|
|||
«Здесь одни пингвины прежде жили,«Здесь одни пингвины прежде жили, Ревниво охраняя свои снега…» Уходят от причалов корабли, на поиск неизведанного края. А. Панов Четвертого июня 1819 года в шесть часов вечера крепость Кронштадт салютовала пушечными выстрелами, уходящим вдаль шлюпам «Восток» и «Мирный». Шлюпы – парусные военные корабли, покидали Балтийское море, направляясь к Южному полярному кругу на поиски неведомой Южной Земли. Её существование возбуждало умы философов, ученых, мореплавателей. Еще Аристотель доказывал, что есть такая Земля где-то за Экватором, и она ждёт своего открывателя. Многие пытались найти эту Землю. Собирали экспедиции англичане, американцы, испанцы. Голландцы осваивали водные глади, открывая новые острова, проходы. Упорнее всех оказался английский мореход Джеймс Кук, но труднодоступные места его паруснику оказались не под силу. Искала неизведанную Землю и Россия. Наши мореплаватели И. Крузенштерн, В. Головин, О. Коцебу писали инструкции для морского сообщества исходя только из собственного опыта. И вот теперь два русских парусника отправляются в научное плавание с задачей – обнаружить Южный материк. Руководил экспедицией, он же капитан флагманского корабля «Восток» Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен. Очень известный, талантливый мореход, разбирающийся в физике, астрономии, географии. Он отличался организаторскими способностями: юный моряк, гардемарин, мичман, капитан-лейтенант, капитан 2-го ранга, начальник арктической экспедиции и командир шлюпа «Восток» с командой из 167 человек. Кораблём «Мирный» командовал лейтенант Михаил Петрович Лазарев. За плечами огромный опыт морской службы. Ещё подростком выходил в море и полюбил его на всю жизнь. Закончил Морской кадетский корпус, проходил практику в иностранных портах, участвовал в русско-шведской войне, настоящий «морской волк». Под его началом 124 человека. В таком составе русские моряки отправились на поиски мечты. Вопреки предупреждениям Джеймса Кука: «Риск, связанный с плаванием в покрытых льдами морях, настолько велик, что я смело могу сказать, что ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне». Подготовка к экспедиции тоже заслуживает описания. Важно предусмотреть всё. Ремонтировали и укрепляли корабли. Днища обили медными листами, сосновые части в рулевом оборудовании заменили дубовыми. Со льдами шутить нельзя. Длительное плавание во льдах требовало хорошего снабжения: лучшие, какие могли найти, мореходные и астрономические инструменты, хронометры, секстанты и другие приборы. Создать запас противоцинговых продуктов: хвойная эссенция, лимоны, сухие и консервированные овощи и фрукты, ящики с сухарями, бочки с солёным мясом, квашеной капустой, питьевой водой. Для экипажей обмундирование, тёплая одежда, запасы белья, тёплая обувь, шапки. И самое для меня удивительное то, что взяли с собой библиотеку. В такое плавание! Конечно, в основном были научные труды по геодезии, астрономии и навигации, лоции, мореходные таблицы, но и описания морских путешествий для развлекательного чтения. Были в составе и «не морские люди». Обязательно врач, учёные, духовные лица. А так как фотоаппарат ещё не придумали, то приглашенный художник должен был запечатлеть в рисунках весь путь. Павел Михайлов разложил кисти и приступил к работе. Молодой профессор Казанского университета Иван Симонов в научных кругах имел авторитет, обладал разносторонними и глубокими знаниями. Брал пробы, изучал их, делал записи. Бородатый старец – отец Дионисий. Моряки – народ верующий, полагались на Божью помощь. Укрепить их в вере – обязанность священника. Наконец, сборы закончились, экспедиция началась. Огибая Европу, пересекая экватор, в портах пополняя запасы воды и продуктов, ремонтируясь и снова вперед, и снова моря и океаны. Испытали «ревущие сороковые», так назвались воды выше сороковой параллели, где гуляет «дикий» западный ветер, а потом «неистовые пятидесятые», где ветер ещё злее. В сопровождении ледяных штормов, продвигались два русских парусника с безумцами-храбрецами, которым слагают славу и песни. В тяжелейших условиях перехода от жары к холоду, при пониженном атмосферном давлении, борясь с дрейфующими льдами, открывая по пути новые земли, острова, акватории шли русские моряки к цели. Рио-де-Жанейро – последний порт перед Антарктидой. Небольшой, но такой необходимый отдых для команды. Жаркая, щедрая земля удаляется, корабли продолжают путь в царство холода и льдов. «Земля! », - прокричал вахтенный матрос. Неужели достигли цели? Нет, океан не спешит открывать тайны. Огромная гора льда плывёт навстречу. Самый опасный враг для корабля – айсберг. Вот и встретились с гигантским обломком ледника. Матросы смотрели на надвигающуюся громадину. Вершина была плоской и на ней сидели птицы. Выглянувшее солнце преобразило гору в сияющий разноцветный кристалл, высвечивая вторую, третью. Они все были разные, не натыкались друг на друга и плыли против ветра. Потому что подводная часть больше надводной. И глубинные течения сильнее ветра, толкающего подводную часть. Определить куда поплывёт эта скала невозможно. Виртуозность применяли рулевые, лавируя между льдинами и айсбергами. Художник старался все запечатлеть в красках, профессор всё описывал, священник молился. Капитан Беллинсгаузен приказал: «Высадиться на айсберг и запастись льдом». Огонь из пушек и тридцать бочек чистейшего льда заняли сое место на палубе. Экипажи обеспечены чистейшей питьевой водой. Чем ближе к Южному полюсу, тем больше айсбергов. Они со всех сторон. Шлюпы пробирались почти «на ощупь». Взбесилась погода: разыгралась штормами, высокими волнами, мокрым снегом, налипающим на снасти. Вот когда пригодился весь опыт командиров и экипажей. Беллинсгаузен и Лазарев показали высший класс судоводителей, прокладывая курс среди льдов, не покорившихся даже Куку. Наконец, цель достигнута. Перед глазами небывалое зрелище – в стороны от кораблей тянулась обрывистая ледяная стена, высотой с многоэтажный дом. Причудливые изломы, выступы, выемки и ни одного сквозного прохода. И от неё всё время откалывались огромные куски льда. Вот откуда берутся айсберги. «Но сама стена неподвижная. Значит, это есть материковый лёд», - подвёл итог командир. Решено – плыть вдоль стены, пока не покажется Земля. Теория должна подтверждаться фактами. Нужно плыть, пока Земля не окажется перед глазами. Труднейшее передвижение среди заснеженных ледовых полей длился год. День 29 января 1821 года был обычным серым и туманным. Неожиданно туман рассеялся, и моряки увидели берег. «Уходящий в море мыс, оканчивался высокой горой, за ней другие горы, то покрытые снегом, то голые. И повсюду, сколько мог увидеть глаз, тянулись бескрайние просторы заснеженной земли с каменными осыпями и обломками скал». Матросы кричали: «Южный Материк! », обнимались, радовались и гордились. Земля, которую никто не видел, покорилась русским мореплавателям. «Шестая и последняя из открытых частей света нашей планеты». Долгий путь домой закончился 5 августа 1821 года, после 751 дня в плавании. Героев встречал сам император Александр Первый, наградил орденами и повышениями в званиях. С тех пор освоение Антарктиды нарастало с каждым годом. Особенно интерес возрос в Советское время. Появились полярные станции, паутины антенн опутали ледяной континент, а пингвины, «ревниво охраняющие свои снега» привыкли к людям и рады им. Эту историю я узнал из замечательных книг: отважного путешественника Фёдора Конюхова «Антарктида» и Игоря Сенникова «Неведомая Южная Земля». Войцех Андрей Михайлович, 12 лет. г. Батайск, номинация «Страницы открытий»
|
|||
|