|
||||||||
Общие сведения о тросах ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Тросы, служащие материалом для стоячего и бегучего такелажа, буксиров, швартовов и т. п., могут быть растительными, синтетическими и стальными. На яхтах используют следующие растительные тросы: — пеньковые — изготовленные из волокон пеньки, получаемой при обработке стеблей конопли. Трос, свитый из чистой пеньки, называется белым (бельным). Если каболки пенькового троса пропускают через горячую древесную смолу (для предохранения от гниения), то трос, свитый из них, называют смоленым (смольным). Смольные тросы на яхтах почти не применяются, так как они менее крепки (на 10—20%) и, выделяя смолу, могут пачкать паруса и окрашенные поверхности. Все новые бельные пеньковые тросы вытягиваются при нагрузке в среднем на 8—9%; — сизальские — выделывают их из волокон растения агава, растущего в Мексике, а также на юге Крыма и Кавказа. По крепости эти тросы подобны пеньковым, отличаются желтым цветом и множеством торчащих волокон (мохнатые). Как и пеньковые, употребляются для снастей бегучего такелажа и швартовов; — маннльскве —их делают из волокон стеблей диких бананов. Новый манильский трос серебристо-белого цвета. Он несколько прочнее пенькового и сивальского тросов. Манильский трос отлиачется от остальных растительных тросов эластичностью, мягкостью, легкостью и способностью плавать. Все эти качества позволяют достаточно широко применять его для бегучего такелажа, швартовов, буксиров, завозных концов. Однако манильский трос быстрее изнашивается, чем пеньковый; Главное достоинство синтетических тросов — полная неподверженность гниению. Они более прочны, упруги и легки, чем растительные. Так, по некоторым данным, при одинаковой толщине капроновый трос на 12% легче, в два раза эластичнее, в три с лишним раза крепче пенькового троса и в два с половиной раза эластичнее манильского. Используются синтетические тросы (капроновые, лавсановые, перлоновые и др. ) для бегучего такелажа (шкоты и фалы), в качестве ликтроса для ликовки парусов из синтетической ткани, а также швартовов и якорных канатов. Несмотря на относительно высокую стоимость, синтетические тросы с лихвой окупают себя благодаря долговечности и другим достоинствам.
Узлы
Узлы служат для временного связывания растительных тросов, крепления швартовов или буксиров и других судовых работ, когда приходится иметь дело с тросами. Характерные особенности морских узлов — надежность, относительная простота вязания, способность многих из них не затягиваться при нагрузке и легко раздаваться даже намокшими. В морском деле каждый узел имеет совершенно определенное назначение. Поэтому яхтсмен должен не только уметь вязать тот или иной узел (даже в темноте), но и твердо знать, в каком случае его применять и как быстро раздать. Все узлы можно разделить на три основные группы. В первую группу входят узлы для связывания двух концов между собой; вторая объединяет узлы, применяемые при швартовке и буксировке; третья — это узлы специального назначения (для подъема человека на мачту и т. п. ). Для связывания двух концов применяют следующие узлы (рис. 59). Прямой узел предназначен для связывания тросов или снастей примерно одинаковой толщины при небольшой тяге. Узел считается правильным, когда концы каждого троса идут параллельно и вместе, а коренные концы направлены прямо противоположно друг другу. Рифовый узел употребляется при связывании риф-штертов. Вяжется подобно прямому узлу, но с петлей, которую образует ходовой конец, пущенный в обратную сторону. Он легко и быстро раздается. Шкотовый узел применяется при связывании тросов одинаковой толщины, один из которых имеет очко. Вяжется он как прямой узел, но ходовой конец не идет обратно в очко, а пропускается под коренной конец и зажимается им. Брамшкотовый узел употребляется в тех же случаях, что и шкотовый, но он более надежен и отличается двойным охватом очка: ходовой конец два раза пропускают под коренной. Плоский узел служит для связывания двух тросов разной толщины. На ходовые концы обоих тросов, после того как узел связан, накладывают бензели, иначе он затянется. Для швартовки за сваи, кнехты и рымы, а также для буксировки применяются следующие узлы (рис. 60). Штык — простейший узел, употребляемый при креплении швартовов. Ходовой конец троса следует прихватывать к коренному ворсой. Штык с двумя шлагами употребляется в тех же целях, но когда необходимо более надежное крепление. Отличается от штыка тем, что ходовой конец обносится или продергивается в рым два раза, образуя таким образом два шлага. Рыбацкий штык вяжется за скобы якорей. Он похож на штык с двумя шлагами, но второй шлаг захватывается первым полуштыком. Рыбацкий огон — узел, заменяющий обычный огон. Буксирный узел служит для крепления буксирного троса на буксируемой яхте за битенг или мачту. При всей простоте он очень надежен и быстро отдается даже на ходу. Ходовой конец буксира обносится вокруг мачты, охватывает шлагом коренной конец и в том же направлении еще раз обносится вокруг мачты. Затем, обвив ходовым концом коренной несколько раз, прихватывают его к коренному.
Шлюпочный узел применяется при буксировке шлюпок или швертботов за банку. Пропущенный под банку ходовой конец обносится вокруг нее, проводится над коренным концом и вновь пропускается под банку. После этого ходовой конец петлей закладывается под шлаг, опоясывающий банку. Узлы, имеющие различное специальное назначение, следующие (рис. 61и62).
Беседочный узел представляет собой незатяжную петлю. Используется вместо беседки для подъема человека на мачту (отсюда и его название); можно использовать его также вместо огона при закреплении троса на гаке или битенге. Двойной беседочный употребляется только вместо беседки. Вяжется подобно беседочному, но конец берется вдвое. Петли делаются разной величины, чтобы в одной человек мог сидеть, а другая охватывала его за спину под мышками.
Удавка — самозатяжной узел. Он служит для подъема рангоутных деревьев или бревен. Удавка со шлагом отличается от простой удавки наличием шлага, препятствующего сползанию узла. Вяжется при буксировке рангоута или бревен. Выбленочный узел вяжется посередине рангоутного дерева, когда нужен сильно затягивающийся узел (например, фал за реек паруса). Раньше употреблялся при вязании выбленок на вантах. Задвижной штык подобен выбленочному узлу, но имеет еще один шлаг, что делает его более надежным. Буйрепный узел служит для крепления буйрепа за тренд якоря. По способу вязания он сходен с выбленочным. Восьмерка вяжется на концах снастей бегущего такелажа во избежание выхлестывания их из блоков, кипок и т. д. Стопорный узел употребляется в качестве стопора какой-либо снасти, а также для крепления буксирного троса к перлиню. При вязании узла стопор можно накладывать как против спуска, так и по спуску троса, который необходимо застопорить.
|
||||||||
|