Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Основная часть



 

Афанасий Холмогорский (1641 – 1702) был первым архиепископом Холмогорским и Важским, организатором и устроителем Архангельской епархии, именовавшейся Холмогорской и Важской в 1682 году. Епархия в тот период охватывала северо-восточную часть территории Новгородской митрополии и имела большую силу. Через 10 лет будет большой юбилей – 350 лет Епархии, которая сегодня называется Архангельская и Холмогорская, в истории и развитии которой принимали участие первые лица Российского государства.

Афанасий Холмогорский родился в 1641 г. в семье казака в городе Тюмень. Его мать Пелагея после смерти мужа постриглась в монахини в Тюменском Алексеевском женском монастыре. Сына отдала на послушание в Успенский Далматов монастырь, где он в 1666 году был пострижен с именем Афанасий. 22 августа 1679 года основатель монастыря старец Далмат направил Афанасия по монастырским делам в Москву. Пребыванием в столице сибиряк воспользовался для пополнения образования. Его ученость и энергия обратили на себя внимание патриарха Иоакима, и Афанасий был зачислен в число крестовых иеромонахов при патриаршем доме для редактирования переводов Священного Писания. Стремительной карьере способствовалареформа царяФедора Алексеевича, в ходе которой было создано несколько новых церковных областей – епархий.

В марте 1682 года Афанасий был возведен в санархиепископа и получил назначение в Холмогорскую епархию. Политические события задержали его в Москве еще на полгода. 27 апреля 1682 года умер царь Федор Алексеевич. После стрелецкого бунта Афанасий участвовал в венчании на царство двух царей – Ивана и Петра. Только 18 октября 1682 годаАфанасий прибыл в Холмогоры, гдепроявил себя энергичным архипастырем. Его появление внесло заметные изменения в Холмогорской епархии, гдеАфанасий занялся организацией церковной жизни, особо следил за совершенствованием богослужений по новоисправленнымкнигам, противодействовал распространению раскола.   

В Холмогорах и окрестностях при Афанасии началось активное каменное строительство, был воздвигнут кафедральный Преображенский собор. Он основал Успенский женский монастырь. Под руководством владыки в Холмогорах были построены сад и ветряная мельница, а в Архангельске и Шенкурске — деревянные и каменные архиерейские дворы. Писатель Борис Шергин писал, что страсть Афанасия строить, переустраивать, обновлять и украшать дала толчок, стимул народным художникам и ремесленникам. В великом уважении у Афанасия были художники-резчики по дереву и, конечно, резчики по кости.

Афанасий Холмогорский оказался прекрасным организатором: с «чистого листа» создал архиерейский дом – учреждение, олицетворяющее распорядительную, исполнительную, контрольную и судебную власть архиерея. Его уполномоченные собирали с духовенства деньги в государеву и архиерейскую казну, проверяли состояние церквей и деятельность их служителей. Значительное внимание он уделял борьбе со старообрядчеством, используя как просветительские, так и репрессивные методы. Несмотря на жёсткие действия архиепископа, уничтожить старообрядчество на Севере ему не удалось.

Холмогорский архиепископ четыре раза ездил в Москву «на служенье». Подолгу жил в столице, участвовал в богословских спорах, в обсуждениисложных канонических вопросов.

В Москве Афанасий познакомился с Петром I, заметно выделявшим его среди других иерархов.  Хотя по возрасту архиерей годился юному царю в отцы, их объединяла неукротимая жажда знаний. В 1693 году во время первой поездки на Север Петр I по пути в Архангельскостановился в Холмогорах у архиерея и отобедал у него.

Петр Первыйбеседовал с Афанасием «о царственных бытностех… и о мирских простыхлюдех, и в работе пребывающих, также и о водяном путешествии, морском и речном, кораблями и всякими судами со многим искусством». Возможно, речь шла и о борьбеза выход к Азовскому и Черному морю. Довольный общением с архиереем, царь пожаловал его «стругом своим» и «каретою в 100 рублев». В 1694 г. Афанасий Холмогорский сопровождал Петра I в плавании на Соловки.

В 1700 году началась Северная война и сотрудничество монарха с архиепископом укрепилось. Регулярной стала их переписка. Афанасий организовал сбор разведывательных данных. К ему приходили письма из приграничных монастырей, их направляли подчиненные, знавшиечто-либо о передвижениях шведов. Сохранились косвенные доказательства того, что именно Афанасий в июне 1701 г. вел переговоры с «голландскими корабельщиками», сообщившими о приближении к Архангельску шведской эскадры.

