Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Благочестие к родителям



Благочестие к родителям

 

ب ِ ر ّ ُ ا ل ْ و َ ا ل ِ د َ ي ْ ن ِ

 

Автор: Доктор Мухаммад ибн Ахмад ибн Исмаиль

(1952 г. р. )

Лиценциат факультета «Исламский шариат»,

университет «Азхар»

Переводчик: Сарбулатов И. Ф.

 

г. Стерлитамак, 2008

إ ِ ن ّ َ ا ل ْ ح َ م ْ د َ ل ِ ل ّ َ ه ِ ت َ ع َ ا ل َ ى ن َ ح ْ م َ د ُ ه ُ و َ ن َ س ْ ت َ ع ِ ي ن ُ ب ِ ه ِ و َ ن َ س ْ ت َ غ ْ ف ِ ر ُ ه ُ ، و َ ن َ ع ُ و ذ ُ ب ِ ا ل ل ه ِ م ِ ن ْ ش ُ ر ُ و ر ِ أ َ ن ْ ف ُ س ِ ن َ ا و َ س َ ي ّ ِ ئ َ ا ت ِ أ َ ع ْ م َ ا ل ِ ن َ ا ، م َ ن ْ ي َ ه ْ د ِ ا ل ل ه ُ ت َ ع َ ا ل ى ف َ ل َ ا م ُ ض ِ ل ّ َ ل َ ه ُ ، و َ م َ ن ْ ي ُ ض ْ ل ِ ل ْ ف َ ل ا ه َ ا د ِ ي ل َ ه ُ ، و َ أ َ ش ْ ه َ د ُ أ َ ن ْ ل ا إ ِ ل َ ه َ إ ِ ل َ ا ا ل ل ه و َ ح ْ د َ ه ُ ل ا ش َ ر ِ ي ك َ ل َ ه ُ ، و َ أ َ ش ْ ه َ د ُ أ َ ن ّ َ م ُ ح َ م ّ َ د ً ا ع َ ب ْ د ُ ه ُ و َ ر َ س ُ و ل ُ ه ُ ، أ َ م ّ َ ا ب َ ع ْ د: ف َ إ ِ ن ّ َ أ َ ص ْ د َ ق َ ا ل ْ ح َ د ِ ي ث ُ ك ِ ت َ ا ب ُ ا ل ل ه ِ ت َ ع َ ا ل ى ، و َ أ َ ح ْ س َ ن َ ا ل ه َ د ْ ي َ ه َ د ْ ي ُ م ُ ح َ م ّ َ د ٍ ص َ ل ّ َ ى ا ل ل ه ع ل ي ه و آ ل ه و س َ ل ّ َ م َ ، و َ ش َ ر ّ َ ا ل أ ُ م ُ و ر ِ م ُ ح ْ د َ ث َ ا ت ِ ه ِ م َ ا ، و َ ك ُ ل ّ م ُ ح ْ د َ ث َ ة ٍ ب ِ د ْ ع َ ة ، و َ ك ُ ل ّ ُ ب ِ د ْ ع َ ة ض َ ل َ ا ل َ ة ، و َ ك ُ ل ّ ُ ض َ ل َ ا ل َ ة ف ي ا ل ن ّ َ ا ر ِ.

ا ل ل ّ َ ه ُ م ّ َ ص َ ل ّ ِ ع َ ل َ ى م ُ ح َ م ّ َ د ٍ و َ ع َ ل َ ى آ ل ِ م ُ ح َ م ّ َ د ٍ ك َ م َ ا ص َ ل ّ َ ي ْ ت َ ع َ ل َ ى إ ِ ب ْ ر َ ا ه ِ ي م َ و َ ع َ ل َ ى آ ل ِ إ ِ ب ْ ر َ ا ه ِ ي م َ ف ِ ي ا ل ع َ ا ل َ م ِ ي ن َ إ ِ ن ّ َ ك َ ح َ م ِ ي د ٌ م َ ج ِ ي د ٌ ، و َ ب َ ا ر ِ ك ْ ع َ ل َ ى م ُ ح َ م ّ َ د ٍ و َ ع َ ل َ ى آ ل ِ م ُ ح َ م ّ د ٍ ك َ م َ ا ب َ ا ر َ ك ْ ت َ ع َ ل َ ى إ ِ ب ْ ر َ ا ه ِ ي م َ و َ ع َ ل َ ى آ ل ِ إ ِ ب ْ ر َ ا ه ِ ي م َ ف ِ ي ا ل ع َ ا ل َ م ِ ي ن َ إ ِ ن ّ َ ك َ ح َ م ِ ي د ٌ م َ ج ِ ي د ٌ.

Данная книга посвящена стратегически важной теме - взаимоотношениям с нашими родителями. Мы все прекрасно знаем, какие конфликты и проблемы возникают в наше время между родителями и детьми.

Отметим с самого начала, что хорошие отношения к родителям занимает особое положение в Исламе. И мы, ни в коем случае не должны обращаться к ним как остальными людьми, не только если они вдруг ошиблись или согрешили, или же творят неверие и призывают тебя к нему, но даже в том случае, когда они заставляют тебя впасть в многобожие. Несмотря ни на что мы должны относиться к ним хорошо.

Всевышний сказал:

و َ إ ِ ن ج َ ا ه َ د َ ا ك َ ع َ ل ى أ َ ن ت ُ ش ْ ر ِ ك َ

ب ِ ي م َ ا ل َ ي ْ س َ ل َ ك َ ب ِ ه ِ ع ِ ل ْ م ٌ ف َ ل َ ا ت ُ ط ِ ع ْ ه ُ م َ ا و َ ص َ ا ح ِ ب ْ ه ُ م َ ا ف ِ ي ا ل د ّ ُ ن ْ ي َ ا

م َ ع ْ ر ُ و ف ا ً

       «А если они (родители) будут заставлять, чтобы ты придал Мне в сотоварищи то, в чем нет у тебя никакого знания, то не повинуйся им и окружай их в этом мире добром и хорошим отношением»  Сура «Лукман», 15.

Их права неизменны. Каждый ответственный мусульманин должен знать, что после наипервейшей обязанности соблюдения единобожия, стоит обязанность послушания и благодеяния к родителям.

Всевышний Аллах многократно призывает в Своей Книге к этому, приказывает благодарить Его самого и, после этого, родителей:

أ َ ن ِ ا ش ْ ك ُ ر ْ ل ِ ي و َ ل ِ و َ ا ل ِ د َ ي ْ ك َ

«Благодари Меня и своих родителей» Сура «Лукман», 14.

Так же общеизвестен тот факт, что мать имеет больше прав на детей, чем отец. Ибн Аббас, комментируя слова Всевышнего Аллаха:

و َ ا ع ْ ب ُ د ُ و ا ْ

ا ل ل ّ ه َ

و َ ل ا َ ت ُ ش ْ ر ِ ك ُ و ا ْ ب ِ ه ِ ش َ ي ْ ئ ا ً و َ ب ِ ا ل ْ و َ ا ل ِ د َ ي ْ ن ِ

إ ِ ح ْ س َ ا ن ا ً

       « И поклоняйтесь Аллаху и не придавайте Ему сотоварищей и делайте добро родителям» Сура «Женщины», 36.

- говорил: «т. е. надо обращаться с ними мягко, нежно. Нельзя грубить им в ответ и не смотреть на них сердито. Не повышать на них голоса и вести себя перед ними как слуга перед господином, смиренно и кротко».

