Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«История старого городского кладбища г. Таганрога»



 

Резванова В. В.

1 курс, 12 группа

Эссе     

«История старого городского кладбища г. Таганрога»

Кладбище – место, в котором рано или поздно оказывается большинство из нас. Это место силы и таинств. У многих оно ассоциируется с прощанием и скорбью, болью и утратой. Однако некоторые кладбища – это достояния культуры, на которых погребены известные люди. Это достояния архитектуры, где мы также можем проследить, как менялся стиль, в некотором смысле, дизайн архитектурной среды. Удивительно, не правда ли?

О чём могут рассказать нам надгробия? Что представляет собой мортальное пространство для исследователя? А главное, какие истории скрыты под землёй? Чтобы не прибегать к частому использованию слова «кладбище», я порой буду заменять его на «немой город» или «музей прошлого».

 

Старое городскоекладбище — закрытый музей прошлого в Таганроге, в котором, по некоторым данным, захоронено более 280 тысяч человек. Официально было открыто в 1809 году, однако самое ранее захоронение на его территории датируется 1796 годом. В сентябре 2020 года, в рамках занятий по письму и мышлению, мне удалось побывать на кладбище и прочувствовать его атмосферу. Со своими однокурсниками я услышала небольшую историю «музея прошлого» от таганрогского краеведа Елены Алексеенко. «Старое кладбище - это место единения и объединения разных людей, разных судеб и эпох под одним знаменателем. Его состояние - зеркало состояния общества и культуры» - писала она в предисловие к своему интервью. Действительно, по тому, в каком состоянии находится кладбище, можно судить об обществе, о моральном облике людей, о тенденциях сохранения памяти умерших, о проблемах, которые переживает социум, а также об отношении к памятникам.

                                                               

На кладбище Таганрога можно встретить греческие могилы, на которых изображена различная символика, памятники-скульптуры из гранита или мрамора, склепы, могильные плиты, оторванные от оригинальных постаментов. А надгробия известных людей, похороненных на территории немого города, способны рассказать нам об их судьбах.

Одной из известных личностей на старом городском кладбище является Александр Борисович Лакиер, который был русским историком и первым классификатором русской геральдики. Он родился в 1824 году в Таганроге. Его отец – Борис Львович Лакиер – был коллежским советником, а мать – Екатерина Фёдоровна – дочерью статского советника. В 1835 году семья переехала в Москву, где Александр Борисович окончил юридический факультет Императорского Московского университета. В нём же он защищал магистерскую диссертацию «О вотчинах и поместьях». В 1854 году он опубликовал своё сочинение «Русская геральдика», и в последствие за этот труд Александр Борисович получил Демидовскую премию. В определённый период своей жизни историк путешествовал по Западной Европе, побывал в Америке, а в 1858 году вернулся в Россию. Спустя год он женился на Елене Марковне Комнино-Варваци. Они жили в посёлке Золотая Коса, который располагался в 20 км от Таганрога, куда Александр Борисович ездил заниматься адвокатской практикой. В январе 1870 он внезапно умирает, и его хоронят на старом кладбище.

Удивительная история предстаёт перед исследователями во время расчистки фамильного участка Лакиеров, в процессе которой была найдена могильная плита с именем Николая Егоровича Комнино-Варваци – двоюродный брат Елена Марковны Лакиер (урождённая Комнино-Варваци). Николай был потомком древнего греческого рода, ведущего свою летопись от византийского императора Алексия I (1081 г. н. э. ). История фамилии Варваци начинается ещё в XVIII веке. Именно в том столетие на греческом острове Псара родился Иоаннис Леонтидис, получивший прозвище Варвакис (владеющий силой или пользующийся влиянием). Он был участником Чесменского сражения в 1770 году. Спустя время попал в Россию, где отныне именовался на русский лад Иваном Андреевичем Варваци. Он занимался перевозками, ростовщичеством, торговал рыбой, вином и другими товарами. Иван Варваци поселился в Астрахани, в которой построил каменное здание больницы, Тихвинскую церковь, проложил канал между Волгой и Кутумом. Несмотря на успехи в городе, Иван Андреевич всей душой скучал по своей родине – Греции – и хотел вернуться домой. А можно ли было найти её в России? Конечно. Именно Таганрог в те времена был фактически греческим городом. Поэтому он переехал туда. Там егодочь Мария вышла замуж за Николая Комнино. А впоследствии возникла двойная фамилия Комнино-Варваци (унаследовали дети Марии и Николая), и семья была причислена к потомственному дворянству по поручению императора Александра Первого.

