Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОПЕРА «ПИКОВАЯ ДАМА» (1890)



История создания. Была напис. в Италии. Либретто брата композ. – Модеста, по повести А. С. Пушкина. Премьера – в Мариинском театре (дир. Э. Направник, танцы и интермедия поставлены М. Петипа). В либреттоиспольз. стихи Батюшкова (в романсе Полины), В. А. Жуковского(в дуэте Полины и Лизы), Г. Р. Державина (в заключ. сцене), П. М. Карабанова (в интермедии «Искренность пастушки»). В сцене в спальне графини использован фрагмент из оперы А. Гретри. В закл. сцене балаиспольз. тема полонеза " Гром победы, раздавайся" И. Козловского.

Пушкин и Чайк. Время действия перенес. из времен Александра I в более раннюю эпоху - конец царств-я Екатерины II. Существ. изменен образ Германа. У Пушкина Герман –немец, человек жесткий, расчетливый. У Ч. он противоречив, надломлен, но страстно влюблен. Лизу из бедной воспитанницы графини Ч. превращает в ее внучку, социально неровню бедному Герману. Кроме того, у Пушкина Лиза свободна, а Ч. делает ее невестой знатного кн. Елецкого. У Пушкина почти нет любовного элемента, у Ч. драма любви стоит на 1-м месте, перерастая в драму любви и смерти.

Ч. ввел сцену у Канавки (6 карт. ). Это важный этап в раскрытии постепенно развив. душевной болезни Германа и облика Лизы. Сцена у Канавки готовит заключительную 7 карт., развязку действия. Ч. меняет судьбу Лизы – она погибает (у Пушкина она позже счастливо выходит замуж); Германа, который в опере кончает с собой и перед смертью освобождается от приведшей его к безумию мысли о мистической тайне трех карт (у Пушкина он попадает всумасшедший дом).

Особенностью оперы является то, что Герман присутствует на сцене и поет во всех 7 картинах оперы, что требует от певца высок. мастерства и выносливости. Партия Германа писалась в расчете на замечат. рус. тенора Н. Фигнера, ее перв. исполнителя.

Драматургия. Жанр психологическая драма. В предельно обостренной драматич. форме опера раскрывает осн. конфликт всего творчества Ч. – стремлений человека к счастью, любви, добру и неумолимой губительной силы Рока. Основой оперы явл. развернутые сцены, кот. развивают 2 муз. сферы: любовь, стремление к счастью и губительная сила денег, олицетворенная в картах. Один из контрастов оперы - введение муз. стилистики XVIIIв, эпизодов бытового хар-ра, сосредот. в первых 3 картинах.

3 действия (7 карт. ) 1 карт. – завязка действия, экспозиция образа Германа. 2 карт. – хар-ка образа Лизы. 3 карт. – картина бала. 4 карт. – драм. кульминация, хар-ка Графини и ее смерть. 5-6 карт. – развязка линии Лизы и Герм., 7 карт – развязка всей драмы, гибель Германа. Муз. драматургия основ. на развитии 3 осн. тем: т. Графини, т. любви и тема 3-х карт.

В интродукции впервые сталкиваются 2 контрастные муз. сферы. Здесь 3 муз. образа, темы кот. в дальнейшем играют роль лейттем. Тема из баллады Томского – зачин, вводящий в действие. Унисонная тема кларнетов и фаготов прерывается «вздохами» - скорбными аккордами струнных. Во 2 разделе интродукции появ. тема-секвенция Графини, основой кот. служит 3-звучный мотив с восходящей квартой (трубы, тромбоны) на фоне мрачных аккордов дер. духовых. Во всех изменениях этой темы в опере сохр. ее стучащий ритм. В момент кульминации появл. целотонная гамма в нисх. движении у тромбонов (традиция Глинки). 3-й раздел интрод-ии основан на теме любви Германа. Светлая лирич. тема развивается секвенционно на фоне органного пункта D. Она сопровождает любовные признания Германа во 2 карт.

