Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Метенова Н.М.



 

 


Н. М. МЕТЕНОВА

доброе утро,  малыши!

Рекомендации

по организации работы с детьми

в утренние часы

Ярославль 2000


Метенова Н. М.

Доброе утро, малыши!

В данной брошюре приводятся практические рекомендации по организа­ции работы с детьми в утренние часы. Автор ставит своей целью развитие у детей творческого взгляда на мир, формирование у малышей добрых и теплых отношений друг с другом. Работа безусловно привлечет внимание как воспитателей детского сада, так и родителей.

В качестве вспомогательного материала в брошюре помещена подборка стихотворений, позволяющих расширить круг тем для работы с детьми в начале дня.


ОТКРЫТИЕ НОВОГО ДНЯ

Одной из актуальных проблем, стоящих сегодня перед нами, педа­гогами, является развитие культуры чувств у детей.

Не рекламы и боевики, не страшные картины программ новостей должны оказывать воздействие на чувства, а встречи с прекрасным: кар­тиной, музыкой, словом, способными заворожить малыша. Минуты созерцания, любования, восклицания особенно необходимы в начале дня. чтобы сразу же настроить ребенка на доброжелательность, спокойствие, веру и любовь к себе и ко всем окружающим. Ребенок должен ежеднев­но удивляться открытиям. Цветок живой, как и я, так как он двигается, спит и дышит, пьет воду и любит ласковые слова. Каждый имеет свою неповторимую красоту. Каждое слово богато разнообразными оттенка­ми и интонациями. В звуках музыки отражаются настроения.

«Если вы, педагог, мать, отец, сумеете научить ребенка в младен­ческие, отроческие годы ощущать красоту, изумляться дивными тво­рениями человеческих рук, красотой природы, то вырастите человека с высокой культурой чувств» — писал В. А. Сухомлинский и в своей педагогической работе доказывал эффективность встреч с прекрасным. «Я открывал детям глаза на красоту мира и в тоже время стремил­ся донести до детского сердца музыку слова, чтобы слово несло свою радость и грусть.

Музыка, пейзаж, природа неповторимостью своей заставили уча­щенно биться детское сердечко, заставили выразить свои чувства в рисунке, ганце, словах, поступках».

Минутами вхождения в день можно назвать такие встречи, в ходе которых особое внимание уделяется минутам наблюдений, раздумий и любований. Развивая впечатления, педагог задает вопросы, вопросы осторожные, чтобы не перечеркнуть увиденного, не увести от впечат­лений, не погасить восторг, а чтобы помочь понять увиденное и усльГ-шанное, надолго сохранить в памяти, чтобы выразить детский восторг словами, танцем, рисунком и тем самым помочь ребенку глубже загля­нуть в себя.

Важно отметить, что воспитатель не играет здесь роль учителя, а является равноправным союзником и участником этих минут, как и дети, делится своими собственными впечатлениями, раздумиями. пере­живаниями.


Для более глубокого восприятия увиденного, создания соответству­ющего настроения, необходимо использовать музыку.

Особенны минуты рассматривания картин, ибо, как пишет латвий­ская художница Баумане, «говорить о живописи трудно, почти невоз­можно. Живопись избегает слов, ибо она обладает своим языком, как и каждое искусство. В искусстве что-то должно оставаться недосказан­ным, ведь искусство это — то чудо, которое остается и ускользает из рук, когда обо всем уже сказано. Поэтому искусство нельзя объяснять или разъяснять. Его надо не понимать, а чувствовать».

Во время рассматривания картин, главной задачей для педагога является не стремл. чние наполнить детей знаниями, а развить в них чувства, умение видеть и наслаждаться искусством. Причем, одну и ту же картину можно рассматривать много раз, преследуя разные задачи. Музыка, яркие строки стихов или прозы, помогут почувствовать на­строение художника и выразить свое состояние. Иногда рекомендует­ся проводить минуты вхождения в день с зеркалами, чтобы полюбовать­ся неповторимостью своих глаз, губ, улыбки...

Самое главное условие эффективности таких встреч — доброволь­ное участие в них детей. Не надо оценивать детей, добиваться от них правильного ответа. Каждый из них по-своему воспринимает окружа­ющий мир. Надо создавать условия для развития их чувств, заражать их эмоциями, заинтересовывать, увлекать —■ и значит, серьезно гото­виться к каждой встрече.