Всевышний Аллах сказал:

و َ ق َ ض َ ى ر َ ب ّ ُ ك َ أ َ ل ا ّ َ ت َ ع ْ ب ُ د ُ و ا ْ

إ ِ ل ا ّ َ إ ِ ي ّ َ ا ه ُ و َ ب ِ ا ل ْ و َ ا ل ِ د َ ي ْ ن ِ إ ِ ح ْ س َ ا ن ا ً إ ِ م ّ َ ا ي َ ب ْ ل ُ غ َ ن ّ َ ع ِ ن د َ ك َ

ا ل ْ ك ِ ب َ ر َ أ َ ح َ د ُ ه ُ م َ ا أ َ و ْ ك ِ ل ا َ ه ُ م َ ا ف َ ل ا َ ت َ ق ُ ل ل ّ َ ه ُ م َ ا أ ُ ف ّ ٍ و َ ل ا َ

ت َ ن ْ ه َ ر ْ ه ُ م َ ا و َ ق ُ ل ل ّ َ ه ُ م َ ا ق َ و ْ ل ا ً ك َ ر ِ ي م ا ً

و َ ا خ ْ ف ِ ض ْ ل َ ه ُ م َ ا ج َ ن َ ا ح َ ا ل ذ ّ ُ ل ّ ِ

م ِ ن َ ا ل ر ّ َ ح ْ م َ ة ِ و َ ق ُ ل

ر ّ َ ب ّ ِ

ا ر ْ ح َ م ْ ه ُ م َ ا ك َ م َ ا

ر َ ب ّ َ ي َ ا ن ِ ي ص َ غ ِ ي ر ا ً

       «И повелел твой Господь, чтобы ты не поклонялся никому, кроме Него и проявлял благодеяния к родителям. Если оба они постареют или оба они достигнут старости, то не говори им «уфф» и не кричи на них и говори им ласковые слова и преклоняй перед ними обоими крыло смирения из милосердия и говори: «Господь мой, помилуй их, так как они воспитали меня маленьким» Сура «Ночное путешествие», 23-24.

Всевышний Аллах приказывает нам быть терпеливыми с родителями в любом их возрасте. Но особо выделяется возраст старости, – период слабости и умственного расстройства (как это иногда бывает) – когда общение с ними составляет особую трудность. «И не говори им «уфф», или же подобные слова, несущие раздражение враждебность и чувство недовольства. «И не ругай их», будь вежлив с ними, даже призывая к добру и отводя от зла.

Однажды Хасана Аль Басра спросили: «Как исправлять ошибки родителей? » Он ответил: «Говори с ними, пока они спокойны. Замолчи, если они рассердятся».

Общеизвестно, что призыв к добру и остановка зла состоит из четырех этапов:

1. Ознакомление, объяснение.

2. Увещевание

3. Ужесточение речи

4. Применение силы.

При общении с родителями исламом разрешены только первые две ступени, к другим же людям в особые моменты можно использовать последнии два способа, если первые не действуют. Жесткий разговор, не говоря уже о применении силы, является запрещенным по отношению к родителям.

Надо быть очень осторожным в этом вопросе. Многие люди не осознавая этого, позволяют себе слишком многое. Они не понимают, что речь идет о смертном грехе, идущего по порядку сразу после страшного греха многобожия. Повышение голоса, грубый неуважительный разговор с ними, проявление недовольства и раздражительности, тыканье в них пальцем, взор прямо в глаза - все это категорически запрещено.

Если было бы что-то греховное из слов меньше слова «уфф», то Аллах запретил бы и это. Одним из значений арабского слова «уфф» является скопившаяся под ногтями грязь, поэтому человеку, который раздражает, общение с которым действует на нервы, говорят: «Уфф ему». Один из известных толкователей Корана, Муджахид насчет слов Всевышнего Аллаха сказал: «…не говори им уфф…»: «Не поноси их, так как когда-то они держали тебя в чистоте. Сколько раз матери приходится стирать, убирать осквернения, которые исходят от младенца, без раздражения, и не надеясь на какую-то награду или, хотя бы, на слово «спасибо». И это всегда надо помнить, так как когда родители достигнут старости, становятся похожими на детей. Терпи и не показывай своего недовольства и неприязни. «Не говори им уфф, не ругай их и скажи им доброе слово», т. е. потакай их капризам, пусть слышат от тебя только то, что им нравится, естественно не переходя границы дозволенного Аллахом, нельзя подчиняться сотворенному, греша Создателю.

Абу Ваббах однажды спросил Саида ибну Мусаиба: «Я понял все аяты про благодеяние к родителям, кроме одного: «и скажи им доброе слово». Что означает это доброе слово? » Саид ибн Мусаиб ответил: «Это речь виноватого раба перед грубым, жестоким господином». Можете представить себе этот предельно мягкий, кроткий разговор покорного раба.

Муавия ибну Исхак передавал от Урвы: «Неблагочестив к своим родителям тот, кто позволяет себе смотреть в упор им в глаза». Это противоречит покорности и кротости перед ними.

و َ ا خ ْ ف ِ ض ْ ل َ ه ُ م َ ا ج َ ن َ ا ح َ ا ل ذ ّ ُ ل ّ ِ

م ِ ن َ ا ل ر ّ َ ح ْ م َ ة ِ

  «…и преклоняй перед ними обоими крыло смирения и милосердия» Сура «Ночное путешествие», 24

Ата' говорил: «Запрещается поднимать руку на своих родителей, даже просто указывать на них». Иногда под словом «крыло» подразумевается рука (от кисти до плеча). А Урва объяснял выше упомянутые слова из аята так: «Не отказывай им в том, что они любят и в том, что им нравится». Повторимся и скажем, что здесь по приказу идущем в этом аяте человек должен вести себя с родителями как подчиненный с командующим.

Эти права родителей на своих детей многие не знают, из-за повального невежества распространенного в нашем обществе, однако это не должно стать причиной для продолжения небрежного отношения к родительским правам.

Надо придерживаться всех правил поведения с ними, чтобы они были довольны тобой и молились за тебя, в свою очередь, ты тоже не должен забывать молиться за них, ведь Всевышний сказал:

و َ ق ُ ل ر ّ َ ب ّ ِ

ا ر ْ ح َ م ْ ه ُ م َ ا ك َ م َ ا ر َ ب ّ َ ي َ ا ن ِ ي ص َ غ ِ ي ر ا ً

«… и скажи: «о Господи, помилуй их, как они воспитывали меня в детстве» Сура «Ночное путешествие», 24

Благодари их за то, что они сделали тебе. Вынашивали тебя, терпели тебя, не спали ночами, пачкались твоими выделениями, мыли тебя, стирали за тебя. Естественно, большая доля всего этого перепадает матери, поэтому пророк, мир ему и благословение Аллаха три раза приказал проявлять благочестие к матери, а потом уже упомянул отца. Следует отметить важную деталь, что благочестивого отношения необходимо придерживаться как с верующими родителями, так и с неверующими. Всевышний Аллах говорит:

ل َ ا ي َ ن ْ ه َ ا ك ُ م ُ

ا ل ل ّ َ ه ُ

ع َ ن ِ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ل َ م ْ ي ُ ق َ ا ت ِ ل ُ و ك ُ م ْ ف ِ ي ا ل د ّ ِ ي ن ِ

و َ ل َ م ْ ي ُ خ ْ ر ِ ج ُ و ك ُ م م ّ ِ ن د ِ ي َ ا ر ِ ك ُ م ْ أ َ ن ت َ ب َ ر ّ ُ و ه ُ م ْ و َ ت ُ ق ْ س ِ ط ُ و ا إ ِ ل َ ي ْ ه ِ م ْ

إ ِ ن ّ َ

ا ل ل ّ َ ه َ

ي ُ ح ِ ب ّ ُ ا ل ْ م ُ ق ْ س ِ ط ِ ي ن َ

      «Не запрещает вам Аллах хорошо относиться и быть справедливыми к тем, кто не воюет против вас и не изгоняет вас из ваших жилищ. Поистине Аллах любит справедливых» Сура «Испытуемая», 8.

Также в достоверном хадисе пришло, что к Асме во время мирного договора между мусульманами и многобожниками приехала мать-многобожница и Асма спросила пророка мир ему и благословение Аллаха: «О посланник Аллаха, ко мне приехала мать, желающая моего благочестия к ней. Как мне относиться к ней? » Он ответил: «Веди себя благочестиво с ней».