Пётр I трижды посещал Холмогорскую епархию. В 1701 году царь вызвал Афанасия на строительство Ново-Двинской крепости. Владыка активно содействовал этому делу, пожертвовал на создание цитадели множество «строительных припасов», советами помогал воеводе князю Прозоровскому оборонять Архангельск от шведов. После победы над шведами царь пожаловал ему трофеи — три пушки и шведский флаг. 29 июня 1702 года, в день рождения Петра, владыка в присутствии царя освятил построенную в Новодвинской крепости Петропавловскую церковь.

В 1702 году царь Пётр I и царевич Алексей Петрович  по пути в Архангельск приезжали в Холмогоры. Царь пригласил архиепископа Афанасия на праздник Троицы, где тот служил литургию в присутствии царя. 29 июня (10 июля) 1702 года царь присутствовал при освящении церкви во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Архангельске и пожаловалпреосвященному Афанасию саккос – богослужебное облачение. Можно сказать, что Афанасий Холмогорский превратился в главного представителя царя на Севере.

Афанасий жил на рубеже эпох и воплотил в себе противоречия тоговремени. Он сочетал ученость древнерусского монаха-книжника с началами широкой современной образованности. Архиепископ питал глубокоеуважение к книге и имел большую по тем временам библиотеку – 490 томов рукописных и печатных книг, включая сочинения на древнегреческом, латинском и немецком языках; и постоянно пополнял ее. В ней преобладали богословские сочинения, но имелись и труды по истории, космографии, географии, военному делу, архитектуре, медицине, карты и чертежи.

По поручению Петра Первогов марте 1700 г. Афанасий составил «Описание трех путей… в Швецкую землю», основанное на рассказах торговых людей. Петр I ознакомился с этим сочинением и использовал его материалы для прокладки «Осударевой дороги» от побережья Белого моря к Онежскому озеру.

Афанасий Холмогорскийи Важскийбыл признан писателем. Его перу принадлежит несколько богословских трудов. Известное сочинение против раскольников «Увет духовный»распространялось на протяжении всего XVIII в. «Книга о пресуществлении» явилась следствием ожесточенной полемики в вопросе о путях развития русской культуры. «Щит веры» был посвящен критике католических и протестантских идей, проникших в Россию в XVII в. Афанасий был автором сочинений естественнонаучногохарактера. Его «Шестоднев» отразил традиционное для русского человекаXVII в. понятие о мироздании в духе Аристотеля – Птолемея, попытался разграничить сферы богословия и естествознания, к которомупроявлял глубокий интерес.

Афанасий Холмогорскийбыл прогрессивным исследователем. У иностранных купцов он приобретал инструменты для астрономических исследований и вел наблюдения сиспользованием специального оборудования. Он открыл первую русскуючастную астрономическую обсерваторию в Холмогорах.

Владыка обладал большими познаниями в медицине. На основе трактата ученого московского аптекаря Д. А. Гурчина, он подготовил «Реестр дохтурских наук». Афанасий занимался врачеванием и составлением снадобий, что считалосьбогоугодным, христианским делом. Болезни владыка определял по внешним признакам, учитывал  иопыт народноймедицины. В рецептах «Реестра» широко используются полынь, девясил, ревень, ромашка, мята, ландыш, шиповник, шалфей и другие местные травы, а также деготь, сера, сосновая смола. «Реестр» свидетельствуето том, что Афанасий был серьезно увлечен медициной. Архиепископ понимал и роль исторических знаний. При нем сохранялась традиция ведения «Двинской летописи», при его участии было составлено и сочинение нового типа – «О высочайших пришествиях великого государя… на Двину».

Архиепископ Холмогорский и Важский вел обширную переписку с духовными и светскими вельможами, к нему стекались все новости из столицы. При нем аккуратно велось делопроизводство, и до историков дошлонемало ценных бумаг из его архива. Он -  человек переходной– предпетровской и петровской – эпохи. Оберегая веру отцов, архиепископ был открыт миру и устремлен в будущее. Это помогло емунайти общий язык с Петром I, стать активным соратником царя, повести засобой духовенство Архангельска и его окрестностей.

Ночью на 6 (17) сентября 1702 года архиепископ Афанасий скончался в городе Холмогоры Двинской земли Архангельской области и погребен в Преображенском соборе в Холмогорах. «Пастырь бе изящный, божественного писания довольный сказатель, громогласный, речевист по премногу, остро разсудителен, чина церковнаго опасно хранитель, ревнитель в вере, на расколы разрушитель, трудолюбив, многа здания созда», – так написали современники об Афанасии Холмогорском, самой яркой звезде в созвездии епархиальных архиереев петровского времени.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.