«До тех пор, пока ребенок не пережил красоты слова, музыки, кар­тины, природы — нельзя начинать обучение» —■ это вывод В. А. Су-хомлинского, который он сделал из практики работы в школе. Пусть же и в детском саду каждый день начинается с минут созерцания, лю­бования, восклицания. Поможем детям стать счастливыми.

Минуты вхождения в день

Выбор темы для начала дня диктуется многими и самыми разными обстоятельствами: общим настроением группы, погодой, самочувствием педагога, наличием наглядного материала и т. д. Но выбор этот — безграничен. Предлагаемые варианты октрытия дня, безусловно, мо­гут быть расширены и дополнены самими педагогами. Важно — уло­вить те интонации познания окружающего мира, которые позволяют каждому ребенку почувствовать себя сопричастным к доброму и пре­красному, что открывается для него в этом мире.

I. На фоне лирической музыки.

Настал новый день. Я улыбнусь вам и вы улыбнитесь друг другу:


И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спо­койны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы по­желаем сегодня Кате, Сереже, Коле... (Педагог перечисляет всех детей, вспоминая их вчерашние заслуги. )

А что вы хотите пожелать мне?

Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиду, злобу, беспокойство. Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек.

Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

2. Звучит первый куплет песни Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты».

Что такое комплимент?

Для чего нужны комплименты в общении людей? В каких случаях следует их говорить? Приходилось ли вам говорить эти высокопарные слова — комплименты. Кому?

На фоне музыки звучат слова:

Давайте восклицать, друг другом восхищаться, Высокопарных слов не надо опасаться. Давайте говорить друг другу комплименты, Ведь это все любви счастливые моменты.

Скажите друг другу комплимент, чтобы в сердце каждого посели­лось лучистое солнышко и грело душу своим теплом.

И вам, мои милые дети, я хочу сказать комплимент. У вас такие красивые лица и улыбки. В ваших глазах столько тепла и света, что при встрече с вами я забываю о грустном, радуюсь и улыбаюсь.

Я люблю вас!

3. У поэта А. Дементьева я прочитала такие строки, которые меня расстроили:

Берегите здоровье друг друга, У природы мы — малая часть. Вы кому-то ответили грубо, Чью-то жизнь сократили сейчас.

Неужели это правда, что можно заболеть от грубого, злого слова и даже сократить грубостью другому жизнь? Почему я расстроилась? Потому что в своей жизни, когда у меня было плохое настроение, я не" всегда могла себя сдерживать. И я, бывало, кричала, говорила кому-то грубые слова, от которых, наверное, кто-то переживал, а, может, и болел. И мне теперь тяжело от того, что кому-то я причиняла боль. Если вас, дети, я обижала словом, то простите меня.


 




Если вы кому-то говорили злые слова, простите себя. Вы не знали, что человек болеет от них и становится очень несчастным. И пусть светлая музыка поможет вам навсегда забыть грубые слова. В мире много ласковых и добрых слов — будем же их дарить друг другу.

4. «Словом можно убить.
Словом можно спасти»

Так считает поэт.

Можно ли убить словом? Были ли у вас случаи, когда вы были ранены словом?

На фоне музыки.

Закройте глаза и вспомните, как вам было больно, тяжело и холод­но от злого, колючего слова. Тоска и печаль охватывали вашу грудь и камнем ложились на сердце грубые черствые слова. Что вам вспоми­нается в эти минуты? (Педагог делится своими воспоминаниями. ) Зак­роем глаза и выбросим из нашей памяти все грубы слова.

А можно ли спасти словом? Какие это слова? Расскажите, когда вас спасали или утешали словами? Скажите друг другу такие слова, кото­рые поднимут настроение, развеют грусть и печаль и поселят в душе радость.

5. Что означает слово «любовь»? Как вы его понимаете? Что и кого
вы любите в жизни?

А как вы думаете, для чего человеку и всему живому на земле нуж­на любовь?

«Люби» — поют шуршащие березы, Когда на них сережки расцвели. «Люби! » — поет сирень в цветной пыли. «Люби! Люби! » — поют, пылая, розы.

