Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема урока: Рыночный спрос и предложение



  Тема урока: Рыночный спрос и предложение

Цель урока: сформировать представление о понятии спроса, предложения и рыночного равновесия в экономике и жизни человека.

Задачи урока:

- образовательные:

· Раскрыть экономическое значение спроса, предложения и рыночного равновесия;

· Рассмотреть изменение спроса и предложения на товар при изменении цены на него;

· Изучить понятие рыночного равновесия и факторов, его образующих.

- развивающие:

· Уметь использовать в практической деятельности и повседневной жизни знаний об изменении спроса в зависимости от цены, понимать ее влияние на экономические процессы;

· Развивать познавательные способности студентов, активировать их интеллектуальные способности, расширять их кругозор, оперативное мышление, уметь работать в должном темпе.

- воспитательные:

· Сформировать профессиональные качества, воспитание собранности, усидчивости, аккуратности;

· Воспитание трудолюбия, интереса к предмету, внимательности.

 

Вид урока: лекция с элементами решения проблемных ситуаций.

Тип урока: изучение нового материала (первичного изучения и закрепления учебного материала).

Технологии обучения: технология объяснительно -иллюстративного обучения

Задание:

1. Просмотреть видео по ссылке:

Спрос https: //resh. edu. ru/subject/lesson/5414/main/161240/

Предложение https: //resh. edu. ru/subject/lesson/5416/main/170683/

2. Изучить конспект, записать основные термины в конспект.

        3. Выполнить задание.

Работы присылать на эл. адрес julia19546_@mail. ru или личным сообщением в ВК https: //vk. com/id159067694

ХОД УРОКА

 

Основные параметры, регулирующие поведение участников рынка: спрос, предложение и цена, между которыми существует взаимная связь.

Спрос — это желание потребителя купить конкретный товар или услугу по конкретной цене в течение определённого периода времени, подкреплённое готовностью оплатить покупку.

Величина спроса — это объём (количество) товара определённого вида, который покупатели готовы (хотят и могут) приобрести в течение определённого периода при определённом уровне цены на этот товар.

Рассмотрим типовой график с изображением кривой спроса (D). (рис. 1) На оси абсцисс откладывается количество товаров/услуг (Q), на оси ординат — цена на товар/услугу (Р). Спрос может изменяться под воздействием одного или нескольких различных факторов. Графики изменения спроса, рассматриваемые далее, отображают ситуации изменения спроса в связи с неценовыми факторами (например, мода, сезонность и т. д. ), т. е. при постоянных ценах.

Спрос может изменяться: увеличиваться или уменьшаться. Графически изменение спроса отражается изменением положения кривой спроса (D), то есть её перемещением на плоскости (рис. 2) из позиции кривой D к D1. Если происходит движение вправо, дальше от осей координат, то речь идёт об увеличении спроса. Это легко проверить, выбрав точку на обеих кривых с одинаковой ценой и сравнив количество товаров/услуг, на которые есть спрос по такой цене.

Аналогично можно рассмотреть и уменьшение спроса:

Если происходит движение влево, ближе к осям координат, то речь идёт об уменьшении спроса, из позиции кривой D к D2 (рис. 3).

Линии спроса могут быть представлены и в виде прямых, никаких принципиальных отличий в данном случае это не имеет. (рис. 4):

Теперь можно рассмотреть графически изменение величины спроса (рис. 5).

Изменение величины спроса графически отображается не сдвигом всей кривой, а движением по кривой спроса (D), то есть перемещением, например, из точки D1 к D2. В данном случае, наоборот, учитывается ценовой фактор, а иные факторы рассматриваются как неизменные. Прослеживается закономерность: чем дороже товар/услуга, тем меньше желающих его/её приобрести. Цена Р1 высокая, количество товаров, приобретённых по такой цене — Q1, небольшое. Однако по невысокой цене Р2 количество покупок Q2 существенно выше.

Это действительно для большинства товаров/услуг, иначе называемых нормальными, спрос на которые увеличивается при увеличении доходов потребителя. Исключениями являются, например, низшие товары Гиффена, спрос на которые будет уменьшаться.

Взаимосвязь между изменением спроса и величины спроса проявляется в следующем: когда спрос увеличивается, повышаются объёмы спроса при всех ценах, и наоборот. Например, стоимость недорого вафельного стаканчика с мороженым 20 рублей, а эскимо — 100 рублей. В летний сезон, когда спрос на мороженое в целом повышается, покупают больше и стаканчиков, и эскимо.

Цена — денежное выражение стоимости товаров и услуг.

Цена спроса — максимальная цена, по которой потребители готовы купить некоторое количество товара за определённый период времени.

Этот график (рис. 5) иллюстрирует один из важнейших законов экономики: закон спроса.

Закон спроса: повышение цен обычно ведёт к снижению величины спроса, а снижение цен — к её увеличению.

