|
|||
«История старого городского кладбища г. Таганрога»
Резванова В. В. 1 курс, 12 группа Эссе «История старого городского кладбища г. Таганрога» Кладбище – место, в котором рано или поздно оказывается большинство из нас. Это место силы и таинств. У многих оно ассоциируется с прощанием и скорбью, болью и утратой. Однако некоторые кладбища – это достояния культуры, на которых погребены известные люди. Это достояния архитектуры, где мы также можем проследить, как менялся стиль, в некотором смысле, дизайн архитектурной среды. Удивительно, не правда ли? О чём могут рассказать нам надгробия? Что представляет собой мортальное пространство для исследователя? А главное, какие истории скрыты под землёй? Чтобы не прибегать к частому использованию слова «кладбище», я порой буду заменять его на «немой город» или «музей прошлого».
Старое городскоекладбище — закрытый музей прошлого в Таганроге, в котором, по некоторым данным, захоронено более 280 тысяч человек. Официально было открыто в 1809 году, однако самое ранее захоронение на его территории датируется 1796 годом. В сентябре 2020 года, в рамках занятий по письму и мышлению, мне удалось побывать на кладбище и прочувствовать его атмосферу. Со своими однокурсниками я услышала небольшую историю «музея прошлого» от таганрогского краеведа Елены Алексеенко. «Старое кладбище - это место единения и объединения разных людей, разных судеб и эпох под одним знаменателем. Его состояние - зеркало состояния общества и культуры» - писала она в предисловие к своему интервью. Действительно, по тому, в каком состоянии находится кладбище, можно судить об обществе, о моральном облике людей, о тенденциях сохранения памяти умерших, о проблемах, которые переживает социум, а также об отношении к памятникам.
На кладбище Таганрога можно встретить греческие могилы, на которых изображена различная символика, памятники-скульптуры из гранита или мрамора, склепы, могильные плиты, оторванные от оригинальных постаментов. А надгробия известных людей, похороненных на территории немого города, способны рассказать нам об их судьбах. Одной из известных личностей на старом городском кладбище является Александр Борисович Лакиер, который был русским историком и первым классификатором русской геральдики. Он родился в 1824 году в Таганроге. Его отец – Борис Львович Лакиер – был коллежским советником, а мать – Екатерина Фёдоровна – дочерью статского советника. В 1835 году семья переехала в Москву, где Александр Борисович окончил юридический факультет Императорского Московского университета. В нём же он защищал магистерскую диссертацию «О вотчинах и поместьях». В 1854 году он опубликовал своё сочинение «Русская геральдика», и в последствие за этот труд Александр Борисович получил Демидовскую премию. В определённый период своей жизни историк путешествовал по Западной Европе, побывал в Америке, а в 1858 году вернулся в Россию. Спустя год он женился на Елене Марковне Комнино-Варваци. Они жили в посёлке Золотая Коса, который располагался в 20 км от Таганрога, куда Александр Борисович ездил заниматься адвокатской практикой. В январе 1870 он внезапно умирает, и его хоронят на старом кладбище.
Удивительная история предстаёт перед исследователями во время расчистки фамильного участка Лакиеров, в процессе которой была найдена могильная плита с именем Николая Егоровича Комнино-Варваци – двоюродный брат Елена Марковны Лакиер (урождённая Комнино-Варваци). Николай был потомком древнего греческого рода, ведущего свою летопись от византийского императора Алексия I (1081 г. н. э. ). История фамилии Варваци начинается ещё в XVIII веке. Именно в том столетие на греческом острове Псара родился Иоаннис Леонтидис, получивший прозвище Варвакис (владеющий силой или пользующийся влиянием). Он был участником Чесменского сражения в 1770 году. Спустя время попал в Россию, где отныне именовался на русский лад Иваном Андреевичем Варваци. Он занимался перевозками, ростовщичеством, торговал рыбой, вином и другими товарами. Иван Варваци поселился в Астрахани, в которой построил каменное здание больницы, Тихвинскую церковь, проложил канал между Волгой и Кутумом. Несмотря на успехи в городе, Иван Андреевич всей душой скучал по своей родине – Греции – и хотел вернуться домой. А можно ли было найти её в России? Конечно. Именно Таганрог в те времена был фактически греческим городом. Поэтому он переехал туда. Там егодочь Мария вышла замуж за Николая Комнино. А впоследствии возникла двойная фамилия Комнино-Варваци (унаследовали дети Марии и Николая), и семья была причислена к потомственному дворянству по поручению императора Александра Первого.
