Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Иоганнес Брамс «Венгерские танцы»



Иоганнес Брамс «Венгерские танцы»

Венгерские танцы Иоганнеса Брамса – это необыкновенная для классического восприятия музыка. Каждое произведение уникально тем, что передает многогранность национального венгерского колорита. Свобода и темпераментность захватывают слушателя с первого звука.

История создания

В 1853 году Иоганнес Брамс отправляется в гастроли по Германии совместно с талантливым венгерским скрипачом Эде Ременьи. Знакомство музыкантов состоялось еще в 1849 году. Тогда Ременьи впервые приехал с гастролями в Гамбург. Энтузиазм, любовь к собственному делу и невероятное мастерство восхищали каждого, кто слышал по-настоящему волшебную игру Эде. Он славился темпераментными импровизациями на темы народных танцев. Тогда Брамс и познакомился с музыкантом. После поездки в Париж, зимой 1852 года, Ременьи вновь оказался в Гамбурге, и пригласил Иоганнеса отправиться с ним в гастроли по городам Германии.

Маршрут включал в себя посещение известных музыкантов: Листа и Шумана. Первым масштабным пунктом в путешествии был Ганновер. По пути музыканты давали концерты в маленьких немецких городках – Винсене, Люнебурге, Целле. Невозможно передать, какие яркие впечатления наполняли молодого Брамса. Вместе с Эде, они много гуляли пешком, знакомились с местными жителями, спонтанно могли устроить импровизированный ночной концерт. Слушатели были в восторге от музыки. Люди толпились, веселились и получали наслаждение от услышанного.

Внешне музыканты сильно отличались: смуглый и энергичный Ременьи и голубоглазый блондин Брамс. Они создавали лишь видимый контраст. Внутренняя темпераментность подчеркивалась в творчестве. Игра в ансамбле позволяла продемонстрировать настоящий характер Брамса, выявляла его артистичность и харизматичность. Несмотря на то, что программа была утверждена, Брамс играл без нот, он даже не взял их с собой, что еще раз обозначало и добавляло в концерт ощущение импровизационности. Народные напевы, которые так часто исполнялись, даже не были записаны. В последствии именно они и станут знаменитыми « Венгерскими танцами ». Поездка оставила бесчисленное количество теплых воспоминаний о гастрольной жизни, о публике. Спустя 16 лет композитор запишет первые десять танцев для фортепиано в четыре руки, через год будут готовы еще 11 композиций. В 1869 году две тетради опубликуют, что принесет огромную славу композитору. Практически все, у кого в доме стоял инструмент, начнут исполнять в четыре руки виртуозные композиции.

   

В 1872 году автор снова возвращается к столь любимым им «Венгерским танцам» и создает переложение для двух рук первой тетради, а через восемь лет будет готово переложение второй тетради, а также закончены третья и четвертая.

В 1874 году автор решил оркестровать три номера: №1, 3 и 10. На протяжении всего жизненного пути Иоганнес Брамс сохранял любовь к венгерской музыке. Для него эта страна стала символом свободы и раскрепощенности духа. Так в 1861 году появятся замечательные Вариации на венгерскую песню.

 

 

Содержание

«Венгерские танцы» - это сборник музыкальных произведений, состоящий из четырех тетрадей. Отсутствие чёткой нумерации позволяет автору подчеркнуть, что автором является народ, а он всего лишь интерпретатор. Первая, вторая и четвертая тетради включают в себя традиционно по пять сочинений, в третью было включено шесть произведений.

Танец №1, написанный в элегической тональности g-moll, представляет собой венгерский народный танец – чардаш, многие исследователи утверждают, что это медленная разновидность лашшу. Номер контрастен по настроению и строению, что полностью соответствует классической двухчастной форме. Первая часть номера имеет оттенок меланхолии, сожаления о прошлом, медленный темп подчеркивает характер произведения. Вторая часть имеет подвижное, бодрое настроение. На фоне изложенного ранее музыкального материала острые ритмы звучат еще более весело и игриво. Особенно изящно звучит композиция в оркестровой версии.

Танец №2 написан в тональности ре минор. Жанровая направленность – это чардаш. Томная мелодия захватывает и уносит слушателя с первого звука. Вибрирующая тема имеет широкий диапазон звучания, что делает ее особенно интересной и рельефной.

Танец №3 имеет мажорную тональность – фа мажор. Светлый и жизнерадостный характер определяет в музыке традиционный венгерский свадебный танец. Ощущение праздника присутствует на протяжении всего номера.

Audio Player

Танец №4 написан в тональности фа минор. Перед глазами возникают картины деревенского праздника. Звукоизобразительные средства, используемые композитором, подчеркивают характерные черты традиционной музыки. Атмосфера вербункоша сопровождает от начала до конца. Необычно подражание народным инструментам Венгрии.

Танец №5 является наиболее знаменитой и красочной композицией. Оригинальна тональность – фа-диез минор. Ярко проявляется жанровая природа темы – чардаш. Пунктирный ритм придает музыкальному узору остроты и динамики. Контрастная середина органично вписывается в общую композицию.

Танец №6 -это яркий пример миниатюры, выдержанной в истинно венгерских традициях. Тональность Des-dur подчеркивает динамичность и красочность народного венгерского танца. Смена динамики, темпа делают музыку живой и игривой. Плотные аккорды в сочетании с незатейливой, шутливой мелодией отражают черты чардаша. Использование тарелок и ударных в оркестровой версии создают атмосферу пышного народного гулянья.

Танец №7 имеет тональность Ля мажор. Сочинение погружает в бытие свободолюбивых цыган. Произведение отличается огненным темпераментом и невероятно быстрой сменой эмоционального состояния.

Танец №19 входит в четвёртую тетрадь и написан в тональности Си-бемоль мажор. Во времена Брамса номер являлся настоящим шлягером, его знал абсолютно каждый человек вне зависимости от возраста и достатка. Характер напоминает реку, течение которой меняется от направления ветра. Спокойное, размеренное движение мгновенно превращается в бурный, огненный поток эмоций. Музыка буквально пронизана ярким солнечным светом.

Практически все сочинения изобилуют наличием характерных для венгерской музыки приемов, к которым относится пунктирный, отрывистый ритм, преобладание увеличенных секунд, рождающих особый тип звукоряда, называемый цыганской гаммой.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.