Так Всевышний Аллах говорит:

و َ و َ ص ّ َ ي ْ ن َ ا ا ل ْ إ ِ ن س َ ا ن َ

ب ِ و َ ا ل ِ د َ ي ْ ه ِ ح َ م َ ل َ ت ْ ه ُ أ ُ م ّ ُ ه ُ و َ ه ْ ن ا ً ع َ ل َ ى و َ ه ْ ن ٍ و َ ف ِ ص َ ا ل ُ ه ُ ف ِ ي ع َ ا م َ ي ْ ن ِ

«…и завещали мы человеку хорошее отношение к родителям, вынашивала его мать, теряя силы» Сура «Лукман», 14.

Т. е носила его в своем животе, слабея изо дня в день.

Если посмотреть с медицинской точки зрения, организм ребенка в утробе матери постоянно требует питания (так, например, существует постоянная потребность в кальции и др. ) и все это берется из организма матери. Ей приходится жертвовать собой, чтобы ребенок нормально развивался. Женщина намного слабее мужчины по природе, а в период беременности она становится еще слабее и, опять же, с родами она испытывает сильную нагрузку, ухаживая за новорожденным. Всевышний Аллах говорит:

ح َ م َ ل َ ت ْ ه ُ أ ُ م ّ ُ ه ُ و َ ه ْ ن ا ً ع َ ل َ ى و َ ه ْ ن ٍ و َ ف ِ ص َ ا ل ُ ه ُ ف ِ ي ع َ ا م َ ي ْ ن ِ

أ َ ن ِ ا ش ْ ك ُ ر ْ ل ِ ي و َ ل ِ و َ ا ل ِ د َ ي ْ ك َ إ ِ ل َ ي ّ َ ا ل ْ م َ ص ِ ي ر ُ

       «Мать носит его слабостью поверх слабости, отлучение его в два года. Благодари меня и своих родителей. И ко Мне возращение» Сура «Лукман», 14

Далее Всевышний Аллах говорит:

و َ إ ِ ن ج َ ا ه َ د َ ا ك َ ع َ ل ى أ َ ن ت ُ ش ْ ر ِ ك َ

ب ِ ي م َ ا ل َ ي ْ س َ ل َ ك َ ب ِ ه ِ ع ِ ل ْ م ٌ ف َ ل َ ا ت ُ ط ِ ع ْ ه ُ م َ ا و َ ص َ ا ح ِ ب ْ ه ُ م َ ا ف ِ ي ا ل د ّ ُ ن ْ ي َ ا

م َ ع ْ ر ُ و ف ا ً و َ ا ت ّ َ ب ِ ع ْ س َ ب ِ ي ل َ م َ ن ْ أ َ ن َ ا ب َ إ ِ ل َ ي ّ َ ث ُ م ّ َ إ ِ ل َ ي ّ َ م َ ر ْ ج ِ ع ُ ك ُ م ْ

ف َ أ ُ ن َ ب ّ ِ ئ ُ ك ُ م ب ِ م َ ا ك ُ ن ت ُ م ْ ت َ ع ْ م َ ل ُ و ن َ

«И, если они будут усердствовать, чтобы ты предал Мне в сотоварищи то, о чем у тебя нет никакого знания - не повинуйся им. И живи с ними в этом мире в добре и следуй пути тех, кто обратился ко Мне. Потом ко Мне ваше возвращение и Я сообщу вам о том, что вы совершали»  Сура «Лукман», 15

Несмотря на всю отвратительность призыва предать Богу что-то в сотоварищи, ты все равно должен хорошо относится к родителям. А что же говорить о правах родителей мусульман, если они к тому же праведные люди, клянусь Аллахом, их права на тебя самые жесткие, самые строгие и соблюдение их является одной из самых наивеличайших задач. Хадисов от пророка, мир ему и благословение Аллаха, побуждающих к этому пришло в неимоверно большом количестве.

Абу Хурейра рассказывал, что однажды к пророку, мир ему и благословение Аллаха, подошел человек и спросил его: «К кому из людей я должен относиться более дружелюбно? ». Он ответил: «К матери! » А потом: «К матери». А потом: «К отцу».

От другого сподвижника передается, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине Аллах вам приказывает хорошо относиться к своим матерям (2 раза) и к своим отцам и к своим близким родственникам».

От Аби Рамса передается, что он слышал как пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Будь благочестив к своей матери и своему отцу, к своей сестре и брату, а потом кто ближе к тебе и ближе. В этом хадисе пророк, мир ему и благословение Аллаха, поставил мать перед отцом, а сестру перед братом».

Однажды Абдуллах Ибн Масуд спросил пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Какое дело любимее Аллаху? » Он ответил: «Молитва в свое время». А потом: «Благодеяние к родителям». А потом: «Джихад на пути Аллаха». Потом Абдулла добавил: «Это то, что сообщил мне посланник Аллаха, и если бы я продолжил спрашивать, он рассказал бы мне больше». Здесь пророк, мир ему и благословение Аллаха, причислил благочестивое отношение к родителям к самым наилучшим делам, сделав его по порядку сразу после молитвы.

От Абдуллы Ибну Амира передается, что один человек попросил пророка, мир ему и благословение Аллаха, разрешить выйти ему на джихад. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил его: «Живы ли твои родители». Он ответил: «Да! » Тогда он, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Так в них и делай джихад».

В сборнике Муслима приводится, что к пророку, мир ему и благословение Аллаха, приехал один человек и сказал: «Я желаю присягнуть тебе на джихад, желая награды от Всевышнего». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил: «Жив ли хоть один из твоих родителей? ». Он ответил: «Они оба живы! ». «Ты действительно хочешь награды от Аллаха? ». Он ответил: «Да! » «Тогда вернись к своим родителям и живи с ними и относись к ним наилучшим образом».

У Абу Дауда и Насаи передается, что один человек подошел к пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «Я пришел присягнуть тебе на хиджру, оставив за собой плачущих родителей». Тогда пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Вернись к ним и обрадуй их, так же как ты заставил их плакать». Т. е приказал ему сделать что-то радостное в искупление того, что заставил их плакать.

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, также сказал: «Довольство Аллаха в довольстве родителей, гнев Аллаха в их недовольстве».

Имам Газали писал: «Обслуживающий своих родителей не должен ничего требовать от них, кроме того, что " довольство Всевышнего в довольстве родителей».

Это очень важное замечание, связанное с намерением[1].

Цель благодеяния к родителям - довольство Всевышнего, ничего иного быть не должно. Занимающийся этим для того, чтобы занять высокое положение в их сердцах или с другими намерениями, но не ради Всевышнего, будет непременно опозорен. Так что необходимо очищать свое намерение, как это делается во время молитвы, поста или других видов поклонения.

Муавия ибну Джахим рассказывал: «Один человек подошел к пророку, мир ему и благословение Аллаха, и спросил его «Я хочу воевать на пути Аллаха и вот пришел посоветоваться насчет этого». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил: «Есть ли у тебя мать? » Он сказал: «Да». «Тогда будь рядом с ней. Поистине, Рай под ее ногами! »

Кааб ибну Аджра рассказывал, что однажды около пророка, мир ему и благословение Аллаха, прошел человек, сподвижникам понравилось его крепкое телосложение и скорость реакции. Они сказали пророку, мир ему и благословение Аллаха: «О посланник Аллаха, если бы он использовал свои возможности в джихаде на пути Аллаха». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Если он использует их для обеспечения своих маленьких детей, то он на пути Аллаха. Если он вышел, стремясь помочь своим старым родителям, то он на пути Аллаха. Если он использует их ради того, чтобы Аллах простил ему, то он на пути Аллаха. Если же он вышел для показухи, то он на пути шайтана».

Ибну Умар рассказывал, что один человек сказал пророку, мир ему и благословение Аллаха: «Я совершил страшный грех, есть ли мне покаяние от него? » Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил его: «Есть ли у тебя мать? ». Он сказал: «Да». «Тогда будь благочестив к ней!!! »

Также пришло в достоверном хадисе от Бра’а, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Сестра матери имеет такое же положение, как мать».

