Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





01.10.20 г. С/ Д в ПМСП Группа 302



01. 10. 20 г. С/ Д в ПМСП Группа 302

Подготовить опорный конспект по теме: Санитарно-гигиеническое обучение и воспитание населения

Лекция

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИИЕ НАСЕЛЕНИЯ

Гигиеническое воспитание (санитарное просвещение) — совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни.

С гигиенической точки зрения здоровый образ жизни (ЗОЖ) — совокупность гигиенических норм и правил, реализуемая в укладе жизни человека. Элементы ЗОЖ включают социально-психологическую совместимость с устоями общества, поддержание физического и интеллектуального здоровья, жилищные (бытовые) условия, безопасные условия труда, рациональное питание, исключение вредных привычек, адекватный отдых, гармонию взаимодействия с природой.

Гигиеническое воспитание (обучение) в формировании ЗОЖ не может быть реализовано, если общественное сознание не будет подготовлено к их восприятию, а население — к исполнению. Сознание, которое присуще человеку, в отличие от животных, побуждает его уделять определенное внимание здоровью. В связи с этим забота о здоровье у большинства людей должна стоять на первом месте. В действительности большинство населения не ведет здоровый образ жизни. На отношение к своему здоровью влияет низкий уровень сознания у пьющих, которые буквально разрушают свое здоровье и здоровье потомков, у лиц, которые не соблюдают режим и предписания врача, у лиц, несвоевременно обращающихся за медицинской помощью.

Недостаток физических упражнений (гиподинамия) — оборотная сторона научно-технического прогресса, характерная черта нашего времени. Этот недостаток ощущается на производстве, в быту и повседневной жизни. Обычные физические упражнения, безусловно, полезны и необходимы для людей с малоподвижными условиями труда и быта. Формирование здорового образа жизни предполагает регулярные занятия физкультурой и спортом.

Задача санитарного просвещения - это повышение санитарной культуры населения, что имеет большое значение для формирования здорового образа жизни, для охраны и укрепления здоровья.

Цели медицинского просвещения:

· пропаганда гигиенических знаний;

· пропаганда здорового образа жизни, навыков и форм поведения, направленных на сохранение и укрепление здоровья;

· популяризация общемедицинских знаний в целях раннего обращения и диагностики заболеваний;

· привитие практических навыков по оказанию само- и взаимопомощи при травмах и заболеваниях.

Для выполнения работы по санитарному просвещению населения медицинским работникам требуются определенные знания и навыки. Эффективность санитарно-гигиенического просвещения во многом зависит от особенностей аудитории, ее интересов, культурного уровня, оно должно проводиться с учетом пола, возраста, климата - географических особенностей, национальных обычаев, традиций и других факторов.

В основу гигиенического обучения и воспитания положена концепция формирования здорового образа жизни, сформулированы основные задачи:

· снижение распространенности курения;

· улучшение качества питания;

· увеличение физической активности;

· смягчение влияния повреждающих психосоциальных факторов и повышение качества жизни;

· соблюдение населением мер личной и общественной гигиены;

· снижение потребления алкоголя;

· профилактика употребления наркотиков;

· улучшение качества окружающей среды.

Пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди населения способствует снижению заболеваемости и смертности, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение.

Профилактические мероприятия бывают первичные, вторичные и третичные.

Первичные – когда меры профилактики направлены на непосредственную причину заболевания или повреждения у здоровых людей. При проведении первичной профилактики первостепенной значение приобретает концепция образа жизни, которая и определяет пути предупреждения хронических неинфекционных заболеваний (сердечнососудистых, эндокринных, нервно-психических и т. д. ), генез которых во многом связан с курением, злоупотреблением алкоголя, гиподинамией, нерациональным питанием, психоэмоциональными стрессами.

Вторичные профилактические мероприятия проводятся в случаях воздействия на условия и факторы, способствующие развитию уже возникшего у пациента заболевания или повреждения. Вторичная профилактика – это в основном целевое санитарно-гигиеническое воспитание, в том числе индивидуальное или групповое консультирование, обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний. К вторичной профилактике относятся курсы профилактического лечения и целевого оздоровления (ЛФК, массаж, сан-кур лечение и т. д. ). Большое значение в основе формирования здорового образа жизни занимают личностно-мотивационные качества данного человека, его жизненные ориентиры.

Третичная профилактика - основана на проведении мероприятий медицинского и немедицинского характера. Осуществление программ третичной профилактики невозможно вне системы здравоохранения: в них участвуют не только врачи, но и многие другие медицинские работники. Третичная профилактика включает:

· обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний;

· проведение диспансеризации больных с хроническими заболеваниями и инвалидов, включая диспансерные медицинские осмотры с целью оценки динамики состояния здоровья и течения заболеваний, осуществление перманентного наблюдения за ними и проведение адекватных лечебных и реабилитационных мероприятий;

· проведение медико-психологической адаптации к изменению ситуации в состоянии здоровья, формирование правильного восприятия и отношения к изменившимся возможностям и потребностям организма.

Никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если человек сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения.

Для сохранения восстановления утраченного здоровья человек должен совершать действия. Для каждого действия нужен мотив, а совокупность мотивов составляет мотивацию, в формировании которой большая роль отводится медицинским работникам.

ОРГАНИЗАЦИЯ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКЛИНИКИ

Медработники первичного звена в своей повседневной работе с жителями прикрепленного микрорайона все больше времени и усилий перераспределяют в пользу профилактики. Проводят мероприятия в местном сообществе: собственно, в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ), в школах, детских дошкольных учреждениях; выявляют лиц с факторами риска и первыми стадиями заболеваний, оказывают адекватную помощь, включая первичную и вторичную профилактику.

Методы и средства санитарно-гигиенического воспитания населения:

· Устный (лекция, беседа, совет, дискуссия, вечер вопросов и ответов, уроки здоровья).

· Печатный (памятки, брошюры, листовки, статьи, доска вопросов и ответов).

· Наглядный (ТВ, кино, ДВД, слайды, санитарные бюллетени).

· Смешанный (все средства вместе).

Каждый из методов может быть реализован с помощью определенных форм и средств. Различают индивидуальные, групповые и массовые формы гигиенического воспитания.

Формы индивидуального воздействия позволяют максимально учитывать особенности реципиента. Они используются, например, в процессе общения медработника с пациентом (беседа, инструктаж, консультация — очная или по телефону, личная корреспонденция).

Формы группового воздействия применяются для дифференцированного гигиенического воспитания различных возрастно-половых и профессиональных групп населения, а также для практического обучения. Различают односторонние, или пассивные (доклад, сообщение, выступление и т. п. ), и двусторонние, или активные (дискуссия, викторина) формы передачи информации.

Разнообразны по назначению и массовые формы гигиенического воспитания населения. Одни из них (радио - и телепередачи, публикации в прессе) используются, прежде всего, с целью формирования общественного мнения и ответственного отношения ведомств и руководителей разного ранга, семьи и индивидуума к здоровью и оздоровительным мероприятиям, широкого информирования общественности о состоянии среды обитания, здоровья народа и его отдельных групп. Другие (лекции, тематические вечера, демонстрации кинофильмов и изобразительных средств, театрализованные представления) предназначены для распространения и углубления общих универсальных знаний, разъяснения неясных или недостаточно глубоко усвоенных вопросов.

Различают также эпизодические и цикловые формы гигиенического воспитания. К цикловым формам относятся лектории, школы здоровья, кружки.

Информация может оказать двоякое влияние на здоровье человека в зависимости от того, позитивная она, способствующая укреплению здоровья, или негативная. Источник позитивной информации — медицинские работники. Они пропагандируют основы здорового образа жизни, дают рекомендации по профилактике заболеваний, по укреплению здоровья, собирают сведения о факторах риска и т. д.

Наряду с медицинскими работниками позитивную информацию распространяют педагоги, средства массовой информации. Информация должна быть достоверной и своевременной, однако некоторые из них распространяют негативную, псевдонаучную информацию.

Понятно, что такая информация, а также реклама алкогольных напитков, табачных изделий, других факторов риска оказывают отрицательное влияние на здоровье, так как увеличивается количество лиц, ведущих нездоровый образ жизни, не соблюдающих или неправильно выполняющих гигиенические рекомендации. Лекция проводится врачами ЛПУ или фельдшерами на объектах (вне ЛПУ), медицинскими сестрами. Состав аудитории должен составлять от 10 до 25 человек. Основной акцент в выступлении делается на меры профилактики конкретной патологии. В лекционном материале исключаются медицинские термины и рекомендации по применению конкретных лекарственных препаратов.

Беседы проводятся всеми медицинскими работниками (врачи, фельдшера, акушерки, медсестры). Состав аудитории от 1 человека (индивидуальная) до 5-7 человек (групповая). Темы бесед могут быть самые разнообразные. Беседа предполагает активное участие слушателей.

Доска вопросов и ответов – это форма заочных консультаций.

Памятка дается пациенту с целью напомнить ему советы по укреплению и сохранению здоровья.

Круглый стол, часы вопросов и ответов – это групповая форма работы гигиенического воспитания, основанная на обсуждении конкретных вопросов, связанных с укреплением и охраной здоровья присутствующих, обменом мнениями. В мероприятии принимают участие не только медицинские работники, но и общественные организации (по наркомании, пенсионный фонд и т. д. ).

Стенная санитарная печать (плакаты, санбюллетени) – это массовое средство санитарного просвещения, которое наглядно, красочно и содержит конкретную информацию. Плакаты – массовые средства санитарного просвещения, над которыми работают ученые, художники, педагоги и др. Санбюллетень — это иллюстрированная санитарно-просветительская газета, посвященная только одной теме.