Природа, как и человек, созданы для любви. Без любви не растут цветы, не поют птицы. Любовь согревает наши сердца и наполняет их светом, теплом и нежностью.

Любовь — это счастье. Выразите любовь взглядом, словом, прикос­новением рук так. чтобы у каждого из вас поселилось в душе счастье.

Звучит песня о любви.

6. Звучит музыка.

Дети, посмотрите на свои руки. У мальчикрв они большие, сильные, у девочек — нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и дать корм голод­ным птицам, и красиво накрыть стол.


За что ты, Андрей, любишь свои руки? Катя, а ты любишь свои руки?

Какие добрые и умные у вас руки.

На фоне музыки педагог читает стихи:

Что за чудо — чудеса: Раз рука и два рука! Вот ладошка правая, Вот ладошка левая. И скажу вам, не тая, Руки всем нужны, друзья.

Сильные руки не бросятся в драку. Добрые руки погладят собаку. Умные руки умеют лепить. Чуткие руки умеют дружить.

Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.

7 Педагог показывает рисунок сердца.

Дети приложите свою руку к сердцу. Что вы чувствуете? Что чув­ствует Алеша, Лена, Коля?

Да, бьются наши сердца. Мое большое, а ваши маленькие, как ваши кулачки.

Иногда говорят человеку: «У тебя доброе сердце». Что значит «доб­рое сердце»? Про каких людей так говорят? А слышали, как говорят: «Сердце болит, ноет? » Вспомните, болело ли оно у вас?

Наши сердца, как настоящие волшебники, даны нам для того, что­бы любить всем сердцем, всей душой. Сердце наш советник, а иногда и приказчик. Когда вы спокойны — оно бьется ровно, когда вы сер­дитесь — учащенно и от этого становится плохо на душе. Это сердце предупреждает: остановись, успокойся, не злись. «Прости», — просит оно. У вас добрые сердца, дети? Нарисуйте свое сердце каким вы его представляете.

8. Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода?

А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться.

Звучит песня: От улыбки хмурый день светлей.

От улыбки в небе радуга проснется.

Поделись улыбкою своей

И она к тебе еще не раз вернется.


Я хочу с вами поделиться улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. Я люблю вас. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что, глядя на них, ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг Другу.

Звучит музыка.

9. Дети, какие вежливые слова вы знаете? Почему их называют волшеб­
ными?

Вслушайтесь в волшебство вежливых слов и почувствуйте их чудо­действенную силу.

«Здравствуйте! » — здоровья желаю.

«Благодарю! » — благо дарю.

«Извините! » — признаю свою вину и прошу простить.

«Спасибо! » — спаси бог.

На фоне музыки.

Волшебные слова приятно слышать каждому из нас. В них — не­жность, тепло солнца, все оттенки любви и света. Они помогают нам сохранить добрые отношения, дарят радость. И тот, кто умеет их го­ворить— не знает ссор и обид. Скажите друг другу волшебные сло­ва так, чтобы они вызвали улыбку и подарили всем хорошее настро­ение.

10. Дети посмотрите на себя в зеркало и улыбнитесь. Как вы думаете,
для чего человеку, и взрослому, и ребенку, нужна улыбка? Почему
животные, собаки и кошки, например, могут обойтись без улыб­
ки, а человек нет?

На фоне музыки.

Ты улыбкой, как солнышком, брызни, Выходя поутру из ворот. Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно будет забот. Разве любы нам хмурые лица Или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь.

Я дарю свою улыбку всем вам, поделитесь и вы своими улыбками друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье.

11. В руках у каждого ребенка зеркало.

Дети, внимательно рассмотрите свои глаза. Какого цвета ваши гла­за? Для чего нужны глаза человеку?


Заучит музыка.

Какие красивые у вас глаза. Они такие лучистые и ясные, искрятся добротой и любовью. Ваши глаза видят все: и красоту заснеженных деревьев, и нежность цветов, и синеву неба. Они видят тех, кто нужда­ется и ждет вашей помощи: засохший цветок, голодная птичка, упав­ший товарищ и помогают совершать вам добрые поступки.

Ваши глаза восхитительны и неповторимы. Я люблю ваши глаза! Посмотрите в свои глаза. Полюбуйтесь ими.

В мои глаза вошли поля, моря, леса.

