Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Симфония № 4 фа минор (1877) –



  Симфония № 4 фа минор (1877) –

Это первая вершина симфонизма Чайковского, в которой сложились основные аспекты симфонического мышления композитора. Жанр симфонии обозначают как симфония –драма.

 

1) История создания симфонии.

Симфония знаменовала выход композитора из кризиса, отсюда и оптимистическая концепция.

 

2) Зашифрованная программа симфонии.

Симфония имеет посвящение «Моему лучшему другу» – Н. Ф. фон Мекк. В письме к ней композитор определил программу симфонии:

1-я ч. – конфликт человека и фатума.

2-я ч. – мир лирических воспоминаний.

3-я ч. – жанровая зарисовка, картина реального мира.

4-я ч. – картина народной жизни.

 

3) Решение проблемы «Человек – Фатум».

Фатум (Рок) – это непреодолимое препятствие для человека, человек может лишь забыть о нём на время (Судьба, смерть).

 

4) 1-я часть симфонии как основа её драматургии.

Чайковский в своём творчестве даёт новый тип сонатной формы, который имеет свои особенности:

а) драматургический конфликт формы заключается между Вступлением и экспозицией (а не между Г. П. и П. П. );

б) в экспозиции разделы достаточно чётко отделены друг от друга;

в) ясно и чётко разделены экспозиция и разработка;

г) драматургия разработки интенсивна, построена по принципу молнии. Генеральная кульминация совпадает с началом репрзы;

е) грань между разработкой и репризой стёрта, размыта;

ж) реприза продолжает развитие и новый его виток – Кода;

з) 1-я часть не заканчивается, а прерывается (это лишь первый этап развития);

и) тональный план формы достаточно свободен: Г. П. – f-moll, П. П. – as-moll.

 

5) Особенности тематизма симфонии.

Фанфары (жанр военной духовой музыки) – основа темы Фатума (вступление 1-й ч. ), которая становится лейттемой всей симфонии и звучит в Iи IV частях.

Традиционный пласт народно-песенного искусства: основная тема 2-й ч. – народная лирическая песня; тема Скерцо (инструментальный наигрыш); цитата песни «Во поле берёза стояла» в Финале.

Жанры городской бытовой музыки: Г. П. и П. П. 1-й ч., в которых есть скрытая вальсовость; одна из тем Скерцо – духовой (военный) марш.

Методы тематического развития – мотивно-тематический в сонатной форме 1-й ч. и традиционно русский вариантно-вариационный в Финале.

 

6) Оркестровая драматургия.

В симфонии № 4 устанавливаются некоторые особенности оркестрового мышления композитора: тембр медных духовых воплощает образы зла, тембр струнных – лирические образы, соло деревянных духовых – голос романтического героя.

 

Темы по учебнику «Русская музыкальная литература», вып. 3:

1-я часть: №№ 147 (вступление, тема Фатума), 149 (Г. П. ), 150 (П. П. ), 152 (ср. раздел П. П. );

2-я часть: №№ 153 (осн. тема, канцона), 154 («припев»), 155 (ср. раздел);

3-я часть: №№ 156 (осн. тема, pizz. струнных), 157 («уличная песенка»), 158 («военный марш»);

4-я часть: 159 (вступление), 160 («Во поле берёза стояла»), 161 (танцевальная тема).

 

 

Симфония № 6 (си минор) «Патетическая» (1893)

1) История создания симфонии и её судьба.

Первоначально замысел симфонии возник как произведения, рассказывающего о жизни человека, эта симфония должна была называться «Жизнь» (симфония в ми-бемоль мажоре). Сохранились её наброски, но она была не написана или была уничтожена автором.

Жизнь, судьба композитора сложились так, что 1890-е годы были для него кризисными. По-видимому, этот кризис приводил композитора к тупику.

2) Идея симфонии.

Тема симфонии – смысл человеческого бытия. Трактовка этой темы пессимистична: жизнь человека рассматривается как трагедия. Отсюда и появление нового жанра симфонии – симфония-трагедия.

Особым вопросом является несоответствие темы симфонии и религиозности Чайковского.

3) Композиция симфонии и воплощение в ней основной идеи.

Основным вопросом в данной симфонии, поставленным Чайковским, становится вопрос «Зачем? ». Вопрос этот не находит положительного ответа.

1-я ч. даёт представления о жизненных ценностях:

Вступление – мрачный и затаённый вопрос «Зачем? »

Г. п. (h-moll) – жизненные трудности, борьба человека за своё счастье.

П. П. (Des-dur) – образ Идеала в представлении человека.

Стремление человека к Идеалу обрывается смертью.

2-я ч. – картина реального мира, дающего человеку силы для его борьбы.

3-я ч. – марш-скерцо, трактовка которого двойственна:

1) марш торжествующего человека;

2) марш смерти-победительницы.

4-я ч. – «воспевание смерти», оплакивание человека, своеобразный реквием.

4) Особенности формы частей симфонии.

1-я ч. – сонатная форма с характерными для стиля Чайковского чертами.

2-я ч. – сложная 3-хчастная форма.

3-я ч. – сонатная форма.

4-я ч. – модулирующая форма (простая 3-хчастная → сонатная форма.

 

Темы по учебнику «Русская музыкальная литература», вып. 3:

1-я часть: №№ 164 (вступление, в левой руке), 166 (Г. П. ), 168 (П. П. ), 171 (кульминация), 172 (цитата напева «Со святыми упокой»), 173 (генеральная кульминация), 175 (Кода);

2-я часть: №№ 176 (вальс на 5/4), 178 (Трио);

3-я часть: 179 (скерцо/тарантелла), 180 (марш);

4-я часть: 181 (Г. П. ), 182 (П. П. ).

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.