Макхуль говорил: «Благодеяние к родителям искупляет смертельные грехи. Человек в состоянии совершать благодеяние до тех пор, пока в семье его есть тот, кто старше его».

Один из табиинов рассказывал: «Будучи с фанатиками я совершил грехи, которые считал смертельными. Это я упомянул ибн Умару. Он спросил: «Что это за грехи? ». Я перечислил ему их. Он сказал: «Это небольшие грехи». Потом добавил: «Боишься ли ты огня? Желаешь ли ты войти в рай? » Я сказал: «Клянусь Аллахом конечно!!! » Тогда он спросил меня: « Живы ли твои родители? » Я ответил: «У меня есть мать». Он сказал мне: «Если ты будешь с ней мягко разговаривать, готовить и кормить ее, при этом, сторонясь больших грехов, то обязательно войдешь в Рай».

Абу Хурейра передавал, что однажды пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал, повторив три раза: «Позор, позор, позор». Его спросили: «Кому? » Он ответил: «Тому, чьи родители достигли старческого возраста, и он после этого не зашел в рай». Т. е молил Аллаха опозорить и унизить того, кто не использовал эту возможность вхождения в рай.

Также пророк, мир ему и благословение Аллаха, называл ослушание родителей величайшим смертным грехом. Однажды пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах запретил вам ослушание родителей, хоронение заживо дочерей, и Он не любит в вас пустые разговоры, множество вопросов и бездушную трату имущества».

Абу Бакр рассказывал: «Однажды мы были у посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он три раза спросил: «Сообщить ли вам о величайших смертных грехах? » Мы ответили: «Конечно, о посланник Аллаха». Он сказал: «Приобщение Всевышнему Аллаху сотоварищей, ослушание родителей (все это он говорил в полулежащем состоянии, затем он сел, выпрямился и начал повторять) и лживое слово и лживое свидетельство». Он продолжал до тех пор, пока мы не сказали: «О, если бы он замолчал».

Естественно, сподвижники попросили его остановиться только из-за жалости к нему, видя в какое состояние он, мир ему и благословение Аллаха, впал. Да упасет Аллах от мысли, что они сделали это, потому что он, мир ему и благословение Аллаха, надоел им или из-за того, что вызвал их недовольство.

Абдулла ибну А'мир передал, что посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Величайший смертный грех – поношение своих родителей». Его переспросили: «О посланника Аллаха, может ли человек ругать своих родителей? ». Он ответил: «Да! Это когда он ругает отца какого-либо человека, тот отвечает ему руганием его отца или ругает мать и тот отвечает ему тем же».

Конечно же, в те времена они посчитали невозможным, чтобы кто-то осмелился бы ругать своих родителей, поэтому, они, переспросили пророка, мир ему и благословение Аллаха, насчет этого вопроса и он, мир ему и благословение Аллаха, объяснил им, что имел в виду, закрытие всех путей, ведущих к этому.

В наше же время споры, перебранки с родителями, как мы видим, стали привычным делом. И если нехорошие слова в адрес чужой матери или отца являются смертным грехом, то, что говорить о родных родителях. Поэтому он, мир ему и благословение Аллаха, очень переживал, если кто-нибудь ругал другого, используя в речи мать или отца этого человека.

Альмарур ибну Суваид рассказывал, что однажды он видел Абу Зарра и его слугу, на обоих была одинаковая одежда, и мы спросили его: «В чем причина подобной справедливости? ». Он ответил: «Однажды я обозвал одного человека, и он пожаловался посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он, мир ему и благословение Аллаха, сказал мне: «Ты обозвал его по матери? Поистине, ты человек, в котором есть невежество» (т. к. он назвал его мать «черной», передается, что обиженным был Билял). И пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, ваша прислуга – это ваши братья, над которыми Всевышний Аллах дал вам власть. Поэтому кормите их тем же, что сами кушаете и одевайте их в то, что сами одеваете и не заставляйте их делать то, что им не под силу, и, если им тяжело, помогите им».

Абдулла ибну Амр Ибну Аа’с говорил: «Величайший грех – быть причиной того, что оскорбят твоего родителя».

Абу Хурейра говорил: «Не иди впереди отца (к этому следует добавить, что здесь имеется в виду день, ночью же, наоборот, идти впереди, чтобы уберечь родителя от возможной опасности), не садись, пока он не сядет, не зови его по имени, и не будь причиной, что его кто-то оскорбит».

Так же он передавал: «После смерти человека обрываются все его дела, кроме трех: текущая милостыня, знание от которого люди получают пользу и праведный сын, молящийся за родителя».

       В этом хадисе объясняется образ благочестивого отношения к родителям после их смерти.

Верующий должен молиться за родителей всю свою жизнь даже после их смерти, как будто они не умирали и огромный минус тому, кто оставляет это, ведь наиленивейшие и наислабейшие люди те, кто оставляет мольбу за них. Его родители лежат в земле далекие от любимых, лишенные возможности что-либо сделать, ожидающие расчета, а он живой и забывающий молитву за них.

Также Абу Хурейра рассказывал: «Иногда умершего поднимают вверх на степень, и он спрашивает: «За что? » Ему отвечают: «Твой сын просил за тебя прощение».

К благодеянию по отношению к родителям после их смерти относится возмещение поста, оставленного ими. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Если человек умер, на нем остается пост, то за него постится близкий».

Абдуллах ибну Аббас передавал, что один человек спросил пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Моя мать умерла, принесет ли ей пользу, если я дам милостыню от ее имени? ». Он, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Да! » Тогда этот человек сказал: «Поистине, у меня есть пальма и я прошу тебя засвидетельствовать, что я даю ее милостыней от ее имени».

Аиша рассказывала, что один человек спросил пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Моя мать умерла, не оставив после себя завещание. Я думаю, что она все свое имущество отдала бы на милостыню. Будет ли ей награда от Всевышнего, если я раздам милостыню от ее имени? » Он ответил: «Да, тебе следует раздать милостыню от ее имени».

       Передается от Абу Хурейры, что один человек задал тот же вопрос про своего отца и тоже получил положительный ответ.

Также передается, что Аль Ааса ибну Ваиль, будучи неверным, дал обет принести в жертву 100 верблюдов и его сын Хишам ибну Аасы исполнил часть этого, зарезав 50 верблюдов. Другой же его сын Амру ибну Аасы спросил пророка, мир ему и благословение Аллаха, насчет этого и он ответил так: «Если он признавал Единственность Всевышнего, то он получит пользу от твоего поста и милостыни от его имени».

       Этот хадис указывает на то, что пользу от деяний праведного сына получает лишь верующий отец.

Абу Асир передавал, что однажды, когда они сидели у пророка, мир ему и благословение Аллаха, человек из рода Бану Салама спросил: «Осталось ли мне что-нибудь из благодеяния к родителям после их смерти? » Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Да, молитва за них».

У ибн Умара был осел, на котором он ездил в Мекку и чалма, которой он прикрывал свою голову. Однажды, когда он ехал на этом осле, возле него прошел бедуин, Ибну Умар спросил его: «Не ты ли сын такого-то? » Он ответил: «Да». Тогда он слез с осла и сказал: «Садись». И отдав ему свою чалму, сказал: «Прикрой ей свою голову». Его спросили, почему он это сделал, на что он ответил: «Я слышал, что посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Наилучшее проявление благодеяния к родителям - поддерживание хороших отношений с тем, кого они любили, а отец этого человека был другом моего отца».

Абу Бурда рассказывал, что когда он приехал в Медину, к нему подошел Ибну Умар и спросил: «Знаешь ли ты зачем я подошел к тебе? ». Я ответил: «Нет». Тогда он сказал: «Я слышал как посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Тот, кто хочет благочестиво относиться к родителям после их смерти пусть поддерживает хорошие отношения с их братьями по вере». Моего отца Умара и твоего связывала крепкая дружба и братство, поэтому я хотел подержать эту связь».

