экране кинопроектора «Парад планет» – наша Солнечная система.

Ведущий. Ребята, видите эту большую звезду? Кто знает, как она называется?

Дети. Солнце!

Ведущий. Правильно! (берет апельсин и маленький стеклянный шарик)

Видите, какое на самом деле наше солнышко большое! По сравнению с ним наша планета Земля кажется такой маленькой!

А кто знает, почему нам солнышко в небе кажется не очень большим? Кто знает?

Дети. Не знаем!

Ведущий. Да потому, что Солнце и другие планеты находятся очень далеко от нас, вот и кажутся такими маленькими, а на самом деле они – гиганты.

Звезды, которые кажутся нам маленькими светящимися точками, на самом деле огромные раскалённые шары!

Звезды находятся очень далеко от Земли, поэтому они нас не греют, но зато они очень красивые! Звезды находятся так далеко, что их лучи доходят до Земли почти через 4, 5 года после излучения. Ребята, есть среди вас те, кому четыре с половиной годика? Вот когда ты только родился, вот эта красивая звездочка (ведущий показывает на изображение звезды на экране или на картинку в руках малыша) послала тебе свой светлый лучик, но только сегодня вечером ты увидишь его в небе над своей головой! Если погаснут самые дальние от Земли звезды, то земляне узнают об этом лишь через 500 лет. Звезд на небе очень много, и чтобы разобраться в них, люди объединили звезды в группы - созвездия. Самым ярким созвездиям дали имена. Какие из них вы знаете?

Дети и родители. Козерог, Лев, Рак, Водолей, Телец, Большая и Малая Медведицы и т. д.

Ведущий. А вы, ребята, по месяцу рождения тоже находитесь под неусыпным сиянием своих звезд. Знаете ли вы свои знаки зодиака?

Дети отвечают.

Ведущий. Какой у нас замечательный звездный зверинец получился! И в зоопарк ходить не надо! Но не только тем созвездия хороши, что мы узнаем в них облик разных животных, звезды очень полезны жителям земли: если вы заблудились, то звезды помогут вам найти север, юг, запад и восток. Звезд на небе около шести тысяч. Как вы думаете, каким образом астрономы в древности открыли знаки зодиака? От какого созвездия Солнце начинает путешествие по зодиакальному кругу? Откуда на небе появились Близнецы? В кого целится звездный Стрелец? От кого бежит небесный Телец? Куда скачет Козерог или куда льет воду Водолей? Давайте посмотрим на экран и попробуем ответить на эти вопросы:

На экран в это время проецируются соответствующие слайды или фрагменты мультфильмов, в которых созвездия принимают облик зодиакальных животных. Можно коротко рассказать о них или вспомнить небольшую легенду об одном из созвездий.

Ведущий. Громадная масса звезд называется Галактикой. Вселенная состоит из разных галактик. Глазами мы можем увидеть скопление звезд в виде шлейфа - это Млечный Путь. Но далеко не все мы можем увидеть глазами. Что люди используют, чтобы лучше видеть звезды и больше знать о них?

Дети отвечают: смотрят в телескопы, запускают космические корабли, орбитальные станции; используют спутники; выходят в открытый космос и т. д.

Ведущий. Как называют упавший на землю камень из космоса? Как называют спутник Земли? Ближайшая к нам звезда?

Дети и родители. Метеорит. Луна! Солнце!

Ведущий. Солнце – это одна из бесчисленных звезд во Вселенной. Солнце – источник жизни на Земле. Это хорошо понимали и наши предки славяне. Наши прадедушки почитали Ярило. Так они называли Солнце, прекрасно понимая, что солнечный свет – это сама жизнь для нашей планеты. Без его тепла и света на земле жизнь невозможна! Египтяне, в свою очередь, почитали бога Ра, греки – Гелиоса. У Солнца есть свои планеты, как детки у мамы или цыплята у курочки, эти планеты образуют нашу Солнечную систему.

На экране тем временем появляется изображение Солнечной системы. Ведущий берет из корзины разные по размеру и цвету клубки ниток и раздает ребятам. В итоге у кого-то в руках оказывается большой красный клубок – Марс, у кого-то небольшой голубой – Земля или Венера, у кого-то крошечный Меркурий, у кого-то Сатурн с цветным пояском.

Ведущий. Ребята, расскажите каждый про свой клубочек: какого он цвета, какого размера?