Ещё один интерес представляет склеп, расположенный у забора, по официальным данным, городского головы и врача Николая Анастасьевича Лицина. Раньше на двери была установлена табличка: «Лицин Николай Анастасьевич 1838-1920 гг.
Помимо вышесказанного, на территории кладбища похоронены такие известные люди, как: Иван Дмитриевич Василенко – русский писатель и лауреат Сталинской премии, Анатолий Анатольевич Дуров – артист цирка, Серафима Иасоновна Блонская – русская художница, педагог. Также на немом городе покоятся русские генералы, представители Русский православной церкви и многие другие.
Надгробие – культурный объект, способный рассказать нам о тенденциях мемориальной архитектуры. В XIX веке надгробия начинают рассматривать как форму культуры. На смену бронзе и чугуну приходит гранит, открывающий возможности для творчества скульпторов. В первой половине 19-ого столетия отслеживается дифференциация надгробий в зависимости от социального положения и сословий, например, богатые люди могли позволить себе могилы из дорогого материала, различные скульптурные сооружения, а представители более низкого положения довольствовались лишь установкой креста. В мемориальной архитектуре ярко проявляется эклектика, выраженная в использовании античных эмблем. Надгробия украшают фигуры плакальщиц, медальоны различной формы и античная символика. Все это гармонично связано с отражением христианской тематики. Изображаются фигуры ангелов, религиозные знаки, сюжеты из Евангелие и Библии. Но уже во второй половине XIX в. увлечение эклектикой в России постепенно исчезает. Появляются памятники в виде скульптур ангелов, аналоев, часовен. Начинается период «византийского», а затем и «неорусского» стиля в мемориальной архитектуре. Надгробия становятся более выразительными и образными, их смысловое содержание богато и предельно символично. Все эти изменения прослеживаются и на таганрогском кладбище. На территории немого города оказалось несколько интересных символических образов. Во-первых, это изображение якоря. Во времена античности якорь символизировал безопасность, однако с приходом христианства стал символом надежды и стойкости. На кладбище также удалось увидеть памятник со сломанным якорем, который символизирует разбитые надежды. Во-вторых, это изображение черепа. Череп в русской культуре носит устойчивое именование «Адамова глава» (или голова) и имеет христианское происхождение. По преданию, прах Адама находился на Голгофе, где произошло Распятие Христа. Согласно православному учению, кровь Христа омыла по промыслу Божьему череп Адама и в его лице всё человечество от греховной скверны, даровав этим возможность спасения. Таким образом, голова Адама имеет символическое значение освобождения от смерти и спасения в христианском смысле. Примечательно, что когда-то этот символ означал способность к телесному возрождению, силу духа и не был символом смерти. Однако со второй половины XVIII века череп стал использоваться военными разных стран: Англии, Франции, Германии, Австрии, Италии и России и, в конце концов, превратился в знак смерти, войны и опасности.
На мой взгляд, символика позволяет лучше всего рассказать о трансформации человеческого сознания в разные исторические периоды. Например, в период какого-либо упадка, будь то отдельное государство или же мировое сообщество в целом, или отдельное общество людей, образы, скорее всего, будут нести в себе негативную окраску, пессимистичные характеристики, быть символом чего-то плохого. А может быть и наоборот: символы будут овеяны романтизмом, стремлением к лучшей загробной жизни, их будет обволакивать сентиментализм и глубина восприятия. В то же время, несмотря на изменения сознания людей, их отношений, символы могут сохранять смысл, не меняющийся многие времена. Символика также рассказывает исследователю о деятельности людей, о том, как погиб человек, например, если на надгробие изображаются скрещенные мечи, то это означает, что человек погиб в бою. Возможно, о мировоззрение или профессии. Цель похода на кладбище у каждого своя: одни идут почтить память, навести порядок на могиле близкого, другие – исследователи – узнать о людях, об их историях и судьбах, о культурно-архитектурных изменениях разных периодов, об истории города. Мортальное пространство Таганрога стало объектом исследования и раскрытия занавеса. Под землёй по-прежнему находятся истории, которые ждут, чтобы о них узнали. И кто, как не исследователь, способен найти и поведать о них другим людям? Кажется, история создаётся и существует на поверхности земли, мы – часть истории, и её свидетели. Она написана в учебниках, передаётся через устную речь. Но ведь под землёй тоже есть «своя история», несмотря на её статичность и инертное состояние. Дата сдачи: 03. 10. 2020
|
|||
|