|
|||
ЗЕНИТ – это песня! (Часть 6).Последний из связанных с трибунной поддержкой видов фанатского фольклора, который мы попытаемся детально рассмотреть в завершающей части этой темы - переклички.
На сегодняшний день переклички – пожалуй, самый перспективный вид звукового перфоманса, устраиваемого болельщиками. При их помощи разнообразится обстановка на трибунах и нагнетается царящая внутри стадиона энергетика. Благодаря перекличкам всё большее количество зрителей втягивается в культуру организованного боления, у посетителей стадиона усиливается ощущение принадлежности к единой болельщицкой общности. Заложенный в основе переклички соревновательный дух (какая из перекликающихся сторон выплеснет большее количество децибел), только усиливает энергетический эффект данного вида поддержки, что положительным образом сказывается и на настроении публики, и, хочется надеяться, на эмоциональном состоянии игроков. Болельщики фан-движений, являющихся флагманами европейской поддержки, устраивают переклички, в которых участвует весь стадион. Причём во многих случаях эти переклички имеют сложный ритмический рисунок и не менее сложные тексты. Иногда полстадиона в какой-то определённый момент выкрикивает некий звук, и для стороннего наблюдателя остаётся загадкой, как такое количество людей синхронно смогло произвести такой эффект, и почему именно в этот момент. Через некоторое время им таким же синхронным взрывом тысяч голосов отвечает другая половина, и загадка становится ещё более сложной. К сожалению, культура боления в нашем городе хоть и является признанным российским лидером, ей ещё многого не достаёт до лучших европейских эталонов. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что уровень питерской торсиды неуклонно растёт, и мы уже можем похвастать тем фактом, что Санкт-Петербург – единственный на территории бывшего СНГ город, где футбольные болельщики участвуют в своих перекличках всем стадионом. Это было и на игре с московским «Динамо» при прощании со стадионом имени С. М. Кирова (тогда в рекордной перекличке приняло участие более 40000 человек), и на последнем домашнем матче «Зенита» с «Торпедо» уже на «Петровском». И пусть наша перекличка «Вперёд, за Питер! » очень проста, но, как говорится, достаточно начать, ведь нет предела совершенству. Какова же история появления знаменитых питерских перекличек? Первыми из них можно условно считать те, что появились ещё в начале 80-х. Назывались они тогда «считалочками» и представляли собой диалог фанатского сектора с одним человеком – «заводящим». Вместе с зенитовским фан-движением всю его историю прошла известная «считалка» «Надо! ГОЛ!!! Надо! ГОЛ!!! Надо-надо-надо! ГОЛ-ГОЛ-ГОЛ!!! » Ещё одна в своё время стала полигоном для проявления фанатского юмора, и до сих пор её часто просят исполнить «на бис» старого фана Шляпу, который считается основателем и живым олицетворением данного вида поддержки. А суть этой «считалочки» в том, что «заводящий» перечисляет ряд образов и терминов, а коллектив фанатов их поочерёдно искренне отвергает, выкрикивая, что есть мочи, только одно слово – НЕТ! Вначале отвергались названия команд-соперниц. «Спартак» - НЕТ! ЦСКА – НЕТ! Торпедо – НЕТ! Динамо киевское – НЕТ! Динамо минское – НЕТ! Динамо тбилисское – НЕТ! Динамо московское – НЕТ! Кайрат – НЕТ! Арарат – НЕТ! И так далее. Затем к ним стали прибавляться всевозможные, абсолютно непонятно с чем связанные действующие лица и персонажи – девочка Маша, манная каша, девочка Лена, крокодил Гена, девочка Оля, минное поле, девочка Люся, клуб Куусюси, а также и телефонная будка, и женщина, которая поёт, и известный футболист Якубик, и разные виды бомб, в том числе даже резиновая и… сексуальная. И многое, многое другое. А завершение «считалочки» было логичным и безоговорочным. На последнюю и с особым пафосом произносимую