|
|||
ФедорОсиповичШехтельРубеж XIX-XX столетий – переломнаяэпохадляРоссии. В товремянаука, литература и искусствопереживалинебывалыйрасцвет. В 1881 г. дляширокойпубликираспахнулисьдверичастнойкартиннойгалереиизвестногокупца и меценатаПавлаМихайловичаТретьякова, в 1892 г. онпередал ее в дарМоскве. В 1898 г. открылсяРусскиймузейимператораАлександра III в Санкт-Петербурге. В 1912 г. поинициативеисторикаИванаВладимировичаЦветаева в МосквеначалработуМузейизящныхискусств (нынеГосударственныйМузейизобразительныхискусствимени А. С. Пушкина).
„Серебрянымвеком“ назвалэтотпериод в историирусскойкультурыфилософНиколайАлександровичБердяев. Эклектизм в архитектуре, реалистическиетрадициипередвижников в живописи, ихповествовательность и назидательныйтонуходили в прошлое. Имнасменупришел стильмодерн.
Творцом новой архитектуры Москвы на пороге ХХ века стал Федор Осипович Шехтель.
ФедорОсиповичШехтель (1859-1926) родился в Саратове в семьеинженераизобрусевшихнемцев. Послесмертиотцасемействоперебралось в Москву. МатьШехтелясталаэкономкой в домесобирателяживописи П. М. Третьякова. Атмосфералюбви к искусству, царившаяздесь, повлияланабудущегозодчего. ШехтельпоступилнаархитектурноеотделениеМосковскогоучилищаживописи, ваяния и зодчества. Училищеоннеокончил, однакоэтонепомешалоегосамостоятельнойработе.
Выходец из семьи обрусевших немцев, он прославился под своим настоящим именем – Франц Альберт. Однако с началом Первой мировой войны, когда в обществе царили патриотические настроения и даже Петербург был переименован в Петроград, пришлось Шехтелю во избежание недоразумений превратиться в Федора Осиповича.
С именемШехтелясвязан расцветархитектурыстилямодерн в России. Засвоютворческуюжизньонпостроилнеобычайномного: городскиеособняки и дачи, многоэтажныежилыедома, торговые и промышленныездания, банки, типографии и дажебани. Крометого, мастероформлялтеатральныеспектакли, иллюстрировалкниги, писаликоны, проектировалмебель, создавалцерковнуюутварь.
Классическимобразцомрусскогомодернасчитается особнякпредпринимателя и коллекционера С. П. Рябушинского, построенныйШехтелем в 1900-1902 гг. наМалойНикитскойулице. (В 1931 г. домбылпеределан в соответствиисовкусаминовогожильца –писателяМаксимаГорького. ) Каждыйфасадимеетнеповторимыйоблик: крыльца, балконы, окна – неправильнойформы и разногоразмера. Оконныепереплеты и рамыизгибаются, словноветвидеревьев. Нежно-желтыестеныукрашенытуманно-голубыммозаичнымфризом с изображениемирисов. Орнаментрешеткиоградысостоитизспиралей –декоративныймотив, характерныйдлястилямодерн.
ИнтерьердоматакжеполностьюспроектированШехтелем. Окнапросторноговестибюляукрашенывитражами с рисунками в видегигантскогокрылабабочки и диковинныхтрав. Наполумозаика с узором, похожимнаводнуюзыбь. Попотолкустелетсялепнина: кувшинки, морскиезвезды, улитки. Стенызатянутытканьюболотногооттенка. Светильникпохожнагигантскуюмедузу, поднимающуюсяизводныхглубин. С капители (венчающейчасти) колонны, подпирающейнизкийпотолок, свисаютзмеи. Центральнаялестницаизискусственногомрамораведет наверхнийэтаж.
В 1901 г. Шехтельспроектировал российскиепавильонынаМеждународнойвыставке в Глазго (Шотландия). Надвходом в центральныйпавильонпомещалисьрельефныегербыМосквы, Архангельска и Ярославля. Постройканапоминаласказочныйтерем с башенками, украшеннымидеревяннойрезьбойпомотивамдревнерусскихбылин. Онасталаяркимобразцомнеорусскогонаправления в модерне. ЗаэтотпроектШехтелю в 1902 г. былоприсвоенопочетноезваниеакадемикаархитектуры.
В 1902-1904 гг. мастерперестроил в томжестиле Ярославскийвокзал в Москве. Здесьнашлавоплощениетемаприроды и зодчестваРусскогоСевера, чтосоответствуетсеверномунаправлениюжелезнойдороги. Фасадбылоформленкерамическимипанно, выполненными в абрамцевскоймастерской, интерьер – картинамиКонстантинаКоровина.
ГорячийпоклонникМосковскогоХудожественноготеатра, Шехтель в 1902 г. безвозмездноперестроилстароездание и выполнилвнутреннююхудожественнуюотделку. Онсконструировалсцену с вращающимсяполом, осветительныеприборы, театральнуюмебельиз темногодуба. ПозамыслуШехтеляоформлен и занавессознаменитойбелойчайкой –напоминание о мхатовскойпостановкепьесы А. П. Чехова, с которымархитекторбылдружен.
После создания особняка П. Щапова на Немецкой улице (Ныне Бауманская) Шехтель строит великолепный дворец для миллионеров Морозовых на Спиридоновке. Это стилизованное под средневековый замок здание с пышными парадными интерьерами с советского времени – Дом приемов Министерства иностранных дел СССР.
Шехтель – создатель многих общественных сооружений. По его проекту были возведены типография газеты Утро России у Страстного бульвара, дом Купеческого общества в Малом Черкасском переулке, кинотеатр Художественный на Арбатской площади и гостиница Боярский двор на Старой площади.
Послереволюции 1917 г. Шехтельпреподавал, создавалновыепроекты, ноонитак и осталисьнеосуществленными.
|
|||
|