       Что же касается воздаяния за благодеяние к родителям, то оно из самых щедрых и больших.

Айша рассказывала, что посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, рассказывал: «Однажды, войдя в рай, я услышал чтение Корана. «Кто это? » - я спросил. «Хариса ибну Ну’ман» - ответили мне. Потом посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, добавил: «Вот это вам благочестие».

Другой передатчик говорил, что этот сподвижник лучше всех относился к своей матери, что и стало причиной для его вхождения в Рай.

Один человек спросил Умара ибну Хаттаба: «Моя мать состарилась и всякий раз, когда ей надо справить нужду, я отношу ее в соответствующее место. Выполнил ли я этим свои обязанности перед ней? » Умар ответил: «Нет! Потому что она делала то же самое когда-то и с тобой, с той лишь разницей, что она надеялась, что ты будешь жить, а ты делаешь все это, желая чтобы все это побыстрей закончилось».

Сын Умара однажды увидел человека, кружившегося вокруг Каабы с матерью на спине. Этот человек спросил: «О сын Умара, как ты думаешь, отблагодарил ли я ее этим? » Он ответил: «Нет, ни одна родовая схватка этого не стоит, однако то, что ты сделал - превосходно. Клянусь Аллахом, Он воздаст тебе за это маленькое дело сторицей!!! ».

Также известен хадис про тех людей, которым во время дождя пришлось спрятаться в пещере и, когда они там находились, вход закрыл камень, упавший сверху. Тогда они сказали друг другу: «Вспомните праведное дело, которое вы совершили только ради Аллаха и попросите Его, может быть Он облегчит нам наше положение по причине этих праведных дел». Один из них сказал: «О Всевышний, у меня были пожилые родители и маленькие дети, сам я зарабатывал на жизнь пася скот, каждый день, возвращаясь домой, я доил одно животное и этим молоком поил моих родителей, потом своих детей. Один день я опоздал, т. к стадо ушло далеко и пришел домой, когда уже стемнело. Родители уже спали. Подоив молоко, как обычно, я вошел к ним и остановился, не решаясь разбудить их и в тоже время, не осмеливаясь напоить сперва своих детей (т. е. из-за проявления благодеяние к родителям, тихое, безшумное поведение, когда они спят. И этот человек простоял в таком состоянии до самого утра, не решаясь сделать ни то, ни другое) и таким образом я простоял до самого утра. Дети плакали, рыдали у моих ног, но я так ничего им и не дал. И, если я это сделал только ради Тебя, и это Ты знаешь, то спаси нас, позволь нам увидеть небесную синеву». И Всевышний Аллах вызволил их из пещеры.

Рассказывается, что Фадл ибну Йяхья был из наиблагочестивейших детей к своему отцу. Однажды, им обоим пришлось сидеть в тюрьме. Йяхья (отец) всегда брал омовение только теплой водой и, когда в одну из холодных ночей тюремщики не разрешили поджигать костер, сын сделал следующее: он взял стеклянный сосуд для воды и начал греть воду на слабом тюремном светильнике. Так он просидел почти всю ночь, чтобы его отец, проснувшись, взял омовение теплой водой.

Ибну Мункадир говорил: «если я бы провел всю ночь, массажируя стопу отца, а другой человек простоял бы всю ночь в молитве, я не был бы рад поменять его ночь на мою, т. к я уверен, что получу больше награды у Аллаха за благодеяние к отцу, нежели тот человек, который промолился всю ночь». Вот это и называется знание степеней дел и способность выбора наилучшее среди лучшего: «и если бы мне дали возможность выбирать между наградой за то, что я сделал и наградой за ночное стояние, то я непременно бы выбрал благодеяние к отцу, т. к это является обязанностью.

От Абу Абдуррахмана передается, что одному из благочестивых сыновей родители приказали жениться, однако отношения между невесткой и матерью не сложились, и мать приказала развестись. Человек, не решаясь развестись с женой и, в тоже время, не осмеливаясь ослушаться мать, едет за советом к Абу Дарде. Тот, выслушав его, отвечает: «Я не буду тебе советовать развестись с женой или ослушаться мать, а просто, если ты хочешь, сообщу тебе хадис от пророка, мир ему и благословение Аллаха, в котором он говорит: «Родители – серединные врата Рая, если хочешь, охраняй эту дверь или же потеряешь ее (серединная значит наилучшая, т. е. благочестивое отношение к родителям ведет в Рай)».

Сын, услышав этот хадис, человек сказал: «Ты свидетель тому, что моя жена разведена и, вернувшись, он развелся с ней».

Однако, некоторые ученые, из них шейх-уль-ислам ибн Таймия, считали, что не разрешается разводиться с женой по приказу матери. Это не входит в круг благодеяний к родителям, однако при этом надо сохранять хорошие отношения с матерью.

Абу Касир Ассухайли рассказывал, что Абу Хурэйра говорил: «Всякий, сотворенный Аллахом верующий, слыша про меня, начинает любить меня (посмотрев на силу любви к Абу Хурейре и его матери, можно проверить свою веру. Кто же ненавидит его, пусть знает, что это из признаков лицемерия)». Я спросил его: «С чего ты это взял? » Он ответил: «Было время, когда моя мать была многобожницей и я многократно призывал ее принять ислам, но все попытки были тщетными. В один день она сказала про посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, то, что меня очень сильно задело, и я плача пошел к пророку, мир ему и благословение Аллаха, и, сообщив ему про это, попросил помолиться за нее. Он, мир ему и благословение Аллаха, произнес: «О Аллах, поведи мать Абу Хурейры по пути истины». После этих слов я ушел от него, прямо возле дома я услышал журчание воды и потом ее голос: «Стой! », (т. е. она брала большое омовение), потом она открыла дверь, на ней было платье, однако она не успела покрыть волосы, и она произнесла: «Я свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха и, что Мухаммад Его раб и посланник». И я побежал к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, так плача от радости, как когда-то плакал от горя. Сообщив ему все это, я попросил его вновь помолиться Всевышнему, чтобы он расположил сердца Его рабов ко мне и моей матери. И он, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «О Аллах! Расположи сердца верующих к любви Твоего раба и его матери, а их сердца к любви верующих! »

Абу Хурейра рассказывал про себя, что иногда из-за страшного голода он уходил из дома в мечеть. Однажды придя туда, он увидел там группу людей, которые спросили его: «Что привело тебя сюда в этот час, Абу Хурейра? ». Он ответил: « Голод! » Тогда они вместе пошли к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он, мир ему и благословение Аллаха, спросил: «Что привело вас сюда в этот час? ». Мы ответили: «Голод! » Услышав это, посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, приказал принести посуду с финиками и раздал всем по два финика, сказав: «Кушайте это и запивайте это водой и этим вы насытитесь сегодня». Абу Хурейра спрятал один финик и съел другой, посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил его, зачем он так сделал и он ответил, что оставил его для матери. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Скушай его, а я дам тебе еще два финика», и он, мир ему и благословение Аллаха, дал два финика Абу Хурейре.

Также передается, что Абу Хурейра при выходе из дома, прощаясь с матерью, говорил: «Мир тебе, моя мамочка, милость и благословение Всевышнего», и она отвечала ему: «Сыночек, да будет и тебе милость Аллаха и благословение Его». Тогда он говорил: «Да помилует Он тебя так, как ты меня растила в детстве». Она отвечала: «Да помилует тебя Аллах за то, что ты хорошо ко мне относился, когда я постарела». Так же он заходил домой, т. е. этот диалог повторялся при входе и при выходе из дома.

Абу Хурейра постоянно находился с матерью, из-за этого он ни разу не совершил хадж, пока она не умерла, т. к. он не хотел разлучаться с ней.

