Таблица 1.
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РАМКАХ ФИЛОСОФИИ
|
ХРОНОЛОГИЯ
| ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ
| ВАЖНЕЙШИЕ ИТОГИ
|
6 век до нашей эры – 5 век нашей эры
| Душа
| Формирование двух направлений – материализма и идеализма, - в объяснении происхождения и проявлений души. Первые эмпирические знания о психических явлениях и процессах – ощущении (восприятии), памяти, воображении, мышлении, аффектах, воле, характере, особых состояниях (сон, экстаз).
Выделение проблем: “душа и тело”. “врожденное – приобретенное”.
Указание на внутреннее чувство как способ познания души.
|
5 –13 века
| Развитие учения о душе в рамках философских учений и на базе медицинских знаний.
| Формирование томистской психологии.
Начало опытной методологии исследования.
|
17 век – середина 19 века
| Внутренний опыт как результат самонаблюдения явлений сознания.
| Формирование интроспективной и ассоцианистической психологии.
Понятие о бессознательной психике.
|
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ
|
Начало 19 века – 60-е годы 19 века
| Деятельность нервной системы и органов чувств.
Соотношение между физическим и психическим.
Измерение скорости протекания психических процессов.
| Формирование естественно-научных предпосылок формирования психологии как самостоятельной науки.
Экспериментальный метод.
Эмпирический материал исследования ощущений и всприятия, теории ощущений и восприятия.
Формирование психофизики.
Формирование психометрии.
Учение о рефлексе.
|
ХРОНОЛОГИЯ
|
ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ
| ВАЖНЕЙШИЕ ИТОГИ
|
60-е годы 19 века – конец 19 века
| Непосредственное содержание опыта.
Психические акты и психические функции.
Психика и сознание в связи с их адаптивной функцией в поведении.
| Проникновение экспериментальных методов в психологию.
Формирование теоретических программ психологии.
Раскол психологии на индивидуальную физиологическую, ориентированную на естествознание, и духовно-научную, ориентированную на историю и культуру.
Возникновение прикладных исследований в психологии.
Возникновение новых областей психологии.
|
Конец 30-х – 50-е годы 20 века
| Эволюция в рамках базисных подходов предшествующего периода.
| Эволюция научных школ периода открытого кризиса.
Необихевиоризм, неофрейдизм. Возникновение новых отраслей и направлений: генетическая психология, персоналистические концепции личности и др.
Дискуссии в советской психологии о перестройке науки на основе павловского учения, о теории установки.
Развитие теории деятельности в советской психологии.
|
60-е годы 20 века
| Продолжение развития ранее выявленных предметных областей.
Процесс ориентировки. Когнитивные структуры и их роль в поведении.
Личность.
| Возникновение новых направлений в зарубежной психологии: гуманистическая психология, логотерапия, когнитивная психология,
Возникновение теории поэтапного формирования умственных действий и понятий в отечественной психологии. Дискуссии в отечественной психологии о предмете психологии, по проблемам бессознательного, общения и т. д.
|
| | | |