Мои зрачки — огонь — в них солнце задремало.

Посмотрите в глаза друг другу и подарите добрые взгляды.

12. Дети, что вы знаетет о П. И. Чайковском? А как композитор мо­жет выразить свое отношение к цветам?

Да, часто он выражает это в музыке.

Звучит короткий фрагмент «Вальса цветов».

Вы знаете, какие цветы любил П, И. Чайковский? (Педагог показы­вает ландыши. )

«Царем цветов я признаю ландыши» — говорил он и свою любовь к ним выразил в стихотворении.

«О, ландыш, отчего ты так радуешь взоры, Другие есть цветы роскошней и пышней. И ярче краски в них, и веселей узоры, Но прелести в них нет таинственной твоей. »

Педагог предлагает детям понюхать букет ландышей.

Чем пахнет ландыш? На что похожи его мелкие белоснежные чашеч­ки? Эти крохотные чашечки так напоминают мне колокольчики, кажет­ся, тронь один — и зазвучит вокруг нежный гимн солнцу, теплу и весне.

Я вижу, как радует ваш взор этот дивный цветок — ландыш. Его тайная прелесть вызывает восхищение. И от счастья хочется кружить­ся в танце.

Дети и педагог танцуют.

13. На столе педагога — комнатный цветок.

Как вы думаете, дети, хорошо ли быть цветком? Почему?

Послушайте, что хочет вам сказать этот цветок.

«Дети, я люблю вас: ваши глаза, улыбки, ваши добрые руки. Я рад тому, что живу в вашей дружной группе, где нет грубых слов, драк, ссор, обид, иначе бы я болел и был вялым и некрасивым.

Ваша забота и ласковые слова помогают мне быстро расти и каж-


 




дый день дарить вам чистый воздух и свою красоту. Интересно, как вы угадываете мои мысли и даже понимаете то. что я говорю на своем цветочном языке, когда хочу пить и умываться? » О чем сегодня просит нас цветок и его друзья?

Дети поливают цветы.

14. Цветком зимы считается белоснежная кала с ее царственно-холод­
ным величием. Рассмотрите его внимательно и спокойно.

Снежную королеву напоминает мне этот цветок. А вам? С чем вы можете его сравнить? Посмотрите, как завершается каждый лепесток. Лепесток завиваетсл и останавливается в пике красоты, ибо если не остановиться ему в росте, то красота исчезнет. Цветок словно учит нас умению вовремя сдержать свой порыв, остановиться, чтобы сохранить свою прелесть.

А вам приходилось, подобно этому цветку, вовремя останавливать­ся, сдерживать себя в словах и яоступках, чтобы потом не стыдится их? Можете привести пример этого?

Закройте глаза и вспомните, когда вы останавливали себя, чтобы не принуждать родителей покупать вам игрушки, которые они не мог­ли купить. Вспомните, когда вы сдерживали себя, чтобы не говорить обидных слов и не кричать там, где нужна была тишина. И при этом вы были сдержанными и красивыми, как этот цветок. Вспомните все это и нарисуйте белоснежную калу.

15. Педагог, раздает детям открытки с изображением цветов.

Дети, рассмотрите цветы, которые изображены на открытках. Что вспоминаете вы, глядя на цветы? Что вам хочется сказать об этих цве­тах? Чем похожи они на людей?

Яркие и нежные все они таят в себе красоту природы и очень похо­жи на вас, разных и не похожих друг на друга. И каждый из вас имеет свою красоту глаз, слов, движений и поступков.

Вы так же, как эти цветы, дарите мне при встрече прекрасное на­строение и наполняете мое сердце любовью.

16. Дети, посмотрите на этот чудо-колокольчик. Давайте закроем глаза
и послушаем его хрустальный звон. Этот звон входит в наши дущи,
дотрагивается до каждой жилки, до каждой клеточки нашего тела
и будит нас, зовет в новый день.

Что напоминают вам звуки колокольчика? С чем их можно срав­нить? О чем думается вам при этих волшебных звуках?

Колокольчики звенят Серебристым, легким звоном. Слух наш сладостно томят.


17.                         Ах, колокольчик! Твой ли пыл
Мне в душу песней позвонил.