. происх. в Летнем саду в Пб весной во время гулянья. Центр. место отведено Герману (тенор). Его поступками руководит любовь к незнакомке.

1-е ариозо Германа «Я имени ее не знаю»(с. 23) полно тоски и волнения. Лирическая, печальная мелодия начинается с вершины-источника, она основана на романс. интонациях,. Ф-ма 3-ч. с динамизир. репризой. Постоянные смены тон-стей отражают сметенное душев. состояние героя. К концу ариозо музыка просветляется. 2-е ариозо Германа «Ты меня не знаешь» имеет иной хар-р, оно взволнованное и напряженное, звучит, как крик души. Каждая фраза акцентирует самый высокий звук.

Квинтет «Мне страшно» - драматургич. центр 1-й картины (с. 45). Встречаются Лиза, Графиня, Герман, Томский, Елецкий. Все охвачены тревожным предчувствием. Тема квинтета основана на м2 интонациях, проходит на D орг. пункте. Далее будет связ. с большинством сцен оперы.

Баллада Томского (баритон) основ. на суровой мелодии повествоват. склада. В ней говорится о тайне 3-х карт. Мелодия включает квартов. оборот из темы-секвенции Графини. В конце кажд. куплета баллады звучит тема 3-х карт («три карты, три карты, три карты! »), она становится л/темой, напоминает о желании Германа узнать тайну Графини. Ф-ма баллады – купл-вариационная. Орк. партия варьируется, гармония становится напряженнее. В конце каждого куплета зловеще звучит тема-секвенция в увеличении.

Во 2к. происходит развитие любовно-лирич. линии оперы. По случаю помолвки Лизы с Елецким пришли подруги. 1-й разд. картины – показ аристократ. быта, косвенная хар-ка Лизы. Дуэт Лизы (сопрано) и Полины (контральто) «Уж вечер» (с. 71) - спокойный, безмятежный, стилизован Ч. в духе муз. конца XVIIIв. (ст. Жуковского). Вступление к кажд. куплету (флейты в сопровождении ф-но и струнных) вносит черты пасторальности.

Романс Полины (с. 77) имеет сумрачный хар-р: это печал. элегия о девушке, умершей из-за любви. Он предвещает трагическую судьбу Лизы, написан в духе бытов. романса XIXв. Написан в сумр. тон-стиes-moll, ф-ма куплетная. Затем Пол. запевает «Ну-ка, светик, Машенька» в духе нар. плясовой.

Ариозо Лизы «Откуда эти слезы» (с. 94) - мечты о счастье, предчувствие любви. Трепетная мелодия на фоне волнообразных пассажей растет и ширится по мере роста любовн. чувств. Печальномуэлегич. хар-ру крайних частей (3-ч. ф-ма) контрастирует взволнованная музыка. В момент кульминации появляется Герман. Ариозо Герм. «Прости, небесноесозданье»(с. 106) построено на интонациях т. любви. Нежная, печальная мелодия разрастается от первых тихих фраз к патетич. возгласу. Ф-ма – куплетная. В последнем проведении в орк. звучит осн. тема ариозо, партия голоса имеет речитативнхар-р: «Красавица! Богиня! Ангел! », в орк. – интонации т. любви.

. Действие происходит на балу знатного сановника. Ария Елецкого (баритон) «Я вас люблю» (с. 131). Напевная, сдерж. мелодия контрастна страстным речам Германа, хотя в затактовых оборотах есть сходство с темой любви Германа. Ср. ч. более динамична. Внезапно колорит музыки меняется: гости смотрят пастораль «Искренность пастушки», стилиз. в духе музыки XVIIIв. Ч. использовал текст П. Карабанова, писавшего для придворных празднеств Екатерины II, а музыку сочинил в духе пасторалей Моцарта. Дуэт Прилепы и Миловзора «Мой миленький дружок» (с. 148) написан в духе галантной музыки XVIIIв. Контрастом звучит музыка следующей сцены: Лиза отдает Герману ключи от потайной двери.