последнюю фразу «заводящего» - «Наш великий, могучий ленинградский Зенит! » - все в дружном порыве энтузиазма, собрав все последние силы, громогласно отвечали: «ДА-А-А!!! » Бывало, доходило до того, что «считалка» длилась до пяти минут, и многие просто не выдерживали до конца. У кого-то сбивалось дыхание, у кого-то пропадал голос, а кто-то «загибался» от смеха, т. к. придумываемые «заводящими» образы действительно иногда преподносились достаточно остроумно. Также существовала незатейливая «считалка», когда заводящий скандировал «Аля-улю! », а сектор фанатов отвечал ему «ГОЛ! ГОЛ! » Но «продержалась» она недолго, т. к. по какой-то причине была признана тогдашней «верхушкой» фан-общественности не соответствующей стандартам или, как тогда говорили, «левой». После этого переклички появлялись нечасто. В конце 80-х на фанатский манер был переделан хит Аллы Пугачёвой «Сто друзей». «Заводящий» выкрикивал по одной фразе, а остальные после каждой фразы исполняли припев: «ОО-ОО, Зенит Ленинград! » Надо сказать, что аналогичные мало чем отличающиеся «темы» исполнялись и фанатами других команд. В середине 90-х у московских команд появилась новая перекличка, которую, например, армейцы называли «Эй, Кулик, давай забей! » Но питерцы её перенимать не стали. Выжидали они долго. Не много, не мало, до 21 марта 2004 года. Тогда на выездном матче с командой «Торпедо-Металлург», проходившем на стадионе имени Эдуарда Стрельцова, «зенитчиков» рассадили по разным трибунам, и они оказались по разные стороны футбольного поля друг напротив друга. Это была идеальная ситуация для того, чтобы наконец-то ввести такой способ поддержки, как перекличка. Наспех была придумана фраза «Вперёд, за Питер! » и фанаты «Зенита», расположившиеся на Западной трибуне, стали выкрикивать её в направлении Восточной. Сколько раз пришлось повторить эти выкрики, чтобы до сидящих напротив дошло понимание ситуации, сколько пришлось совершить звонков по мобильному телефону – подсчитать невозможно. Но зато, когда во втором тайме идея наконец воплотилась в реальность, всё получилось зычно и эффектно. С первого же раза стало понятно, что на этом выезде рождён новый хит. Чтобы внедрить новую перекличку на «Петровском» между 13-м и 14-м секторами, усилий вообще не потребовалось. Постепенно «география» развития переклички «Вперёд за Питер! » распространилась на 8 - 12-й сектора. Теперь они перекликались с 13-14-м. А в середине 2005 года объединённым виражом 11-14-го секторов стали предприниматься попытки «завести» весь стадион. Процесс шёл очень тяжело, «проблески» случались лишь на некоторых матчах Кубка УЕФА. А «прорыв» произошёл в этом году на двух последних домашних матчах «Зенита», о чём уже написано выше. На протяжении последнего года новые переклички в репертуаре зенитовских фанов стали появляться регулярно. Благодаря всероссийскому фанатскому турниру, проходившему в Санкт-Петербурге и сопровождавшему матч сборных России и Латвии, арсенал «зенитовских» фанатов пополнился перекличкой на мотив мелодии из кинофильма «Усатый нянь». Затем элемент переклички был введён в старую выездную песню «Идёт фанат по городу». Ну а поездка в Стамбул на матч Кубка УЕФА добавила в наш «ассортимент» ещё и «бешеную» перекличку «НАДО ГОЛ! ГОЛ! ГОЛ! » Есть все основания полагать, что на этом развитие существующих способов поддержки не остановится, и фольклор поклонников «Зенита», являющийся составной частью болельщицкой культуры, будет неуклонно обогащаться. А всем болельщикам хочется пожелать, чтобы они активнее присоединялись к фанатской поддержке. Хотя бы потому, что это создаёт на стадионе неповторимую атмосферу праздника. А в такой обстановке, конечно же, не только приятнее играть всеми нами любимым игрокам «Зенита», но и самим болельщикам это даёт больший заряд положительных эмоций.
|
|||
|