Основные неценовые факторы спроса:

· цены на сопряжённые товары (товары-субституты и комплементы). Товары-субституты — взаимозаменяемые товары, повышение цены на один из которых ведет к повышению спроса на другой, и наоборот;

· цены на комплементарные товары — взаимодополняемые товары, повышение цены на один из которых ведет к уменьшению спроса на другой, и наоборот;

· число покупателей;

· ожидания изменения цены;

· потребительские предпочтения;

· мода;

· доход потребителя и др.

Предложение — это желание производителя произвести и предложить к продаже на рынке свои товары по конкретным ценам из ряда возможных цен в течение определённого периода времени.

Величина предложения — это объём (количество) товара определенного вида, который производители готовы (хотят и могут) предложить в течение определённого периода при определённом уровне цены на этот товар.

Аналогично рассмотрим типовой график с изображением кривой предложения (S). (рис. 6) На оси абсцисс откладывается количество товаров/услуг (Q), на оси ординат — цена на товар/услугу (Р). Предложение также может изменяться под воздействием одного или нескольких различных факторов. Графики изменения предложения, рассматриваемые далее, отображают ситуации изменения предложения в связи с неценовыми факторами (например, мода, количество производителей на рынке и т. д. ), т. е. при постоянных ценах.

Предложение может изменяться: увеличиваться или уменьшаться. Изменение предложения отражается изменением положения кривой предложения (S), то есть её перемещением на плоскости (рис. 7) из позиции кривой S к S1. Если происходит движение вправо, дальше от осей координат, то речь идёт об увеличении предложения.

Аналогично можно рассмотреть и уменьшение предложения:

Если происходит движение влево, ближе к осям координат, то речь идёт об уменьшении предложения, из позиции кривой S к S2 (рис. 8).

Линии предложения также могут быть представлены и в виде прямых (рис. 9):

Теперь можно рассмотреть графически изменение величины предложения (рис. 10).

Изменение величины предложения есть движение вдоль кривой предложения (S) из позиции точки S1 к S2 при неизменности факторов предложения. В данном случае, наоборот, учитывается ценовой фактор, а иные факторы рассматриваются как неизменные. Прослеживается закономерность: чем дороже товар/услуга, тем больше желающих по такой цене его продать.

Взаимосвязь между изменением предложения и величины предложения проявляется в следующем: когда предложение увеличивается, повышаются объёмы предложения при всех ценах, и наоборот. Например, в сезон продажи фруктов предлагают больший ассортимент по самым разным ценам.

Цена предложения — минимальная цена, по которой продавцы готовы продать некоторое количество данного товара за определённый период времени.

Этот график (рис. 10) иллюстрирует один из важнейших законов экономики: закон предложения.

Закон предложения: повышение цен обычно ведёт к росту величины предложения, а снижение цен — к её уменьшению.

Основные неценовые факторы предложения:

· цены на ресурсы;

· технология производства;

· число продавцов на рынке;

· ожидания изменения цен;

· цены на другие товары;

· мода;

· налоги и дотации и др.

Неценовые факторы могут быть общими и для спроса, и для предложения, а могут относиться только к покупателям/производителям.

Графически пересечение кривых спроса и предложения происходит в некой точке А, называемой точкой равновесия. Это компромисс между желаниями и возможностями потребителя и производителя. Товар/услуга реализовывается по равновесной цене ( цене, по которой покупатель готов купить, а продавец готов продать товар или оказать услугу).

 

ЗАДАНИЕ:

1. Ниже приведен перечень терминов. Все из них, за исключением двух, являются характеристикой факторов формирования предложения:

1) мода; 2) уровень налогов; 3) цены на сырьё и комплектующие; 4) количество продавцов на рынке;
5) доходы потребителей; 6) уровень технологий; 7) рост производительности труда.

2. Назовите любые три фактора, которые влияют на изменение спроса, и проиллюстрируйте каждый из них соответствующим примером.

3. Приведите решение следующей задачи:

Издательство предлагает онлайн-доступ к учебнику по обществознанию любому количеству пользователей. Доступ к учебнику обеспечивается уникальной парой «имя пользователя — пароль», получить которую можно, перечислив 89 рублей на счет издательства. Скопировать учебник нельзя, так же как и передать имя пользователя и пароль другому читателю (система безопасности не только контролирует IP-адрес, но и каждый раз требует введения одноразового кода, высылаемого с помощью СМС). По опросу, проведенному среди 50 старшеклассников различных школ, 15 человек не будут пользоваться учебником даже бесплатно; 6 человек готовы оплатить доступ, если его стоимость составит не более 50 рублей; 11 человек оплатят доступ по стоимости не более 100 рублей; 14 человек готовы заплатить не более 200 рублей за доступ к учебнику, а еще 4 человека не станут оплачивать доступ к учебнику, если его стоимость превысит 500 рублей. Сколько опрошенных школьников оплатят доступ к учебнику по обществознанию? Как изменится ваш ответ, если издательство поднимет стоимость доступа до 199 рублей? Если снизит до 49 рублей?

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.