Звон колокольчиков

Какой песней позвонил в ваши души этот колокольчик? Чем отли­чается песня другого колокольчика? О чем они поют?

Пусть звон колокольчиков с их грустными и радостными нотками звучит в наших сердцах и будит наши добрые чувства, пробуждает в нас нежность и любовь друг к другу.

Дети передают друг другу колокольчики.

18.                         Быть может, колокольчик голубой
Качается, тоскуя сам с собой.

А вам, дети, приходилось тосковать? О ком и о чем?

И я, так же как и вы, дети, тоскую порой о жарком лете, о друзьях, которых нет рядом, о каждом из вас, если мы долго не видимся. Как прекрасны минуты долгожданной встречи, которые сменяют тоску! Я' желаю вам исполнения ваших желаний и скорых встреч с теми, о ком вы тоскуете.

19. Под русскую народную песню педагог вносит в группу самовар.

Что за чудо! Что за жар, Этот русский самовар.

Возьмитесь, дети, за руки и полюбуйтесь этой сказкой.

Какя красивая роспись! Все краски дня собраны в ее узорах. Само­вар сияет, как золотое летнее солнышко, радует и согревает нас. Я вижу радость и восхищение на ваших лицах. Какие слова вы хотите сказать, чтобы выразить свой восторг? Как вы думаете, для чего люди изобре­ли самовар, ведь чай можно пить из чайника?

Да., самовар объединяет людей, всем найдется местечко у самовара. От него веет теплом и уютом. И мы сами становимся добрее. Посмот­рите друг другу в глаза. Пусть радость, которую несет этот чудо-само­вар, останется с нами на весь день. Спасибо тебе, русский самовар!

20. Горит свеча.

Огонь очистительный. Огонь роковой, Красивый, властительный, Словно живой.

Огонь одинокий среди темноты. Как символ душевной моей чистоты. Нельзя не увидеть его красоты. Как ласково греет мои он мечты.


 




О чем мечтаете вы, глядя на свечу? О чем вы хотите спросить меня сейчас? Пусть легкий, спокойный, таинственный огонь свечи очистит наши души от обид, злобы, жадности и поможет всем нам сегодня сбрести спокойствие и веру в свои силы, любовь и чуткость.

21. В руках педагога горит свеча.

Посмотрите на свечу и подумайте о чем-нибудь светлом. О том, что пот легкий, спокойный и. таинственный огонь свечи вселит в нас лю­бовь к друг другу, поможет обрести веру в себя и тех кто рядом, помо­жет всем нам стать •срасивыми душой.

Какие мысли рождает в вас пламя свечи?

Догорит золотистым пламенем Из телесного воска свеча.

В руках педагога два комелька.

Если камень вижу я случайно, И его окраска холодна, Знаю я, что волшебствует тайна, Лишь ударь и искра в нем красна.

Дети, а у вас есть тайны? Легко ли жить с тайной? Почему? С кем вы можете поделиться своими тайнами?

22. Дети вы любите играть? А в какие игры? С кем? Почему одних де­
тей вы с радостью принимаете, а других сторонитесь, не желая с
ними играть?

Педагог читает стих Е. Ильиной «Игра». Игру во дворе начинают опять. Мальчишку в игру не хотят принимать. Запомни, драчун-забияка, Что это игра, а не драка. Хорошее дело футбол и хоккей, Соседей они превращают в друзей. А в играх с друзьями мы сами Должны оставаться друзьями. Да здравствует смелость, азарт, быстрота, Да здравствует вежливость и доброта! Да здравствуют добрые лица! И пусть тот кто злится — стыдится!

Сегодня вас ждет много игр с друзьями и пусть вежливость, доб­рота и чуткость помогут вам в хорошем настроении провести этот день.


23.                     Посмотрите, вот Антошка!

У него одна лишь ножка. Ножка толстая такая. Вся цветами увитая. Как зовут тебя, дружок? А зовут его — (грибок).

Полюбуйтесь на этот гриб. Хотите, я вам открою секрет его красоты? Вырос этот гриб на цветочной полянке. Его сразу же по­любили красавицы цветочки за доброе отношение, силу и вежли­вость. По утрам он приветствовал каждый цветочек и благодарил за то, что они дарили ему свои красивые улыбки и нежные прикос­новения.