Дети рассказывают каждый про свой клубочек, а Ведущий называет имена планет. Затем дети выстраиваются в цепочку, соответствующую расположению планет в Солнечной системе, от центра к периферии: ближайшая к Солнцу планета – Меркурий, далее – Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Особым образом должно быть отмечено, что Плутон совсем недавно перестал считаться планетой. Ведущий объясняет детям, по каким признакам отличается планета от звезды и от метеорита.

Ведущий задает детям вопросы: у кого самая большая планета, у кого самая маленькая. А у какой планеты есть кольца? А ка какой из этих планет есть жизнь? А сколько их всего?

Из ответов Ведущего, собственных предположений и подсказок родителей, дети получают представление о Солнечной системе и размере планет.

Ведущий. Все, ребята, складываем клубки обратно в корзинку и отвечаем на вопросы:

· Сколько планет вращаются вокруг Солнца?

· Как они называются?

· Далеко ли до Солнца?

· Из чего состоит Солнце и другие планеты Солнечной системы?

· Почему Земля не падает на Солнце?

· Чем отличаются планеты от звезд?

Дети и родители отвечают.

Ведущий. А теперь, скажите, пожалуйста, а планеты неподвижно висят в космосе?

Дети. Нет!

Ведущий. Как происходит движение планет? Давайте поиграем в волшебную игру! Кто будет солнышком?

Вызывается какой-нибудь ребенок, его просят встать в центр игрового пространства.

Ведущий. А кто будет Юпитером? Кто хочет быть Сатурном, тот берет хулахуп! Кто будет нашей красавицей Землей? А кто звездой? Родители, подключайтесь и становитесь целыми созвездиями!

Дети и родители становятся на игровую площадку и начинают кружиться под веселую «космическую» музыку. «Солнце» стоит в центре, «планеты» Солнечной системы кружатся вокруг «Солнца» и одновременно вокруг собственной оси, «спутники планет» - вокруг своих «планет» и вокруг «Солнца». «Звездочки» танцуют и кружатся, как им нравится, «созвездия» - то есть хороводы из двух-пяти человек кружатся, постоянно принимая в свои ряды новых «звёздочек». Можно веселиться и меняться ролями. Эта радостная кутерьма и звездная куча-мала обычно очень нравится детям и одинаково увлекает как малышей, так и их родителей.

Ведущий. Устали? Самое время изобразить невесомость. Родители, помогаем детям!

Родители и дети « в рапиде», то есть, замедляя свои движения, как космонавты в открытом космосе, возвращаются на свои места, садятся на стулья или мячи и снова смотрят на экран.

Ведущий. А у нашей планеты есть спутник?

Дети (хором). Да!

Ведущий. Как он называется?

Все (хором). Луна!

Ведущий снова берет апельсин, небольшой стеклянный шарик и горошину.

Ведущий. Ребята, посмотрите: по размеру наше Солнце как большой апельсин, Земля – шарик, а спутник Земли Луна, как крошечная горошинка. А вы поняли, почему Луна нам кажется такого же размера, как и Солнце?

Дети. Потому что она к нам ближе!

Ведущий. Молодцы! А вы знаете, что Луна совсем не звезда! И она не светит! Каким же светом светит Луна? Родители, отвечайте!

Родители. Луна светит отраженным светом Солнца.

Ведущий. Правильно! Луна как зеркальце отражает солнечный свет. Теперь давайте посмотрим, как это происходит!

Один из родителей, например высокий папа, берет спортивный мяч желтого цвета, поднимает его высоко над головой и шагает в центр игровой площадки лицом к детям. В это время Ведущий направляет луч кинопроектора на шар.

Ведущий. Вот наша Луна, на которую светит Солнце. Наша Луна видна целиком. Такую фазу Луны Мы называем полнолунием! Но наша Земля не стоит на месте, а обращается вокруг Солнца и своей оси, поэтому происходит вот что...

Мужчина потихоньку двигается в тень, и на желтом шаре хорошо прорисовывается убывающая Луна; потом шар и вовсе исчезает в тени, а затем снова потихоньку вплывает в круг света, и дети видят возрастающую Луну.

Ведущий. Когда на Луну падает тень от Солнца, что происходит?

Дети и родители. Луна убывает!

Ведущий. А когда она целиком загораживает Луну, что получается?

Дети. Солнечное затмение!

Ведущий. Правильно! Такое природное явление бывает крайне редко! А у нас – пожалуйста! Внимание на экран.

Тем временем на экране транслируется изображение или микрофильм о фазах Луны, затмении, новолунии и полнолунии.

Ведущий. А теперь, ребята, я расскажу вам северную народную сказку о Луне, которая в чем-то очень похожа на нашу русскую сказку.

Ведущий надевает на руку куклу детского кукольного театра, изображающую старушку.