У Муслима приводиться хадис, в котором пророк, мир ему и благословение Аллаха, сообщил нам о лучшем табиине Уейсе ибну Аамир АльКарни. Поэтому Умар, слышавший этот хадис, когда узнавал, что из Йемена кто-то приехал, выходил и спрашивал: «Есть ли среди вас Уейс ибну Аамир? » Однажды ему ответили: «Да, в нашем караване есть такой человек». Тогда Умар подошел к нему и спросил: «Ты ли Уейс ибну Аамир? » он ответил: «Да». «Ты с Мурада? » «Да». «Была ли у тебя проказа, которая прошла, оставив на твоем теле след размером в монету? »

«Да». «У тебя есть мать? » «Да». Тогда он сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «С йеменским караваном к вам придет Уейс ибну Аамир родом из Мурада, Корна, у него на теле след размером в монету от проказы и у него мать, с которой он очень благочестив, если ты сможешь попросить его, чтобы он попросил у Всевышнего за тебя прощение, то сделай это!!! ». «Попроси за меня прощение у Всевышнего», и тот сделал это, потом Умар спросил его: «Куда ты держишь путь? » Он ответил: «В Куфу». «Не устроить ли тебя к управляющему того района? » Он ответил: «Я лучше себя чувствую в окружении простых людей».

       Ясно из хадиса, что Уеис имел такое высокое духовное развитие, благочестиво относясь к своей матери.

Асбаг ибну Зейд говорил, что Уеис не стал сподвижником пророка, мир ему и благословение Аллаха, только из-за своего благочестия к матери, присматривая за ней, прислуживая ей, не смог приехать и увидеть пророка, мир ему и благословение Аллаха.

Также передается, что Кахмас (один из праведников) увидел у себя дома скорпиона и попытался убить его, однако не успел и тот спрятался у себя в норке. Тогда Кахмас засунул руку в нору и, несмотря на очень болезненные укусы, убил его. Кахмаса после этого спросили, зачем он это сделал. Он ответил: «Клянусь Аллахом, я боялся, что этот скорпион вылезет из своей норы, подползет к моей матери и ужалит ее».

       Хасан ибну Нух рассказывал, что Кахмас работал в кузнице, каждый вечер, на заработанные деньги он покупал фрукты и относил их своей матери. Также Кахмас убирался у нее дома и прислуживал ей. Однажды Сулейман ибну Али послал ему денег, чтобы он купил слугу для обслуживания матери, однако он отказался, предпочитая сам ухаживать за ней.

       Амр ибну Абид (известный аскет, однако, он был нововведенцем в религии) и его друзья приходили к Кахмасу, это увидела его мать, и ей это очень не понравилось, она сказала: «Они мне не нравятся, не сиди с ними». В следующий раз, когда Амр пришел к нему в гости, Кахмас сказал ему, не открывая дверь: «Моей матери вы не нравитесь, больше не приходите».

       Мухаммад ибну Сирин, когда разговаривал с матерью, казалось, что он разговаривает с жестоким, несправедливым правителем, так кротко и смиренно вел себя перед матерью.

       Некоторые близкие родственники Мухаммада ибну Сирина рассказывали, что когда он разговаривал с матерью, вел себя очень кротко.

Ибну Аун рассказывал, что один человек увидел Мухаммада ибну Сирина около матери и спросил его: «Ты что болен? » Он ответил: «Нет! Просто я всегда такой, когда разговариваю со своей матерью».

Зейна ибнуль Аабидина однажды спросили: «Ты из наиблагочестивейших людей к своей матери, однако мы никогда не видели тебя кушающим вместе с ней. В чем причина этого? » Он ответил: «Я боюсь, что возьму то, что она хотела скушать и, тем обижу ее».

Абдуллу ибн Ауна, одного из великих сподвижников, однажды позвала мать, и он ответил ей громким голосом. Он посчитал это грехом и, чтобы искупить его, отпустил на волю двух рабов. Посмотрите, каким образом они понимали аяты книги Всевышнего.

و َ ا خ ْ ف ِ ض ْ ل َ ه ُ م َ ا ج َ ن َ ا ح َ ا ل ذ ّ ُ ل ّ ِ م ِ ن َ ا ل ر ّ َ ح ْ م َ ة ِ

«И скажи им доброе слово и преклоняй перед ними обоими крыло смирения».

В этих аятах приказы, обязанности, а не просто пожелания и указания на желательность.

Передается, что однажды ибну Васиму, его ученики сдавали книгу Му’атта, вдруг он встал и простоял довольно долго. Когда он сел, ученики спросили его: «Что произошло? » Он ответил: «Моя мать спустилась спросить меня то, что ей нужно, я встал навстречу ей и стоял, пока она не поднялась обратно».

Ибн Шуреих, один из великих ученых, оставлял преподаваемый им урок, если его мать говорила ему: «Встань и кинь ячмень курам». Он прерывал урок и шел кормить кур, затем возвращался. Почему? Потому что - это обязанность и нам надо быть внимательными к этому.

Ученые говорят: «Если мы читаем молитву и, в это время, позвала мать, прерви молитву, если эта молитва необязательная и ответь ей». Т. к. молитва – желательное дело, а послушание родителей - обязательное. Как часто мы пренебрегаем подобными вещами.

       Еще раз скажу, что благочестие к родителям – это обязательное дело, а не просто желательное, кто хочет, делает, а кто хочет, не делает, нет.

Посмотрите на Абу Хурейру, он даже не совершил хадж, до тех пор, пока не умерла его мать, т. к. он постоянно находился рядом с ней. А Уейс Аль Корни не стал сподвижником только из-за своего благочестия к матери. Эти примеры дают нам представление об истинном понятии благочестия к родителям в исламе, в противовес нынешнему поколению.

Хузеил ибну Хафса летом собирал дрова, снимал с них кору, и сам же потом рубил их. Его мать рассказывала: «Я часто простужалась и, поэтому, зимой мой сын приносил таз, в котором он разжигал огонь в мою молельню и ставил за моей спиной. Я молилась, а он разжигал сначала сухую кору, а затем начинал класть дрова и при этом старался, чтобы дым не беспокоил меня». Хишам рассказывал, что у него была верблюдица, дающая много молока, и его мать говорила, что он каждое утро приносил ей молока. Я отвечала ему: «Я в посту». На что он отвечал мне: «Утреннее молоко верблюдицы прекрасно, напои им кого хочешь». И она поила им кого хотела или же дарила кому-либо как милостыню.

Также передается, что у Мусаггира ибну Кирам была очень набожная мать. И он каждую молитву отвозил ее в мечеть, при этом неся на себе ею шерстяные подстилки. Заводил ее в мечеть, расстилал на пол подстилки, уходил вперед и молился, затем давал урок, а потом, собрав все вещи, уходил вместе с ней домой.

Когда он умер, его отец попросил Всевышнего: «О Аллах, прости ему то, что он не сделал из обязанностей по отношению ко мне и прости ему то, что он не выполнил из обязанностей к Тебе».

Его однажды спросили: «Как он относился к тебе? ». Он ответил: «Ночью он всегда шел передо мной, днем позади меня, поднимаясь вверх я всегда был внизу под ним».

Аамир ибну Абдулла рассказывал, что после смерти отца он целый год испрашивал Всевышнего прощения за своего отца. Т. е. на целый год, на целый год он оставил молитву за себя, за своих детей, только ради того, чтобы молить Всевышнего помиловать его отца.

У’рва ибну Зубаир в молитвах, во время земного поклона просил Всевышнего: «О Аллах, прости Зубайру ибну Авваму и Асма’а бинту Абу Бакр» (т. е. просил за своих родителей).

Абу Юсуф, известный ученый, после молитвы говорил: «О Аллах! Прости моим родителям и моему учителю Абу Ханифе».

       Сам Абу Ханифа тоже был очень благочестив к своим родителям. Он тоже молился за них и за своего учителя Хаммада. Также каждый месяц он раздавал милостыню за своих родителей в размере 20 динаров.

