Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





 Жизнь и здоровье 8.



Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил.
А. Экзюпери

Никому не нужно напоминать о самой неприятной и обязывающей стороне работы в лагере. Кто-то из молодых людей, может быть, самым неприятным моментом назовет День Наоборот, от которого он уже много лет отбрыкивается уходя на выходной, или, может быть, какая-то девушка выберет этим моментом общение с физруком... На самом деле – это все мелочи жизни. Как уже было много раз сказано и в этой книжке и вообще – лагерь он для детей и главными в нем являются именно дети. В конце концов, и Дня Наоборот и физрука можно избежать, приложив некоторые усилия, но вот ответственности за детей вы можете избежать только одним способом: если вам еще нет 18ти лет и вы едете стажером. Хотя и тут от моральной ответственности вас ничто не оградит.

В один из первых дней, а точнее ночей, в лагере, должна пройти планерка, на которой всех вожатых познакомят с должностной инструкцией и инструкцией по пожарной безопасности, и вы подпишете приказ об ответственности за жизнь и здоровье детей вашего отряда. Этот момент можно считать последним рубежом вашей спокойной жизни. Формально только теперь все те дети, которых вы привезли в лагерь, распихали по комнатам, накормили, переходят под вашу полную (! ) ответственность. Конечно, если, не дай Бог, с кем-то что-то случилось по дороге, отвечать все равно вам, но формальность есть формальность. Не стоит недооценивать это положение дел. Во всех случаях виноваты будете вы (исключением является только купание, где главный – плаврук). С момента подписания приказа можете считать, что у вас появилось 3035 детей. Родных и любимых. И здесь важно не побояться показаться наседкой. Пусть над вами лишний раз посмеются, глядя, как вы разыскиваете Васю Форточкина, но найдя его и приняв соответствующие меры, вы будете спокойны и уверены, что в ближайшие 10 минут все будет в порядке. Проблема в том, что через несколько дней этот страх исчезает и вы многое будете спускать на " авось"... Вот тут-то, обычно, и происходят всякие мелкие и не очень неприятности. Так что: лучше перебдить, чем недобдить. И бдить нужно по крайней мере по следующим пунктам...

· Не занимайтесь самолечением.

Как бы вы не старались заботиться о своем отряде, рано или поздно в нем заведутся болеющие элементы. Очень тяжело будет их отправить в медпункт, особенно, если дети взрослые. Тем не менее, не позволяйте им заниматься самолечением и не лечите их самостоятельно – для этого в лагере есть медики. Им должно (! ) быть известно чем и как их лечить, и какие аллергии у них имеются. Даже если родители на медосмотре сообщили вам, что ребенок имеет аллергию исключительно на манную кашу и больше ни на что, не стоит пытаться впихнуть в него какую-нибудь, даже самую безобидную таблетку, в обход медиков. Кстати, посылая к ним ребенка, не забудьте проконтролировать то, что он дошел до людей в белых халатах. Критериями этого являются такие внешние признаки как: ребенок, залитый зеленкой до самого носа, перебинтованный как мумия или госпитализированный. Самым действенным методом проверки критериев будет ваше присутствие при процессе обработки. Рекомендую проводить вашего болящего до медиков хотя бы при первом посещении (если ему назначат повторный прием – сам дойдет, если, конечно, медпункт не вынесен с территории лагеря, и отделен от детей шоссе).

· Не ленитесь считать детей в режимные моменты.

Непоявление ребенка в режимный момент (еда, отбой, лагерное мероприятие, отрядный сбор и т. п. ) является очень неприятным и тревожным фактором. Здесь стоит всерьез переполошиться, но начинать вставать на уши пока рано. Сначала надо постараться вспомнить, не забрали ли ребенка родители, не положили ли его в изолятор. А может он просто на кружок пошел и заснул там?! Определив возможные места пребывания потеряшки, принимайтесь за оперативнорозыскные мероприятия: проверить кружок (лично или с помощью доверенного ребенка), попробовать найти заявление от родителей, наконец, выяснить у напарника, не видел ли он ребенка (кстати, и вам самому не плохо было бы ставить напарника в известность про отлучающегося ребенка, который у вас отпросился). При отсутствии положительного результата, приходит черед проверять менее вероятные места: кабинет директора, дальние кусты за стадионом на предмет ловли головастиков и лягушек, соседние отряды, библиотеку и т. п. Но для того, чтобы начать производить все эти мероприятия, надо сначала зафиксировать чьё-то отсутствие, а значит – пересчитать всех ваших. Чем лучше вы объясните детям, что надо отпрашиваться у вас и погулять, и покурить, и чем чаще вы будете пересчитывать их – тем меньше вероятность, что какая-то проблема, которую можно было предотвратить, произойдет. Если за короткий промежуток времени вам не удалось его найти – пора ставить в известность начальство.

· Не ждите пока потерявшийся ребенок найдется сам.

Действия, которые следует предпринять при пропаже ребенка были уже описаны в предыдущем пункте, и остается добавить только одно – чем быстрее вы начнете реагировать – тем больше вероятность избежать неприятности. Может тот, кого вы потеряли – уже сидит на каком-нибудь дереве и, если вы не подойдете и не снимите его оттуда, обязательно свалится.

· Не забудьте рассказать про опасные места территории лагеря.