4к. – драматургический центр оперы. Действие происх. в спальне Графини поздним вечером. Вступление мрачное, настороженное. На фоне остинато засурдин. альтов (биение сердца) звучат таинств. «шаги» - pizz. контрабасов (интонации т. Графини) и жалобные, никнущие фразы. Музыка как бы предсказывает трагический перелом драмы. В момент, когда в спальню Граф. входит Герман, в орк. звучит т. 3-х карт, словно раскрывая тайные мысли Германа. Графиня осуждает танцы, наряды девушек на балу.

Песня Графини (меццо-сопрано) с. 203 основ. на популярной в XVIIIв. песенке из оперы франц. комп. Гретри «Ричард Львиное Сердце». В устах графини она звучит как сожаление о далеком прошлом. В финале картины вок. партией наделен лишь Герман, реакция Графини – жуткие «булькающие» фразы кларнета по звукам Ум7. Когда мольба Германа сменяется угрозой, звучит т. 3-х карт на ff. В момент, когда Герман понимает, что Графиня умерла, трагически звучит тема вступления к 4 карт.

5к. – сцена-монолог Германа. Действие происходит в казарме. Герман в кошмаре: ему мерещится похоронное пение, которое он слышал в церкви на отпевании Графини, он видит ее призрак, называющ. ему 3 карты (целотон).

6к. , в осн., посвящена Лизе, здесь завершается линия ее трагич. судьбы.

Ария Лизы «Ах, истомилась я горем» с. 243 - обобщение горькой судьбы рус. женщины. Скорбная мелодия напоминает грустные нар. плачи. Нар. хар-р музыки был замечен современниками Ч., его упрекали в этом, т. к. Лиза – аристократка. Ф-ма – варьировано-строфическая. Происх. драматизация, ускорение темпа. В дуэте Лизы и Герм. понач. воцаряется лирич. настроение, затем он отталкивает ее и убегает в игорный дом. Лиза бросается в реку.

7к. – в игорном доме. В композиц. плане является репризой 1к., но в сильно измен. виде. В центре – Герман в окружении друзей, ярко обрисован бытовой фон. Песенка Томского «Если б милые девицы» (сл. Державина) с. 278 - шутливая, веселая, в духе музыки XVIIIв. Царит легкомысленное веселье.

Ария Германа «Что наша жизнь? Игра! » с. 300 - последний сольный номер Германа в жанре застольной песни, опьяненного временным успехом. Здесь проявляются нов. черты Германа: ирония и фатализм. Решительные, широко развернутые фразы звучат предельно возбужденно. Развенчаны идеалы, истинна только смерть и брошен вызов судьбе. Ф-ма – куплетная с припевом. Проиграв, он закалывается в отчаянии. Перед смертью сознание его проясняется, в его памяти возник. прекрасный облик Лизы. Печально и просветленно в оркестре звучит тема любви. Ее прерывает погребальный хор, выражающий сочувствие окружающих. И снова - тема любви, завершающая оперу. Тем самым Чайк. как бы «реабилитирует» своего героя.

Оперу «Пиковая дама» можно назвать оперой-симфонией: 3 основные темы на протяжении оперы подвергаются интенсивному развитию, изменяются. Композиция всей оперы подчиняются симф. закономерностям. 1 и 2 картины – экспозиция образов Германа и Лизы. 3к. -эпизод, где разрабатываются осн. темы. 4, 5 картины напоминают симф. разработку. 6, 7 картины – реприза, развязка образов Лизы и Германа.

 

 

Наизусть:

Интродукция: тема балл. Томского №216, тема рока №218, тема любви №220 1к. Ариозо Германа «Я имени ее не знаю»с. 23 БалладаТомского «Однажды в Версале»№225 2к. Дуэт Лизы и Полины «Уж вечер» с. 71 Ария Лизы «Откуда эти слезы» с. 90   Ариозо Германа«Прости, небесное созданье» 3к. Дуэт Прилепы и Миловзора с. 148 Ария Елецкого»Я вас люблю» с. 132 6к. Ариозо Лизы «Ах, истомилась я горем» №249 7 к. Ария Германа «Что наша жизнь? » с. 300

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.