Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Действие второе. Действие третье. Действие четвертое



Действие второе

В богатых хоромах празднуется свадьба Князя. Все поздравляют молодых и желают им счастья. И лишь один голос на веселом празднике затягивает грустную песню о том, как в реке утопилась девушка, брошенная милым. Князь узнает голос Наташи. Веселье нарушено. Однако все пытаются сделать вид, что ничего не произошло. Гости поднимают чарки. Князь целует жену, в тот же миг в толпе раздается громкий женский стон. Все в замешательстве.

Действие третье

Картина первая. В тоске и постоянном ожидании Князя проходят дни Княгини. Князь пропадает на охоте. Княгиня вспоминает о промелькнувших безвозвратно первых радостных днях замужества. Возвращается ловчий и сообщает, что Князь один остался на берегу Днепра.

Картина вторая. Вечер. На берег Днепра выходят русалки, но заслышав чьи-то шаги, поспешно кидаются в воду и исчезают. Около развалившейся мельницы останавливается Князь. С грустью думает он о Наташе которую горячо любил. Неожиданно появляется безумный старик, называющий себя вороном, - в нем Князь не без труда узнает старого Мельника. Желая помочь бедному старику, Князь приглашает его в свой терем, но тот с диким криком " Отдай мне дочь! " бросается на него. Подоспевшие слуги спасают Князя.

Действие четвертое

Картина первая. Подводный терем русалок. Прошло двенадцать лет с тех пор, как Наташа, бросившись в Днепр, превратилacь в Русалку, но жажда мести не угасла в ней. И вот час ее настал — Князь здесь, близко. Подозвав свою дочь, Русалка велит ей выйти на берег и заманить Князя в Днепр.

Картина вторая. Задумчиво стоит на берегу Днепра Князь, думая о Наташе. Внезапно появляется Русалочка. Она рассказывает Князю о своей матери, ставшей царицей вод днепровских, и приглашает к ней в терем на дне речном. Во власти непонятных чар Князь послушно идет за Русалочкой. Из-за мельницы выбегают Княгиня и Ольга. Они пытаются удержать Князя, но призывный голос Русалки его манит. Подоспевший Мельник сталкивает Князя в воду. Русалки влекут Князя к стопам своей царицы.

РУСАЛКА — опера А. Даргомыжского в 4 д. (7 к. ), либретто композитора по одноименной драме А. Пушкина. Премьера: Петербург, Театр-цирк, 4 мая 1856 г., под управлением К. Лядова.

Характеризуя свой творческий замысел, композитор писал В. Одоевскому: «Что больше изучаю наши народные музыкальные элементы, то больше открываю в них разнообразных сторон. <... > По силе и возможности я в „Русалке" своей работаю над развитием наших драматических элементов». Даргомыжский верно определил характер и направление будущей оперы, в которой психологическая драма раскрывается как драма социальная. Композитор не идеализирует Мельника. Сначала он рисует его человеком корыстным, лукавым, заискивающим перед Князем. Но таким его сделали условия жизни, изуродовав его нравственную природу. Когда с дочерью Мельника приключается беда, в нем пробуждается горячее отцовское чувство, а самоубийство Наташи доводит его до безумия. Образ достигает трагической силы. Глубокой правдой, поэзией, лиризмом овеян образ Наташи — один из лучших женских образов русской оперы.

Драма героев показана на ярком фоне. Композитор многообразно использовал обрядовую сторону русской жизни, введя игровые и песенные элементы. Характер музыки народный. Стремясь правдиво передать жизнь во всех ее проявлениях, композитор органически сочетает драматические и комедийные, жанрово-бытовые и лирические элементы. Отсюда богатство содержания музыки, ее впечатляющая сила.

Новым словом в русской и мировой музыке был речитатив «Русалки» — правдивый, поэтический и эмоционально-выразительный. Все переживания героев, в том числе тонкие и едва уловимые, выражены правдиво и просто. Речитатив проникнут широкой распевностью, песенностью; в то же время он верен принципу декламационности. Менее удались сцены фантастические (на дне Днепра). В сфере сказки композитор чувствовал себя менее свободно. Сохраняя верность Пушкину в центральных и поворотных сценах, Даргомыжский психологически углубил драму простых людей. Весь опыт композитора в области изучения народного быта, русской песни, опыт творца романсов и песен, как и возросшее по сравнению с Эсмеральдой мастерство музыкального драматурга, проявились в «Русалке».

Вокруг оперы разгорались яростные споры. Демократическая музыкальная общественность и критика горячо ее приветствовали, консервативная же печать отнеслась к ней враждебно.

Заслуга возрождения «Русалки» принадлежит артистам Ф. Комиссаржевскому (в чей бенефис 17 декабря 1865 г. опера была возобновлена в Петербурге), О. Петрову и Ю. Платоновой. «Русалка» на этот раз имела огромный успех и навсегда вошла в репертуар.

О. Петров создал ярчайший и, быть может, только Шаляпиным превзойденный образ Мельника. Он заложил основу сценической традиции исполнения этой роли, подобно тому как Ю. Платонова создала потрясающий по драматизму образ Наташи. Основные партии исполнялись крупнейшими русскими артистами. Не знал соперников в роли Мельника Ф. Шаляпин. Над ней он работал начиная с молодости (1893). По словам одного современника, Мельник Шаляпина — «добрый, недалекий человек, твердо знающий показные правила обыденной морали, но невзыскательный по отношению к истинной нравственности, по-своему горячо любящий дочь, но не желающий упускать выгоды, плывущей ему в руки при ее помощи, вообще натура непосредственная, с хитрецой и лукавством». Традиция, идущая от Петрова — Шаляпина, продолжена их преемниками, и прежде всего А. Пироговым.

«Русалка» — одна из самых популярных и любимых опер нашего зрителя. Она входила в репертуар многих отечественных театров, исполнялась и за рубежом — сначала русскими, потом артистами национальных театров. В 1888 г. ее исполнили русские певцы в Копенгагене, в 1908-м — в Берлине, в 1909-м — в Монте-Карло (Шаляпин, Смирнов, Литвин), в 1922-м — в Сан-Франциско и Нью-Йорке. Постановки силами зарубежных певцов были осуществлены в Париже (1911), Иерусалиме (1926), Хельсинки (1937), Бухаресте (1958) и т. д. В 1899 г. в Петербурге в «Русалке» выступили итальянские певцы (А. Мазини — Князь). В последние годы опера в ведущих театрах нашей страны ставится редко (в Большом — в 2000 г., под управлением М. Эрмлера).

Слушать: А. Даргомыжский. Опера «Русалка»:

1. Ария Мельника.

2. Терцет.

3. Хор «Заплетися, плетень».

4. Хор «Как на горе мы пиво варили».

5. Хор «Сватушка».

6. Песня Наташи.

7. Каватина Князя.

Вопросы и задания:

1. Расскажите о создании и первой потановке оперы «Русалка».

2. Какие новые задачи поставил перед собой композитор в этой опере?

3. В чем особенности строения оперы, новаторство музыкальных приемов?

4. Изложите краткое содержание оперы «Русалка».

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.