Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





НИКОЛАЙ КОЛЯДА. КРОШЕЧКА-ХАВРОШЕЧКА. КРОШЕЧКА-ХАВРОШЕЧКА. МАЧЕХА. ОДНОГЛАЗКА. ДВУГЛАЗКА. ТРЕХГЛАЗКА. БУРЁНКА. БАБА-ЯГА. ИВАНУШКА



НИКОЛАЙ КОЛЯДА

 

 

КРОШЕЧКА-ХАВРОШЕЧКА

 

Пьеса-сказка в одном действии.

 

 

г. Екатеринбург

2010 год

 

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

КРОШЕЧКА-ХАВРОШЕЧКА

МАЧЕХА

ОДНОГЛАЗКА

ДВУГЛАЗКА

ТРЕХГЛАЗКА

БУРЁНКА

БАБА-ЯГА

ИВАНУШКА

 

 

На краю села Крошечка-Хаврошечка среди травы в поле сидит, плетет себе из одуванчиков венок на голову, поет песню невеселую. Корова Пеструха рядом пасется, на шее у нее колокольчик болтается. Пеструха траву жует, время от времени посматривает на Крошечку-Хаврошечку и тоже невесело вздыхает.

Тут же рядом с Крошечкой-Хаврошечкой – сидит Одноглазка, ее сводная сестрица. Сидит, во весь глаз свой смотрит, как ее мамаша ее наказывала.

КРОШЕЧКА-ХАВРОШЕЧКА (поет).

«Трава-мурава не колышется,

Черная туча ко мне движется.

Мне не жить, не судьба.

Вот такие вот дела…»

ОДНОГЛАЗКА. Крошечка-Хаврошечка, ну, хватит ныть! Сидит на лугу, песни поёт, а про работу забыла? Что тебе матушка наказала сегодня?

КРОШЕЧКА-ХАВРОШЕЧКА. К завтрему, сестрица Одноглазка, матушка дали мне пять пудов холста напрясть, наткать, побелить, да в скатки скатать.

ОДНОГЛАЗКА. А вчера что было?

КРОШЕЧКА-ХАВРОШЕЧКА. А вчера только один пуд было.

ОДНОГЛАЗКА. А как же ты так быстро управилась?

КРОШЕЧКА-ХАВРОШЕЧКА. Да вот, управилась, сестрица Одноглазка.

ОДНОГЛАЗКА. Давай, работай, а я посмотрю. Мне матушка велела за тобой приглядеть моим одним глазком, да вызнать, как ты так быстро работу всю делаешь … Неправильно ты поешь! Вот как надо петь!

Одноглазка закричала во всю глотку:

Где же ты, мой жених одноглазый!

Почему не приходишь ко мне ни разу?!

Приходи скорей! Забирай меня быстрей!

Я к тебе побежать никак не могу!

Потому что я сижу на лугу!

Поднимаю ногу!

Не ногу, а ногу!

Всё равно не могу!

Мой любимый Одноглазик!

Приходи ко мне хоть разик!

Одноглазка хохочет, радуется. Расстелила платок, на него выложила еду: огурцы, пироги, помидоры, яйца вареные. Ест, квасом запивает, смеется.

Ну надо же, а? На ходу сочинила песню! Надо чаще ее петь, тогда жених мой услышит меня и прибежит! Свадьбу сыграем! Буду жить тогда, как королева какая! Встану-как я пригорок, да буду петь громче, он меня услышит и приедет!

Одноглазка на бугор залезла, кричит свою песню, да еще ест, давится, объедается, а Крошечка-Хаврошечка потихоньку подошла к Пеструхе, обняла ее за шею и давай едва слышно приговаривать:

КРОШЕЧКА-ХАВРОШЕЧКА. Коровушка-матушка, Пеструшка моя ненаглядная! Знаешь, что есть на свете люди и хорошие, есть и похуже, а есть и такие, которые Бога не боятся, своего брата не стыдятся. К таким-то и попала я. Матушка умерла, а тятенька женился на другой. У мачехи моей три дочери, втроем они поедом меня едят, а тятенька их не может ослушаться …

ОДНОГЛАЗКА. Что ты там с коровой шепчешься? Делай работу, сказала!

КРОШЕЧКА-ХАВРОШЕЧКА. Сейчас, сестрица Одноглазка! (Тихо говорит на ухо Буренке). Буренушка моя, пожаловаться мне некому, только тебе! Они на свет Божий меня не пускают, над работою каждый день занудили, заморили, я и подаю, и прибираю, и за всех и за все отвечаю. Коровушка-матушка! Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрему дали пять пудов холста напрясть, наткать, побелить, в скатки скатать.

БУРЁНКА. Красная девица, Крошечка-Хаврошечка! За твою доброту хочу и я тебе доброе сделать... Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – вот все и будет сделано...

КРОШЕЧКА-ХАВРОШЕЧКА. А как же сестрица, она всё увидит?