Внимательно посмотрите друг на друга, мальчики — на девочек, де­вочки — на мальчиков.

Милые девочки, вы так же прекрасны, как цветы на полянке — нежны, приветливы и ласковы. Мальчики, мы любим вас и гордимся вами за силу, ловкость и доброту.

Каждый из вас помогает другому стать красивее, даря другому не­жность и ласковые слова. Я люблю вас и дарю вам свою улыбку и нежность. И вы любите друг друга.

24. Педагог показывает детям картину на тему «Осень».

Дети, вы любите осенний лес? Чем вас очаровывает осень?

Я так люблю осенний лес! Над ним сияние небес. И я хотел бы превратиться Или в багряный тихий лист Или же в звонкий птичий свист.

Посмотрите на картину и попытайтесь услышать в себе мелодию осеннего леса. У кого-то из вас эта картина отзовется грустной мело­дией, у кого-то — радостной. Мы все по-разному чувствуем природу. Но все вместе — мы одно целое. И наше сообщество, как и природа, должно быть гармоничным. Давайте бережно относиться к печалям и радостям друг друга. И пусть звучат в нас мелодии, воспевая любовь и красоту.

25. Звучит запись пения птиц.

По весне

До самого рассвета Соловьи залетные не спят. Все поют,


Приходилось ли вам, дети, видеть плачущие деревья? Отчего, по-вашему, они плакали? Бывает ли у вас такое настроение, когда хочет­ся плакать? О чем плачете вы? Как быть, если кто-то плачет?

Утешить плачущего спешит тот, кто добр сердцем, чтобы легче ста­ло, чтобы камнем упала с души грусть и засветились радостью глаза, некогда наполненные слезами. Я так хочу, чтобы ваши глаза светились счастьем, чтобы из них не выкатилось ни одной слезинки. А наше бе­режное отношение друг к другу, теплые и нежные взгляды помогут нам в хорошем настроении провести этот день.

30. На фоне музыки мучит стихотворение В. Пашкова «Зима».

Гуляет русская зима. Останови ее, попробуй! Махнет рукой — бела земля, Махнет другой — растут сугробы. Белит деревья и дома, Морозит, устали не зная. Гуляет русская зима Морозная, не злая!

А что доброго сделала зима для вас? Какое настроение вызывает у вас зима?

Не все рады зиме. Голодно и холодно зимой птицам. Корм занесло снегом, скрылись жучки и паучки. Печальный писк издают они в лю­тые морозные дни. Да и деревьям не сладко — ножкам-корешкам зяб­ко, холодно и только глубокие сугробы могут согреть их. В заших гла­зах я читаю огромное желание помочь птицам и деревьям в эти труд­ные дни. И сегодня вы готовы начать день с добрых дел.

31.

А. Прокофьев

Люблю березу русскую, То светлую, то грустную. В белом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застежками, С зелеными сережками.

А вы любите березу? За что? В чем поэт находит сходство березы с человеком? На кого более береза похожа: на мальчиков или на дево­чек?

Полюбуйтесь березой! Она так же восхитительна, как каждая девоч­ка, очаровывая своей дивной красотой. Нежностью и сочетанием цве-


ТОВ радует она душу. И, как каждая живая душа, согревает нас любо­вью и ждет взамен тех же трепетных чувств. Выразите эти чувства в рисунке.

32. Дети, чему вы сегодня удивлялись? А мое удивление вызвало сол­
нышко. Оказывается, оно, как настоящий волшебник, умеет тепло
и ласково здороваться. А вот как это было.

Утром ранним, кто-то странный Заглянул в мое окно. На ладони появилось Ярко-рыжее пятно. Это солнце заглянуло, Будто руку протянуло. Тонкий лучик золотой. И как с первым лучшим другом Поздоровалось со мной.

Давайте же и мы обнимемся и поприветствуем друг друга.

На фоне музыки.

Доброе утро, мои родные! Я желаю вам дружно и весело провести этот день, увидеть много удивительного в природе и получить самые яркие впечатления от той красоты, что окружает нас.

Дети приветствуют друг друга и говорят слова пожеланий.

33. Дети, посмотрите на солнце. О чем мечтаете вы, глядя на солнце?
Чем пахнет солнце?

Педагог читает стихотворение Бальмонта «Солнце».