Еще на первом сборе стоит рассказать ваши подопечным о тех местах, где их видеть не должны. Обычно этими местами являются кочегарка, хоздвор (обычно за столовой) и озеро, если его берег находится на территории. Кочегарка является объектом повышенной опасности – в лагерях любят пугать: там все может взорваться в любой момент. Не знаю, на сколько это является правдой, но лучше там не появляться, хотя бы во избежание встречи с пьяным кочегаром Петровичем. Тем же опасен и хоздвор. И вообще, хозяева жизни – повара, завхозы, плотники и т. п. не поощряют, когда на их территории появляются несовершеннолетние чужие. Об озере – отдельный разговор. Там – красота, романтика, и просто купание без вожатых и взрослых. Понятно, что детей туда тянет как магнитом. Но все попытки несанкционированного похода на озеро нужно блокировать. Если же прогулок на берег избежать не удастся – устраните хотя бы одиночные прогулки: вдвоем, втроем, в компании (разумеется, с ведома вожатого), но не один.

· Даже на территории дети не находятся без присмотра.

Вы в любой момент времени должны знать место нахождения любого ребенка. Пересчитывать детей необходимо значительно чаще, чем в режимные моменты. Возможно, не все дети сейчас находятся в поле вашего зрения, но вы должны знать кто и где. Не стоит, конечно, слепо доверять им: если 5 мальчиков заявили, что идут на футбольное поле, то стоит через некоторое время проверить, а там ли они. Если девочки сообщили, что собираются составом в 6 человек прогуляться в соседний отряд, это вовсе не значит, что они направляются туда. А вам это предстоит выяснить. Изюминка в том, что любого ребенка с вас могут спросить в самый неподходящий момент: к кому-то родители приехали или позвонили, или старший брат посылку из дома привез. И будет очень нехорошо, если вы сразу не укажите, где необходимое чадо находится.

· При выходе за территорию, не теряйте детей из виду.

Во время похода в магазин, или на пляж, или на ночной костер вы постоянно должны держать в поле зрения всех (! ) детей, которых вы взяли с собой. Кстати, неплохо было бы к моменту отправления знать – сколько их у вас. Особенную опасность представляет собой дорога. Если, конечно, ваш лагерь находится на необитаемом острове, тогда эта проблема вас не коснется. В любом другом случае рядом с лагерем есть шоссе. Должны же в лагерь доставляться продукты, в конце концов. А значит вам придется либо переходить эту дорогу, либо идти по обочине, либо и то, и другое. Переходить дорогу можно только организовано: с флажками, блокирующими обе полосы движения, и компактной группой, лучше строем. Идя по обочине, следите, чтобы ваш отряд шел именно по обочине, а не по проезжей части. Здесь удобнее всего идти строем не более трех человек в ряду, и вожатый сбоку, впихивающий в строй случайно выбившихся. А также придется постоянно пересчитывать ребят и сверять получившуюся цифру с изначально полученной при выходе из лагеря.

· Не теряйте времени при побеге.

Если у вас возникли подозрения, что некто Вася Форточкин сбежал домой, первое, что нужно проверить: а на месте ли его чемодан и личные вещи. Если таковых не обнаружилось (или обнаружились далеко не все) – бегом к старшему вожатому или заместителю директора по воспитательной работе. Здесь на второй план отходит выговор, который вы получите за пропажу ребенка. Главное – чтобы он был цел и невредим, ведь если в городе или на пути в город с ним что-то случится, отвечать все равно будете вы. А если ребенок еще не просто домой поехал, а куда-нибудь налево – то вообще кошмар. При получении информации о побеге, начальство обязано оповестить лагерного работника милиции, а он, в свою очередь – объявить ребенка в розыск. И чем быстрее вы среагируете, тем больше вероятность, что вы перехватите ребенка на пути к электричке или автобусу – а значит, вернете ребенка в лагерь и на следующий день отправите его домой цивилизованно: с родителями, выпиской из лагеря, и остатками путевки.

· Не забывайте про юридическую и моральную ответственность.

Вот, собственно, мы и подошли к самому главному вопросу, которым пугали вас на протяжении всей главы: ответственность. Вы отвечаете за ребенка полностью. В случае любого ущерба родители ребенка в праве подать на вас в суд. И вы рискуете не отделаться только административной ответственностью, но и получить по полной – по уголовной. Вплоть до срока. Все зависит от родителей. А также представьте, как вы будете жить дальше, даже если родители в суд не подадут. Представьте, как сообщаете чьим-то родителям о неприятностях, которые произошли с их сыном или дочерью. Чем больше неприятность, тем сложнее. Особенно, если представить, что должны чувствовать эти родители. Тут у вас один выход: сделать так, чтобы не о чем было сообщать.

И не достаточно просто следить за детьми. Вы должны жить ими, чтобы предугадать, где и что может случиться. Где стоит остановиться, а где можно зайти намного дальше и получить удовольствие от рискованной игры. Что нужно запретить, а что – разрешить. К сожалению, некоторым бесполезно что-либо говорить, они понимают только на наглядном примере. Так произошло в одном лагере: мальчишки перестали лазить на второй этаж по веранде первого только тогда, когда один из них упал и сломал себе руку. Урок оказался действенным, хотя и неприятным для мальчика, который им его преподал.

И еще один момент, который вплотную касается вожатых старших отрядов. Если девочка приезжает из лагеря беременной, то алименты платят или аборт оплачивают вожатые. А оно вам надо? У вас деньги лишние? Да и вообще, ранняя беременность ни к чему хорошему привести не может. Лучше этого не допустить: и с девочками поговорить, да и контроля не терять.

Итог этой главы, пожалуй, самый неприятный из всех в книге: лучше жить, боясь за всех и дрожать, когда дети пошли купаться, чем спокойно сидеть в тюрьме и знать, что на твоей совести чья-то жизнь. Никогда не забывайте, за что вы отвечаете.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.