Ведущий. Жила-была бабушка. И решила она испечь... что?

Дети. Колобок!

Ведущий. Правильно, колобок! Мне нужен помощник. Кто будет помогать?

В помощь Ведущему вызывается ребенок постарше, он лепит из соленого теста увесистый колобок.

Ведущий. Но пока ока катала колобок, прибежала мышка-норушка и откусила кусочек колобка!

(Другой рукой Ведущий изображает мышку, которая откусывает часть колобка).

– Потом бабушка поставила колобок в печь, испекла и оставила остывать на окошке, но тут снова прибежала мышка-норушка и снова откусила кусочек колобка.

«Мышка» снова откусывает кусочек теста.

Ведущий. Старушка нечаянно столкнула колобок с подоконника, и он покатился с высокой горочки и попал прямо на небо. Когда колобок круглый – это полнолуние, но когда коварная мышка прибегает и откусывает кусок от колобка – Луна идет на убыль. Вот и вся сказка!

Ребята по желанию берут кукол и начинают игру на свободную тему. Это небольшой перерыв перед практической частью занятия. Ведущий тем временем готовит реквизит: достает воздушные шарики, нитки (ирис и тонкую шерсть) клей ЛВА, кисточки и фартуки.

Ведущий. А теперь начинается самая интересная часть нашего семинара! Ребята, надевайте фартуки и садитесь за стол. Мы сами будем делать настоящие модели планет! Надувайте шарики, только не очень сильно, чтобы не было тяжело их сдувать!

Дети с помощью родителей надувают воздушные шарики, закрепляют нитями с возможностью последующего спускания и начинают неплотно, с большими просветами, обвязывать воздушные шарики по всему периметру разноцветными нитями, промазывая их клеем ПВА. Хороший способ: проткнуть скрепкой насквозь пузырек с ПВА, продеть сквозь него рабочую нить и обматывать этой клеевой нитью воздушный шарик. После завершения работы отрезать нить и оставить шар сохнуть на несколько часов, лучше – на ночь. После нужно распустить нить, скрепляющую конец шарика, и выпустить воздух. После извлечения шарика в руках остается модель планеты, можно самим придумать ей имя.

Чаепитие.

 

 

Приложение

Во время чаепития Ведущий может загадывать детям загадки и задавать вопросы. Список русских народных загадок и занимательных вопросов о космосе прилагается.

Загадки

• Летит жар-птица, хвостом гордится. (Комета)

• Днем спит, ночью глядит. (Луна)

• Золотой клубочек по небу катится. (Солнышко)

• Писана грамотка по синему бархату, кто ее читает – многое познает. (Звездное небо)

• Синенька шубенка весь мир покрыла. (Небо)

• Рассыпался горох по сту дорог. Ни ковра не поднять, ни гороха не собрать. (Звездное небо)

• В синем небе светляки, не дотянешь к ним руки, а один большой светляк изогнулся, как червяк. (Звезды и месяц)

• Как за нашим за двором висит ватрушка с творогом. (Полнолуние)

• По высокой дороге идет бычок круторогий, море перескочил и копыт не намочил. Родится с рогами, потом их теряет. (Месяц)

• Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка, собаки лают – достать не могут. (Месяц)

• Кто 12 раз в году родится и 12 раз умирает? (Месяц)

• Хозяин выглянет – овец не видно. Хозяин спрячется - все стадо обозначится! (Солнце и звезды)

• Сестра и братец играют в прятки и догонялки. Сестра к брату в гости идет, а он от нее прячется! (Солнце и месяц)

• Голубой платок, красный колобок по платку катается, людям усмехается. (Солнце)

• Сито свито, золотом покрыто. Кто ни взглянет, всяк заплачет. Глянешь – заплачешь, а краше его на свете нет! Летом греет, а зимой холодит! (Солнце)

• Что без крыльев летит и без огня горит? (Небо и солнце)

• Летит птица-небылица, а внутри народ сидит. (Самолет)

• Заворчу, зажурчу, в небеса улечу. (Вертолет)

• Летательный аппарат, на котором летали герои в сказках. (Ковер-самолет)

• Летательный аппарат, на котором летала Баба-Яга. (Ступа)

Вопросы викторины:

• Самая большая планета Солнечной системы. (Юпитер)

• Кто первым вышел в открытый космос? (Леонов)

• Первый космонавт. (Гагарин)

• Источник жизни на Земле. (Солнце)

• Первая женщина-космонавт. (Терешкова)

• У какой из планет есть кольца? (Сатурн)

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.