Запах солнца? Что за вздор! Нет, не вздор! В солнце звуки и мечты, Ароматы и цветы. Все слились в согласный хор, Все сплелись в один узор. Солнце пахнет травами, Свежими купавами, Пробужденною весной И смолистою сосной. Солнце светит звонами, Листьями зелеными, Дышит вешним пеньем птиц, Дышит смехом юных лиц.


 




Протяните руки к солнцу. Щедрые солнечные лучи, как нежные руки мамы, обнимают, гладят и согревают нас своим теплом. В душе покой и благодать. Нам хочется смеяться и радоваться новому дню. Волшеб­ное солнце растопило все обиды, болезни, грусть и печаль и наполни­ло сердце добротой и любовью.

На фоне музыки дети рисуют солнце.

34. Педагог предлагает детям, передавая игрушку, закончить предложе­
ние.

1. Я всегда улыбаюсь, когда...

2. Людям (друзьям, детям) тепло (хорошо) со мной, потому что...

3. Когда я прихожу в группу в хорошем настроении...

4. Больше всего я радуюсь, когда...

5. Больше всего я огорчаюсь, когда...

35. Педагог показывает детям картину И. И. Шишкина «На севере
диком».

Тихо звучит музыка.

На хладной и голой вершине Стоит одиноко сосна. . И дремлет под снегом сыпучим, Качаяся, дремлет она.

Какие чувства, радостные или грустные, вызывает эта картина? Почему? Какое время суток отображено на картине? Почему вы так думаете?

Полусвет и полумрак. И невольно рвется в даль, И невольно давит душу Бесконечная печаль.

Давайте мысленно войдем в эту картину и отгадаем ее тайну. Ка­кими словами можно описать снег, небо, сосну? Какое место на карти­не вы хотите занять и почему? Куда вам не хочется идти и почему?

И. И. Шишкин назвал картину «На севере диком». Как бы вы на­звали ее?

Звучит музыка.

Дети я вижу тоску и печаль в ваших глазах. Боль одинокой сосны передалась вам. В ваших душах поселилось чувство сострадания, и это говорит о том, что вы чуткие и добры к природе, что вы любите ее. И пусть это состояние чуткости, доброты, останется с вами на весь день и поможет вам быть бережными к природе и друг к другу.


36. Дети, я вновь хочу показать вам картину «На севере диком».

Холодная красота одинокой сосны вызывает во мне грусть и печаль. Но почему? Ведь сосна великолепна в своем величии, а мне ее жалко.

Да. она одинока, а одинокое дерево, как и одинокий человек, не­счастно.

А вы испытывали когда-нибудь чувство одиночества? Расскажите об этом.

Звучит музыка.

Тяжко сосне в одиночестве. Некому ухаживать за ней, некому лю­боваться и восхищаться ее красотой.

Невыносимо тяжело и человеку быть в одиночестве. Вспомните те минуты, когда вы были одни. Холодно и мрачно было на душе от того, что некому улыбнуться, не с кем игрушкой поделиться и даже словом обмолвиться.

Пусть же сегодня никто из вас не будет одинок и тосклив, а вместе с друзьями весело и интересно проведет этот день.

37. Сегодня у нас еще одна встреча с картиной И. И. Шишкина «На
севере диком».

Хотите узнать, какие сны снятся сосне? Послушайте стихотворение М. Лермонтова:

На хладной и голой вершине

Стоит одиноко сосна.

И дремлет под снегом сыпучим,

Качаяся, дремлет она.

Ей спится прекрасная пальма

В далекой восточной земле,

Растущая тихо и грустно

На жаркой песчаной скале.

Радостные или грустные сны видит сосна? Почему ей снится тихая и грустная пальма, а не березки и елочки в лесу? О чем ваши сны? Были ли в ваших снах картины природы? Какие?

Вы, конечно, знаете, что сны бывают радостными и грустными. А от чего это зависит? Если вы спокойны, добры и в хорошем настрое­нии проводите день, то сны снятся красивые, добрые и сказочные, если вы сердиты, обижены и злы, в плохом настроении — то и сны снятся такие же недобрые и даже страшные. Я желаю вам радостно провести этот день и увидеть в конце его только приятные сны.


СТИХИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.