       Абу Юсуф рассказывал, что Абу Ханифа иногда приходилось ходить на уроки Умара ибн Зарра вместе с матерью, хотя считалось, что он был грамотнее, нежели тот, т. к не хотелось ослушиваться матери, которая любила этот урок.

       В нынешние времена осталась лишь тень от подобного отношения к родителям, однако, благодеяния к родителям является одним из ярких проявлений красот ислама.

Один брат рассказывал, что некому мусульманину пришлось ухаживать за своим отцом в американской больнице. Все были поражены его благодеянием к отцу, что даже начали говорить: «О, если бы наши дети были бы мусульманами!!! ». Это действительно красота Ислама, проявление его благодати. Причина же дефицита этого в нашем поколении - это отстранение от наставлений и стратегии (манхаджа)[2] Корана и Его пророка.

Один человек из Британии принял ислам, после этого, вся его семья, считающаяся христианской, настроилась против него. До ислама у этого человека был отвратительный и злобный характер, однако, после принятия ислама он очень изменился, что сразу заметили его близкие. Сейчас его мать желает, чтобы ее дочь тоже приняла ислам, чтобы ее характер изменился в лучшею сторону.

В странах Запада и Европы, где преобладает атеизм, с трудом воспринимается благодать ислама – хорошее отношение к родителям, которое сохранилось еще среди мусульман, ведь основа взаимоотношения между детьми и родителями в этих странах – непослушание. Положение родителей в исламской семье им кажется чем-то удивительным, невероятным.

Продолжим рассказ про Абу Ханифу. Как было сказано выше, ему, иногда, приходилось ходить к Умару ибн Зарру. Бывало, его мать просила задать вопрос Умару ибн Зарру насчет какого-либо положения в Исламе. И он шел спрашивать, когда он задавал вопрос, Умар удивлялся, т. к Абу Ханифа знал больше него. «Мать попросила спросить тебя насчет этого». «А что ты сам скажешь насчет этого? ». И Абу Ханифа отвечал ему на вопрос, после чего Умар говорил: «Мой ответ такой же». После чего Абу Ханифа возвращался домой и рассказывал матери ответ Умара.

Йяхья ибну ‘Абдуль Хамид рассказывал что, когда Абу Ханифе предложили пост главного судьи, он отказался. Тогда власти пытались заставить его принять этот пост, применив силу. Его посадили в тюрьму и ежедневно избивали. Однажды ему разбили голову, и он заплакал. Его спросили: «Тебя столько дней били, ты не плакал, что же случилось с тобой сейчас? ». «Эта рана заметна. Если мать увидит ее, то она расстроится, и будет плакать, а для меня нет ничего тяжелее».

Ибну Хаджар, в своей книге «Предостережение от смертных грехов» очень хорошо выразился про ослушающихся своих родителей, сказав: «О тот, кто небрежен к самым строгим обязанностям, променявший благочестие на ослушание, забывший то, что предписано тебе, пренебрегающий тем, под Которым ты ходишь. Благодеяние к родителям – твоя религия. Ты утверждаешь, что хочешь Рая, так ведь он под ногами твоей матери. Она носила тебя в животе 9 месяцев, родила тебя, кормила тебя своей грудью, мыла тебя от нечистот, хорошо относилась к тебе. Она очень сильно переживала, когда ты был болен или на что-то жаловался, платила врачу, чтобы вылечить тебя. Если бы ей предложили пожертвовать своей жизнью, чтобы спасти тебя, она непременно сделала бы это. И после всего этого ты грубо обращаешься с ней. Она, явно и скрыто, молила Аллаха даровать тебе счастье. А когда она состарилась и нуждается в тебе, ты ее не замечаешь. Ты сыт, она голодная, она хочет пить, а твой рот не испытывает жажды. Ты предпочел свою семью, детей, забыл ее помощь. Считаешь сложным то, что в принципе очень легко. Ее жизнь тебе кажется очень длинной, на самом деле, она коротка. Ты покинул ее, а кроме тебя нет ей защитника. А ведь твой Господь запретил плохое отношение к ней. И тебя не минует наказание в этой жизни, которое проявится в виде непослушания твоих же детей, а в будущей жизни ты будешь наказан тем, что будешь далек от Господа Миров. Он призовет тебя, ругая и порицая за то, что ты натворил. И поистине, Он ни в чем не обижает своих рабов».

       Материнство – это чаша самопожертвования. И мать и отец готовы не спать, только для того, чтобы их ребенок спал, голодать, только чтобы их детя был сыт.

Один поэт очень хорошо описал сущность сердца матери в своей поэме. Его словами мы и закончим книгу. В ней говорится о том, что любимая одного юноши потребовала принести ей сердце его матери. Тот, долго не раздумывая, убил мать. Распорол ей грудь, вытащил сердце и впопыхах побежал к своей подруге. По дороге он споткнулся и упал. Материнское сердце воззвало к нему: «Сыночек, любимый, не ушибся ли ты? …

Сказав эти слова, я прошу прощения у Всевышнего Аллаха и уповаю на Его милость и благословение.

 

 


[1] Для мусульманина, обладающего стратегическим мышлением, стержневое значение имеет намерение. Недаром сборники имама Науауи, Бухари, Муслима, а также многие другие авторитетные научные книги начинаются с хадиса про намерение.

Пророк сказал: «Все поступки оцениваются только по на намерениям, и каждому человеку воздастся только по его намерениям», хадис приводится в сборниках Бухари и Муслима.

Для начала надо прояснить, что такое намерение и его значение. Намерение-ниййа – понятие, буквально обозначающее несгибаемую, твердую решимость совершить поступок. Если верно, что у всякого действия есть намерение, то необходимо верно и обратное: всякое намерение сопровождается действием, и без этого не может быть намерение. Ниййа отличается и от воли, желания (ирада) в широком понимании этих терминов, поскольку желания могут и не быть непосредственно связаны с действием.

Намереваться – значит действовать. Имеется в виду непосредственное действие: действие не может быть откладываемо «на завтра», разрыв между намерением и действием уничтожает связанность между ними и просто означает, что намерение не вызвало действие, а значит, и не было намерением.

Положение о непременной связанности намерения и действия имеет силу только относительно тех случаев, когда такая связанность может состоятся. В том случае, если действие не может быть совершено по объективным причинам, его отсутствие оказывается извинимым, намерение считается имевшим место, а само действие как бы состоявшимся. Например, человек имел тотальное намерение идти до конца в деле изучения и заучивания Корана. Даже если с ним, не дай Бог, что-то случилось, и он, к сожалению, не смог выучить Коран, награду за это дело он получит сполна.

Нам надо твердо понять то, что исламская этика не ориентирует на достижение цели «непременно», «во что бы то ни стало». Ключевой ориентир Ислама – ориентир умеренности и «золотой середины», а не максимума, для нее «достижение недостижимого» является бессмысленным, «преодоление непреодолимого» - абсурдным, а достижение оптимума – искомым и понятным.

Неправильное намерение означает испорченность действия, даже если само действие ничем не отличается от того, что совершено с правильным намерением. Два человека могут построить мечеть, один заслужит Рай Всевышнего этим поступком, а второй не получит ничего. Но и никакое благое, искреннее намерение не может оправдать плохого поступка. Человек может убивать людей («киллерствовать») или заниматься проституцией, имея вполне чистые намерения накормить свою семью, но… Подобными благими намерениями устлана дорога прямиком в Ад.

Мы постоянно должны корректировать и очищать наши намерения. Суфъян Саури, великий ученый начального периода Ислама, говорил: «Самое сложное в моей жизни – контроль над намерением».

 

[2]  Вопрос: «Что же такое ал-манхадж (ا ل م ن ه ج )? » весьма уместен?