Тематический санитарный альбом – иллюстрированное издание, посвященное конкретной медико-гигиенической теме и имеющее вполне определенного адресата.

Демонстрация слайдов, фильмов, ДВД по вопросам здоровья – массовая форма работы гигиенического воспитания, по оптимальным для здоровья стилям жизни и профилактике заболеваний. Целесообразно сочетать с выступлением по соответствующим аспектам укрепления и сохранения здоровья.

Массовая оздоровительная компания – проводится к медицинским датам с целью привлечения внимания к конкретной проблеме. Предполагает участие большого количества человек с привлечением специалистов общего и узкого профиля.

Школы и клубы здоровья – групповая форма гигиенического воспитания, предполагающая объединение людей для совместной деятельности по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья.

Уроки и часы здоровья – групповая форма гигиенического воспитания, основанная на непосредственном общении медицинского работника (специалиста) с присутствующими. Такая форма работы наиболее эффективна в общеобразовательных школах, профессиональных училищах и колледжах. При проведении мероприятия используются различные средства гигиенического обучения и воспитания, практикуется техническое исполнение рекомендаций (освоение навыков), игровая форма (КВН, викторина, сказка и т. д. ).

Применяя различные средства гигиенического обучения и воспитания населения, медсестра должна знать, что степень усвоения информации зависит от методов обучения:

· 5% лекция;

· 10% чтение;

· 20% аудиовизуальные средства;

· 30% использование наглядных пособий;

· 50% обсуждение в группах;

· 70% обучение практикой действия;

· 90% выступление в роли обучающего (ведущего).

При проведении гигиенического обучения и воспитания населения, следует учитывать, что здоровье человека более чем на 50% определяется образом жизни, то есть поведением и отношением пациента к собственному здоровью и здоровью окружающих, потому что медицинские работники должны настраивать пациентов на соблюдение здорового образа жизни, то есть формировать мотивацию.

Желательно здоровый образ жизни соблюдать всем медицинским работникам, так как пациенты, в первую очередь, смотрят на выступающего (внешний вид, разговорная речь, способ убеждения) и стараются выполнять или не выполнять данные советы.

РОЛЬ МЕДСЕСТРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКЛИНИКИ

Наше население слабо информировано о здоровом образе жизни. Основная причина низкой информированности заключается в недостатке соответствующей литературы, Медицинская литература в основном посвящена лечению, а не профилактике заболеваний, предназначена для больных, а не здоровых.

В течение жизни 1/3 общего времени человек участвует в трудовой деятельности. Важно, чтобы под влиянием труда не наступило ухудшения здоровья. С этой целью необходимо устранять или ограничивать до минимума неблагоприятные производственные факторы; совершенствовать оборудование, технику и др.; улучшать организацию рабочего места; снижать долю физического труда; уменьшать нервно-психическое напряжение. Необходимо отметить, что в современных условиях у работодателя появилась заинтересованность в улучшении условий труда, но она слабо реализуется. Вместе с тем требуется решить еще множество задач, чтобы труд был действительно фактором здоровья, а не патологии.

Санитарное просвещение - обязательный раздел деятельности каждого лечебно-профилактического учреждения, профессиональная обязанность каждого медицинского работника.

Медсестра должна осуществлять такие функции:

· Обеспечить пациентов в рамках системы медико-санитарного просвещения населения и обучения здоровому образу жизни необходимой информацией, исходящей от лучших специалистов и адаптированной к общему образовательному уровню пациентов; в том числе предоставить современную информацию о медикаментозном лечении, номенклатуре лекарственных средств, их побочных эффектах, противопоказаниях к их назначению.

· Мотивировать пациентов к соблюдению врачебных рекомендаций и самонаблюдению в домашних условиях, способствовать отказу пациента от вредных привычек.

· Обучить пациента основным принципам первой помощи при возникновении острых ситуаций.

· Способствовать психологической адаптации пациента к новым условиям жизни с хроническим заболеванием или другой проблемой медицинского характера.

· Осуществить контроль усвоения необходимой информации пациентом.

· Повысить степень доверия пациентов к системе здравоохранения.

Медсестра должна придерживаться законов Российской Федерации:

· Соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение, связанных с этими правами государственных гарантий.

· Приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан.

· Доступность медико-социальной помощи.

· Социальная защита граждан в случае утраты здоровья.

Фронтальные вопросы:

1. Назовите классификацию методов и средств просвещения

2. Какие существуют формы санитарного просвещения          

Домашнее задание:

ПОДГОТОВИТЬ презентацию:

 САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИИЕ НАСЕЛЕНИЯ

07. 10. 20 г. С/ Д в ПМСП Группа 302

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.