|
|||
Симфония №2 си минор. «Богатырская». МузыкаСимфония №2 си минор «Богатырская»
Вторая симфония — одна из вершин творчества композитора. Она принадлежит к мировым симфоническим шедеврам, благодаря своей яркости, своеобразию, монолитности стиля и гениальному претворению образов русского народного эпоса. Композитор задумал ее в начале 1869 года, однако работал над ней с очень большими перерывами. Полностью завершенной симфония оказалась только в 1876 г. Ее премьера состоялась 2 февраля 1877 года в одном из концертов Русского музыкального общества в Петербурге под управлением Э. Ф. Направника. Симфония, несмотря на отсутствие объявленной программы, имеет программные черты. Стасов писал об этом: «Сам Бородин рассказывал мне не раз, что …он желал нарисовать …. в финале — сцену богатырского пира при звуке гуслей, при ликовании великой народной толпы». Собственно, это толкование и дало повод Стасову для наименования Богатырская. Музыка I часть основана на сопоставлении двух образов. Первый — могучая унисонная тема в исполнении струнных. Ее дополняет более оживленный мотив, интонируемый деревянными духовыми. Побочная тема — широкая песенная мелодия в исполнении виолончелей – раздольная русская степь. Разработка строится на чередовании героических эпизодов (ассоциации с былинными подвигами) с лирическими, в которых побочная тема в результате развития приобретает ликующий характер. После сжатой репризы, в коде части с гигантской силой утверждается первая тема. II часть — стремительное скерцо, первая тема – стремительная; вторая тема звучит несколько мягче, хотя и она сохраняет мужественный характер. В ее синкопированном ритме слышатся звуки бешеной скачки степных коней по бескрайним просторам. Трио пленяет мелодическим очарованием, мелодия овеяна восточной негой. Но средний эпизод невелик — и возобновляется стремительный бег, постепенно угасая. III часть, по словам самого Бородина, передает образ Бояна, древнерусского певца; носит повествовательный характер и разворачивается в спокойном движении. Аккорды арфы имитируют перебор гусельных струн. После нескольких тактов вступления валторна запевает поэтическую мелодию. Далее следуют новые мотивы - ощущение угрозы. Постепенно восстанавливаются первоначальные мотивы, часть заканчивается лирическим эпизодом. Финал. Его музыка захватывает своим размахом, блеском и вместе с тем — величием. Основной музыкальный образ — главная тема сонатной формы — размашистая тема в остром синкопированном ритме. Побочная тема более лирична. Она носит характер славления. Эти темы подвергаются разнообразной, мастерской разработке, начало которой - сурово и мощно звучащий эпизод в замедленном темпе. Затем движение оживляется, симфония заканчивается музыкой, полной молодецкой удали и неудержимого веселья.
|
|||
|