![]()
|
|||||||
Симфония № 4 фа минор (1877) –Стр 1 из 11Следующая ⇒ Симфония № 4 фа минор (1877) – Это первая вершина симфонизма Чайковского, в которой сложились основные аспекты симфонического мышления композитора. Жанр симфонии обозначают как симфония –драма.
1) История создания симфонии. Симфония знаменовала выход композитора из кризиса, отсюда и оптимистическая концепция.
2) Зашифрованная программа симфонии. Симфония имеет посвящение «Моему лучшему другу» – Н. Ф. фон Мекк. В письме к ней композитор определил программу симфонии: 1-я ч. – конфликт человека и фатума. 2-я ч. – мир лирических воспоминаний. 3-я ч. – жанровая зарисовка, картина реального мира. 4-я ч. – картина народной жизни.
3) Решение проблемы «Человек – Фатум». Фатум (Рок) – это непреодолимое препятствие для человека, человек может лишь забыть о нём на время (Судьба, смерть).
4) 1-я часть симфонии как основа её драматургии. Чайковский в своём творчестве даёт новый тип сонатной формы, который имеет свои особенности: а) драматургический конфликт формы заключается между Вступлением и экспозицией (а не между Г. П. и П. П. ); б) в экспозиции разделы достаточно чётко отделены друг от друга; в) ясно и чётко разделены экспозиция и разработка; г) драматургия разработки интенсивна, построена по принципу молнии. Генеральная кульминация совпадает с началом репрзы; е) грань между разработкой и репризой стёрта, размыта; ж) реприза продолжает развитие и новый его виток – Кода; з) 1-я часть не заканчивается, а прерывается (это лишь первый этап развития); и) тональный план формы достаточно свободен: Г. П. – f-moll, П. П. – as-moll.
5) Особенности тематизма симфонии. Фанфары (жанр военной духовой музыки) – основа темы Фатума (вступление 1-й ч. ), которая становится лейттемой всей симфонии и звучит в Iи IV частях. Традиционный пласт народно-песенного искусства: основная тема 2-й ч. – народная лирическая песня; тема Скерцо (инструментальный наигрыш); цитата песни «Во поле берёза стояла» в Финале. Жанры городской бытовой музыки: Г. П. и П. П. 1-й ч., в которых есть скрытая вальсовость; одна из тем Скерцо – духовой (военный) марш. Методы тематического развития – мотивно-тематический в сонатной форме 1-й ч. и традиционно русский вариантно-вариационный в Финале.
6) Оркестровая драматургия. В симфонии № 4 устанавливаются некоторые особенности оркестрового мышления композитора: тембр медных духовых воплощает образы зла, тембр струнных – лирические образы, соло деревянных духовых – голос романтического героя.
Темы по учебнику «Русская музыкальная литература», вып. 3: 1-я часть: №№ 147 (вступление, тема Фатума), 149 (Г. П. ), 150 (П. П. ), 152 (ср. раздел П. П. ); 2-я часть: №№ 153 (осн. тема, канцона), 154 («припев»), 155 (ср. раздел); 3-я часть: №№ 156 (осн. тема, pizz. струнных), 157 («уличная песенка»), 158 («военный марш»); 4-я часть: 159 (вступление), 160 («Во поле берёза стояла»), 161 (танцевальная тема).
Симфония № 6 (си минор) «Патетическая» (1893) 1) История создания симфонии и её судьба. Первоначально замысел симфонии возник как произведения, рассказывающего о жизни человека, эта симфония должна была называться «Жизнь» (симфония в ми-бемоль мажоре). Сохранились её наброски, но она была не написана или была уничтожена автором. Жизнь, судьба композитора сложились так, что 1890-е годы были для него кризисными. По-видимому, этот кризис приводил композитора к тупику. 2) Идея симфонии. Тема симфонии – смысл человеческого бытия. Трактовка этой темы пессимистична: жизнь человека рассматривается как трагедия. Отсюда и появление нового жанра симфонии – симфония-трагедия. Особым вопросом является несоответствие темы симфонии и религиозности Чайковского. 3) Композиция симфонии и воплощение в ней основной идеи. Основным вопросом в данной симфонии, поставленным Чайковским, становится вопрос «Зачем? ». Вопрос этот не находит положительного ответа. 1-я ч. даёт представления о жизненных ценностях: Вступление – мрачный и затаённый вопрос «Зачем? » Г. п. (h-moll) – жизненные трудности, борьба человека за своё счастье. П. П. (Des-dur) – образ Идеала в представлении человека. Стремление человека к Идеалу обрывается смертью. 2-я ч. – картина реального мира, дающего человеку силы для его борьбы. 3-я ч. – марш-скерцо, трактовка которого двойственна: 1) марш торжествующего человека; 2) марш смерти-победительницы. 4-я ч. – «воспевание смерти», оплакивание человека, своеобразный реквием. 4) Особенности формы частей симфонии. 1-я ч. – сонатная форма с характерными для стиля Чайковского чертами. 2-я ч. – сложная 3-хчастная форма. 3-я ч. – сонатная форма. 4-я ч. – модулирующая форма (простая 3-хчастная → сонатная форма.
Темы по учебнику «Русская музыкальная литература», вып. 3: 1-я часть: №№ 164 (вступление, в левой руке), 166 (Г. П. ), 168 (П. П. ), 171 (кульминация), 172 (цитата напева «Со святыми упокой»), 173 (генеральная кульминация), 175 (Кода); 2-я часть: №№ 176 (вальс на 5/4), 178 (Трио); 3-я часть: 179 (скерцо/тарантелла), 180 (марш); 4-я часть: 181 (Г. П. ), 182 (П. П. ).
|
|||||||
|