 

 

Ещё один интерес представляет склеп, расположенный у забора, по официальным данным, городского головы и врача Николая Анастасьевича Лицина. Раньше на двери была установлена табличка: «Лицин Николай Анастасьевич 1838-1920 гг.
Городской голова
г. Таганрога /1897—1905 гг.
известный общественный деятель,
врач». Но через какое-то время она была снята, возможно, преднамеренно определёнными лицами, и оказалась возле другой усыпальницы на центральной аллее. По словам некоторых людей, Николай Анастасьевич похоронен именно там. Однако, по косвенным фактам, склеп на центральной аллее принадлежит семье Алфераки. Сейчас обе усыпальницы разграблены и требуют капитального ремонта, а установить точно, кто именно похоронен в данных склепах, крайне трудно.

 

Помимо вышесказанного, на территории кладбища похоронены такие известные люди, как: Иван Дмитриевич Василенко – русский писатель и лауреат Сталинской премии, Анатолий Анатольевич Дуров – артист цирка, Серафима Иасоновна Блонская – русская художница, педагог. Также на немом городе покоятся русские генералы, представители Русский православной церкви и многие другие.

 

Надгробие – культурный объект, способный рассказать нам о тенденциях мемориальной архитектуры. В XIX веке надгробия начинают рассматривать как форму культуры. На смену бронзе и чугуну приходит гранит, открывающий возможности для творчества скульпторов. В первой половине 19-ого столетия отслеживается дифференциация надгробий в зависимости от социального положения и сословий, например, богатые люди могли позволить себе могилы из дорогого материала, различные скульптурные сооружения, а представители более низкого положения довольствовались лишь установкой креста. В мемориальной архитектуре ярко проявляется эклектика, выраженная в использовании античных эмблем. Надгробия украшают фигуры плакальщиц, медальоны различной формы и античная символика. Все это гармонично связано с отражением христианской тематики. Изображаются фигуры ангелов, религиозные знаки, сюжеты из Евангелие и Библии. Но уже во второй половине XIX в. увлечение эклектикой в России постепенно исчезает. Появляются памятники в виде скульптур ангелов, аналоев, часовен. Начинается период «византийского», а затем и «неорусского» стиля в мемориальной архитектуре. Надгробия становятся более выразительными и образными, их смысловое содержание богато и предельно символично. Все эти изменения прослеживаются и на таганрогском кладбище.

На территории немого города оказалось несколько интересных символических образов. Во-первых, это изображение якоря. Во времена античности якорь символизировал безопасность, однако с приходом христианства стал символом надежды и стойкости. На кладбище также удалось увидеть памятник со сломанным якорем, который символизирует разбитые надежды.

Во-вторых, это изображение черепа. Череп в русской культуре носит устойчивое именование «Адамова глава» (или голова) и имеет христианское происхождение. По преданию, прах Адама находился на Голгофе, где произошло Распятие Христа. Согласно православному учению, кровь Христа омыла по промыслу Божьему череп Адама и в его лице всё человечество от греховной скверны, даровав этим возможность спасения. Таким образом, голова Адама имеет символическое значение освобождения от смерти и спасения в христианском смысле. Примечательно, что когда-то этот символ означал способность к телесному возрождению, силу духа и не был символом смерти. Однако со второй половины XVIII века череп стал использоваться военными разных стран: Англии, Франции, Германии, Австрии, Италии и России и, в конце концов, превратился в знак смерти, войны и опасности.

На мой взгляд, символика позволяет лучше всего рассказать о трансформации человеческого сознания в разные исторические периоды. Например, в период какого-либо упадка, будь то отдельное государство или же мировое сообщество в целом, или отдельное общество людей, образы, скорее всего, будут нести в себе негативную окраску, пессимистичные характеристики, быть символом чего-то плохого. А может быть и наоборот: символы будут овеяны романтизмом, стремлением к лучшей загробной жизни, их будет обволакивать сентиментализм и глубина восприятия. В то же время, несмотря на изменения сознания людей, их отношений, символы могут сохранять смысл, не меняющийся многие времена. Символика также рассказывает исследователю о деятельности людей, о том, как погиб человек, например, если на надгробие изображаются скрещенные мечи, то это означает, что человек погиб в бою. Возможно, о мировоззрение или профессии.

Цель похода на кладбище у каждого своя: одни идут почтить память, навести порядок на могиле близкого, другие – исследователи – узнать о людях, об их историях и судьбах, о культурно-архитектурных изменениях разных периодов, об истории города. Мортальное пространство Таганрога стало объектом исследования и раскрытия занавеса. Под землёй по-прежнему находятся истории, которые ждут, чтобы о них узнали. И кто, как не исследователь, способен найти и поведать о них другим людям? Кажется, история создаётся и существует на поверхности земли, мы – часть истории, и её свидетели. Она написана в учебниках, передаётся через устную речь. Но ведь под землёй тоже есть «своя история», несмотря на её статичность и инертное состояние.

Дата сдачи: 03. 10. 2020

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.