БУРЁНКА. А ты ей песенку спой …

Села Крошечка-Хаврошечка рядом с сестрицей Одноглазкой, надела ей на голову венок, та жует баранку, улыбается, а Крошечка-Хаврошечка давай ей песенку петь.

КРОШЕЧКА-ХАВРОШЕЧКА. Спи, глазок, усни, глазок! Спи, глазок, усни, глазок! Спи, глазок, усни, глазок!

Уснула Одноглазка, а Крошечка-Хаврошечка в одно ухо корове влезла, в другое вылезла – и глянь, на поляне разложено пять пудов холста: всё наткано, побелено, в скатки скатано. Глядь, а с пригорка бежит Мачеха с хворостиной в руках. Бежит, кричит во всю мочь:

МАЧЕХА. Ты что ж за ребенком не смотришь? Проснись, Одноглазка моя, красавица! Солнце голову напечет, болеть будешь моя косорылочка!

ОДНОГЛАЗКА. Ой, матушка, напугала как! Мне как раз снился, что жених, королевич, пришел ко мне свататься! Что ты, мамаша, орешь тут?

МАЧЕХА. Ты спала?

ОДНОГЛАЗКА. И что мне, прикорнуть на минуточку нельзя? Есть у нас кому работать!

С мачехой вместе прибежали другие ее дочери: Двуглазка и Трехглазка. Стоят, хохочут, пальцами на Одноглазку тычут.

ТРЁХГЛАЗКА и ДВУГЛАЗКА. Ну и сестрица у нас, ну и глупая какая! Про каких ты королевичей месчтаешь? Да хоть бы какой крестьянский сын тебя замуж взял!

ОДНОГЛАЗКА. Помолчите, сестрицы, Двуглазка и Трехглазка! Всё равно буду в парче, в золоте жить!

Мачеха к Крошечке-Хаврошечке пошла с хворостиной, давай кричать:

МАЧЕХА. Ну, что я тебе приказывала? Ну, где сделанное?

КРОШЕЧКА-ХАВРОШЕЧКА. Вот, матушка.

Мачеха глаза раскрыла, кинулась, принялась холст щупать, рассматривать, глазам своим не верит. Дочери ее тоже ахать принялись, холсты разглядывать.

МАЧЕХА. Сделала?! Да как же ты это сделала? Да какой холст-то ровненький, беленький, да цветы какие по нему идут, узоры какие, а?! И отбелила, и в скатки скатала? Ну-ка, Одноглазка, подь сюда, что-то спрошу. (Шепчет). Ну, как это она сделала? Кто ей помог?

ОДНОГЛАЗКА. Не знаю матушка. Проспала я на бугорке, на солнышке. Так там сладко спать было, что утомилась я и заснула …

МАЧЕХА. А ну, уйди прочь с глаз моих, чудище одноглазое! И зачем я только вас родила, воспитала, выкормила, вынянчила! Только и умеете, что на улицу пялиться, да семечки щелкать, да есть с утра до ночи! Ну, что ты стоишь, чудовище?

КРОШЕЧКА-ХАВРОШЕЧКА. А что делать, матушка?

МАЧЕХА. Знаешь свою работу?

КРОШЕЧКА-ХАВРОШЕЧКА. Пряжу спряди, за скотиной пригляди, дом прибери да обед свари.

МАЧЕХА. Ступай отсюда и завтра к обеду сделай мне следующее: чтоб не пять, а десять пудов холста напряла, наткала, побелила, да в скатки скатала! И только попробуй ослушаться, я тебя в лес выкину, волкам на съедение!

КРОШЕЧКА-ХАВРОШЕЧКА. Хорошо, матушка.

МАЧЕХА. Уходи с глаз долой! Наквасила губы, плачет мне тут! Уйди, сказала!

Заплакала Крошечка-Хаврошечка, ушла и Буренку увела с собой. А Мачеха зовет к себе Двухглазку.

Дочь моя милая, дочь моя пригожая, ты поумнее будешь, чем Одноглазка, самая младшая дочь. Ты-то у меня Двухглазая, ты дочь средняя у меня …

ДВУГЛАЗКА. Средняя, матушка, сильно средняя!

МАЧЕХА. Помолчи! Слушай, что приказываю! Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая! Доглядись, кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в скатки катает? Завтра с ней в поле пойдешь, да смотри, не усни, оба глаза-то таращь вот так вот! И выглядывай, как она это делает так быстро, поняла? Тут ведь и десять ткачих не справятся, а она одна такое сделала!

ДВУГЛАЗКА. Нет, не справятся, матушка.

МАЧЕХА. Помолчи! Поняла ты меня, нет?

ДВУГЛАЗКА. Поняла, матушка!

МАЧЕХА. Ступай!

Вот и утро снова.

Сидит на пригорке Двуглазка, ест, пьет, цветы нюхает, прикрикивает на Крошечку-Хаврошечку.

ДВУГЛАЗКА. Меня солнце сейчас сожгет! А ну давай, лопух вон сорви, держи надо мной и чем-то меня обмахивай! Что стоишь, не работаешь? Пой мне песню!

Принялась Крошечка-Хаврошечка петь:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.