Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Творчество Лескова. Общая характеристика.



 

Дисциплина: Литература

Группа: 1ТЭО-21

Дата: 20. 10. 2021

Срок выполнения: до 27. 10. 2021

11. Лекция 11

Тема: Николай Гаврилович Чернышевский. Очерк жизни и творчества писателя. Роман «Что делать? ».

Николай Семенович Лесков. Художественное своеобразие творчества писателя.            

 

План:

1. Н. Г. Чернышевский. Жизнь и творчество.

2. Творческая история романа «Что делать? ». Новые люди в романе.

3. Художественный мир Н. С. Лескова. Жанр новеллы как ведущий жанр в его творчестве.

4. Повести и рассказы: " Человек на часах", " Тупейный художник", " Левша", " Очарованный странник", " Леди Макбет Мценского уезда".

 

 

1. Чернышевский Николай Гаврилович (12 (24) июля 1828 – 17 (29) октября 1889) – русский философ материалистического направления, сторонник революционного движения, автор теоретических основ утопического социализма. Кроме политической деятельности был ученым и литератором.

Родителями будущего революционера были Евгения Егоровна Голубева и протоирей Гавриил Иванович Чернышевский.

До 14 лет обучался в домашних условиях своим отцом, который обладал энциклопедическими знаниями и сильно набожным человеком. Ему помогала двоюродная сестра Николая Гавриловича Л. Н. Пыпина. В детские годы к Чернышевскому был приставлен гувернер из Франции. В детстве молодой Коля очень любил читать и проводил за книгами большую часть свободного времени.

В 1843 году Чернышевский делает первый шаг в получении высшего образования, поступая в духовную семинарию города Саратов. Проучившись там три года, Николай Гаврилович решает бросить учебу.

В 1846 году он сдает экзамены и поступает на историко-филологический факультета в университет Санкт-Петербурга. Здесь, впитывая мысли и научные знания античных авторов, изучая труды Исаака Ньютона, Пьера-Симона Лапласа и передовых западных материалистов происходило формирование будущего революционера. Как утверждает краткая биография Чернышевского, именно в Петербурге произошла трансформация Чернышевского -подданного в Чернышевского-революционера.

Формирование социально-политических взглядов Николая Гавриловича происходило под влиянием кружка И. И. Введенского, в котором Чернышевский начинает постигать азы писательской деятельности.

В 1850 году обучение в университете заканчивается и молодой выпускник получает назначение в Саратовскую гимназию. Это учебное заведение уже в 1851 году начинает использоваться как стартовая площадка для взращивания в своих учащихся передовых социально-революционных идей.

В 1853 году Чернышевский встречает дочь саратовского доктора Ольгу Сократовну Васильеву, с которой вступил в брак. Она подарила супругу троих сыновей – Александра, Виктора и Михаила. После свадьбы семья сменила уездный Саратов на столичный Санкт-Петербург, где совсем недолго глава семейства проработал в кадетском корпусе, но вскоре уволился оттуда из-за ссоры с офицером. Чернышевский работал во многих литературных журналах, которые отразим в хронологической таблице.

Журнал Годы работы Деятельность
«Санкт-Петербургские ведомости» и «Отечественные записки» 1853-1854 Небольшие революционные статьи
«Современник» 1854-1862 В 1855-1862 руководил выпуском журнала
«Военный сборник» Редактор

После проведения в России «Великих реформ» Чернышевский выступает идейным вдохновителем народничества и хождения в народ. В 1863 году вон публикует в «Современнике» главный роман своей жизни, который называется «Что делать? ». Это самое главное произведение Чернышевского.

У Чернышевского биография изобилует тяжелыми моментами жизни. В 1864 году за свою социально-революционную деятельность и причастность к «Народной воле» Николай Гаврилович направлялся в 14-летнюю ссылку для работы на каторге. Спустя время срок приговора был в два раза уменьшен благодаря указу императора. После каторги Чернышевскому предписывалось пожизненно остаться в Сибири. Отбыв каторгу, в 1871 году ему предписывают местом жительства город Вилюйск.

В 1874 году ему предложили свободу и отмену приговора, но Чернышевский не стал отправлять императору свое прошение о помиловании.

Его младший сын многое сделал для возвращения отца в родной Саратов и лишь через 15 лет Чернышевский все-таки переезжает жить на свою малую родину. Не прожив в Саратове и полугода, философ заболевает малярией. Смерть Чернышевского произошла от кровоизлияния в мозг. Великий философ был похоронен на Воскресенском кладбище.

2. Самый известный роман Чернышевского «Что делать? » был написан в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости за кратчайшие сроки: начат 14 декабря 1862 года и завершен 4 апреля 1863 года. Рукопись романа прошла двойную цензуру. В первую очередь с произведением Чернышевского познакомились члены следственной комиссии, а затем цензор «Современника». Сказать, что цензура полностью «просмотрела» роман, не совсем верно. Цензор О. А. Пржецлавский прямо указывал на то, что «это произведение… оказалось апологией образа мыслей и действий той категории современного молодого поколения, которую разумеют под названием «нигилистов и материалистов» и которые сами себя называют «новыми людьми» [10. С. 121]. Другой цензор В. Н. Бекетов, видя на рукописи печать комиссии, «проникся трепетом» и пропустил, не читая, за что и был уволен.