В «Толковом словаре» Файруза Абади имя действия (ا ل ن ّ َ ه ْ ج ُ ) = (Ан-нахдж) или (ك ا ل م َ ن ْ ه َ ج ِ و ا ل م ِ ن ْ ه ا ج ِ ) = (аль-манхадж или аль-минхадж) – обозначает ясный путь, широкая дорога, глагол (ن َ ه َ ج َ ، ك م ن َ ع َ: و ض َ ح َ و أ و ْ ض َ ح َ ) несет смысл: «сделал очевидным, ясным; разъяснил».

Словосочетание (ن َ ه َ ج َ ا ل ط ّ َ ر ي ق َ ) переводится как: «строго следовал заданного пути». Манхадж – это ясный, четко очерченный путь. Наиболее оптимальный вариант перевода этого слова – стратегия. Хотя в любом случае для лучшего и глубинного понимания этого слова необходимо возвращаться к арабским первоисточникам. Иными словами стратегия (манхадж) – цепочка целей, жестко расставленных на оси времени в строгой последовательности.

Стратегия бывает правильной и неправильной. Ее принципы широко используются во всех сферах человеческой жизнедеятельности и любое дело без грамотно построенной стратегии обречено на провал. Естественно то, что слово стратегия подразумевает долгосрочное планирование. Здесь нет даже намека на сиюминутность или быстрый результат.

Например, удачная стратегия призыва (дагват) заключается в том, что надо начинать с главного, то есть с подробного, поэтапного донесения до человека понимания Единобожия (первоочередная цель). Объяснить ему кто такой Всевышний Аллах, кто Его пророк, как прекрасна и мудра Его религия. Потом по общеизвестной цепочке целей, объяснить про молитву, про пост, про закат, хадж и т. д.

Причем надо помнить и соблюдать принцип, что основа исламского шариата стоит на приказах Всевышнего (самый первый Его приказ – Единобожие). Это прекрасно объяснено в девятом хадисе сборника имама Навави. Нельзя делать акцент на запретах (которых по идее не так то уж и много в религии Ислам), зацикливаться на них, особенно в самом начале призыва.

Если мы начинаем объяснять кому-то про грех наркомании, алкоголизма и не узаконенных сексуальных отношений, прежде всего не донеся до него красоты Единобожия, то значит наша стратегическая извилина хромает. Мы должны взять за правило тысячу раз подумать, все досконально взвесить, прежде чем категорично загонять человека в запреты.

Также есть стратегия изучения знаний, причем это одинаково касается как религиозных, так и светских наук. Вначале надо достигать простые, небольшие цели (допустим, изучать коротенькие брошюры, дающие общее представление об изучаемой науке), а потом осваивать более сложные (то есть переходить на более серьезные по объему и содержанию книги авторитетных ученых). Торопиться, перепрыгивать со ступеньки на ступеньку, не освоив предыдущей, всегда чревато негативными последствиями и опять же указывает на отсутствие перспективного стратегического видения.

Часто поднимается вопрос: «Все секты и течения используют доказательства из Корана, аргументируют свои воззрения словами пророка Мухаммада! Как разобраться где, правда, а где ложь? »

Ответ кроется в понимании и практике правильной стратегии. Причиной того раскола среди мусульман, который мы видим в наши дни, является то, что мусульмане оставили изучение этих книг, в которых разъясняются идеология и стратегия праведных ученых начального периода Ислама.

Религию Ислам можно сравнить с огромным пазлом или мозаикой, элементами которой являются слова Всевышнего Аллаха и Его пророка. Чтобы собрать ее воедино в общую картину надо знать, где в какой части должен стоять каждый из элементов мозаики. Именно в этом и заключается ценность здоровой стратегии.

Пророк, мир ему, в достоверном хадисе предупреждал: «Поистине, тот из вас, кто проживёт (долгую жизнь), увидит много разногласий. Поэтому вам следует придерживаться моего пути, а также пути праведных халифов, ведомых правильным путём. Крепко держитесь за нее, и избегайте новшеств в религии, ибо каждое нововведение, (затронувшее религиозные предписания) есть заблуждение», Абу Дауд, 4607; ат-Тирмизи, 2678. Хадис достоверный.

Ключи правильной стратегии заложены в словах Аллаха и Его пророка, а также, что очень важно, в понимании Божественного откровения сподвижниками. Согласитесь, любой человек оригинален и неповторим. И если каждый начнет трактовать положения Ислама с высоты своей колокольни, гарантированно произойдет катастрофа.

Да что говорить, мы ее видим воочию, своими глазами. Приведем два самых ярких примера непонимания пути Ислама, пути мира, здравого смысла и толерантного отношения ко всему сущему.

1) Горячие парни, пополняющие ряды радикалов-хавариджей. Они страдают нереализованным юношеским максимализмом, чуть что хватают «меч» и начинают «рубить» все то, что не соответствует их высоким «идеалам». Яростно конфликтуют с пожилыми прихожанами мечетей, с пеной на губах бросаются на имамов и муфтиев. Забыв или просто игнорируя многочисленные хадисы про мягкость, доброту и бесконфликтность мусульманина.

2) Неопытные мусульмане, увидев этих волков в овечьей шкурке, «улетают» в пространство безоблачного астрала, и начинают жить бредовыми мистическими видениями.

Причем, если конец самых активных рыцарей плаща и кинжала, «меченосцев» Ислама – тюремная койка, то многие мистики возвращается из мира грез на землю грешную в виде пациентов психоневрологических диспансеров.

Мы просто обязаны понять то, что Ислам – стройная, гармоничная система. В нем все ясно и понятно. Как говорил пророк, мир ему: «То что разрешено – предельно ясно и понятно и то, что запрещено – очевидно и просто! » Пророк, мир ему, добавлял: «А между ними – неясные вещи, в котором многие люди не могут разобраться из-за отсутствия достаточных знаний». Проблема не в запутанных доктринах Ислама, а в элементарной неграмотности. Могу ли я обижаться на буквы, которые я не вижу отчетливо из-за своей близорукости? Проблема не буквах, а в слабости моего зрения!

Религию Ислам можно изобразить в виде древовидной схемы. Это еще в свое время отмечал ибн Таймия. Вот корни дерева, а вот листва и ствол. Плоды и ветви. Ценность осознания стратегии заключается в том, что человек начинает понимать строение этого дерева Ислама. Он уже не будет пытаться рубить сук, на котором сидит, не будет срывать недозрелые плоды или нетерпеливо вытягивать из почек листья.

Важность стратегии (манхаджа) трудно переоценить, но действительность такова что многие и слышать не слышали про нее. Некоторые мусульмане напоминают садовника, который поджигают ствол дерева, для того чтобы защитить ее цветы от заморозков. К сожалению, мы повсеместно видим нарушение или может просто банальное незнание этой истины. Нам не надо бороться против отмороженных модернистов, а вместо этого прививать здоровые убеждения разумным объективным людям. Идейные борцы с нововведениями напоминают Геракла, который отрубает голову медузе Горгоне, а в результате только вырастают новые головы.

Ведь борьба с некоторыми нововведения в России – мышиная возня. Победитель и побежденный при любом раскладе останутся мышами. Что реально изменит, если я докажу то, что кушать щепотку соли после чтения Корана – это какое-то недоразумение? Даже разговор про отмену сорокушек, семидневок по усопшему – это преждевременные дергания неразумных юнцов, которые видят не дальше своего носа. Драматичные конфликты на похоронах из-за подобных «разборок» – это страшное неуважение к семье усопшего, да и к тому же очернение духовных принципов религии. Ислам – это четко очерченная традиция, к тому же давным-давно письменно зафиксированная. Любой здравомыслящий человек может просмотреть первоисточники. Кто ищет истину в данном вопросе – легко разберется сам. По сути, достаточно почитать достоверные хадисы про смерть и то, что происходит с душой после смерти.

Мусульманин, искренний в своей вере, должен четко и реально осознавать реалии окружающей его жизни. Быть крайне заинтересованным в правильном использовании своего драгоценного времени, быть настойчивым в осознании и практике верной стратегии. Да поможет нам Аллах!

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.