Роман «Что делать? Из рассказов о новых людях» (таково полное название произведения Чернышевского) вызвал неоднозначную реакцию читателей. Передовая молодежь с восхищением отзывалась о «Что делать? ». Яростные противники Чернышевского вынуждены были признать «необыкновенную силу» воздействия романа на молодежь: «Молодые люди толпою пошли за Лопуховым и Кирсановым, молодые девушки заразились примером Веры Павловны… Меньшинство нашли себе идеал… в Рахметове». Враги Чернышевского, видя небывалый успех романа, требовали жестокой расправы с автором.

В защиту романа выступили Д. И. Писарев, В. С. Курочкин и их журналы («Русское слово», «Искра») и др.

В «Что делать? » автор предложил открытую Тургеневым в «Отцах и детях» тему нового общественного деятеля (в основном из разночинцев), сменившего тип «лишнего человека». «Нигилизму» Е. Базарова противостоят взгляды «новых людей», его одиночеству и трагической смерти – их сплоченность и стойкость. «Новые люди» – главные герои романа.

Проблемы романа: появление «новых людей»; люди «старого мира» и их социально-нравственные пороки; любовь и эмансипация, любовь и семья, любовь и революция (Д. Н. Мурин).

О композиции романа. Роман Чернышевского построен так, что жизнь, действительность, предстает в нем в трех временных измерениях: в прошлом, настоящем и будущем. Прошлое – старый мир, существующий, но уже изживающий себя; настоящее – это появившиеся положительные начала жизни, деятельность «новых людей», существование новых человеческих отношений. Будущее – это уже приближающаяся мечта («Четвертый сон Веры Павловны»). Композиция романа передает движение от прошлого к настоящему и будущему. Автор не только мечтает о революции в России, он искренне верит в ее осуществление.

3. Николай Лесков родился в 1831 году в селе Горохово Орловского уезда. Его мать, Марья Алферьева, принадлежала к дворянскому роду, родственники по отцовской линии были священниками. Отец будущего писателя, Семен Лесков, поступил на службу в Орловскую уголовную палату, где получил право на потомственное дворянство.

До восьми лет Николай Лесков жил у родственников в Горохове. Позже родители забрали мальчика к себе. В десять лет Лесков поступил в первый класс Орловской губернской гимназии. Учиться в гимназии ему не нравилось, и мальчик стал одним из отстающих учеников. После пяти лет обучения он получил справку об окончании лишь двух классов. Продолжать образование было невозможно. Семен Лесков пристроил сына писцом в Орловскую уголовную палату. В 1848 году Николай Лесков стал помощником столоначальника.

Год спустя он переехал в Киев к своему дяде Сергею Алферьеву — известному профессору Киевского университета, практикующему терапевту. В Киеве Лесков увлекся иконописью, изучал польский язык, вольнослушателем посещал лекции в университете. Работать его определили в киевскую Казенную палату помощником столоначальника по рекрутскому столу. Позже Лесков был произведен в коллежские регистраторы, потом получил должность столоначальника, а затем стал губернским секретарем.

Николай Лесков уволился со службы в 1857 году — он «заразился модною тогда ересью, за которую не раз осуждал себя впоследствии… бросил довольно удачно начатую казенную службу и пошел служить в одну из вновь образованных в то время торговых компаний». Лесков начал работать в — фирме своего второго дяди, англичанина Шкотта. Николай Лесков часто отправлялся по делам в «странствия по России», в поездках он изучал диалекты и быт жителей страны.

Творчество Лескова. Общая характеристика.

Чрезвычайно разнообразное по проблематике, творчество Лескова имело особую направленность, отвечавшую существенным интересам его эпохи и в известной мере предвосхитившую искания русской литературы начала XX в. Самобытный талант писателя, был обращен к познанию глубин русской национальной жизни, постигаемой им во всей пестроте ее социального состава, на самых разных уровнях ее развития. Испытующему взгляду Лескова русская жизнь открывалась и в ее корневой основе, и в ее нарастающей раздробленности, в ее вековой неподвижности и драматизме назревающих исторических перемен.

Сам Лесков Николай Семенович весьма дорожил своим жизненным опытом и нередко впоследствии противопоставлял его книжному, отвлеченному знанию. «Простонародный быт я знал до мельчайших подробностей… Народ просто надо знать, как самую свою жизнь, не штудируя ее, а живучи ею».

В первом из этих романов автор высказывает скептический взгляд на судьбы освободительного движения в России. С сочувствием изобразив молодых людей, страдающих от «тесноты» и «духоты» русской жизни, мечтающих о новом, гуманистическом строе жизненных отношений (Лиза Бахирева, Райнер, Помада), Лесков в то же время говорит, что этим крайне немногочисленным «чистым нигилистам» не на кого опереться в их социальных поисках. Каждому из них грозит неминуемая гибель.

4. https: //youtu. be/WiA_rIJGbdw «Леди Макбет Мценского уезда»

https: //youtu. be/dXndO5M0VD4 «Тупейный художник»

https: //youtu. be/Ng0yjiWWB6Y «Человек на часах»

https: //youtu. be/AIkiukRGiEo «Левша»

Источники: по Чернышевскому Н. Г: https: //obrazovaka. ru/chernyshevskiy-nikolay. html; по Лескову: https: //school48tmn. ru/literatura/hudozhestvennyj-mir-n-s-leskova. html

Домашнее задание:

1. Изучить материал лекции. Сделать краткий конспект биографии писателей Чернышевского Н. Г и Лескова Н.

2. Почему «Что делать? » можно назвать романом-утопией?

3. Просмотреть видео по ссылкам в пункте № 4 лекции.

4. Какое произведение Н. Лескова вам понравилось больше и почему?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.