Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное учреждение дополнительного

профессионального образования Мурманской области

«Институт развития образования»

 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации образовательной деятельности на уровне основного общего и среднего общего образования в общеобразовательных организациях Мурманской области

в 2021/2022 учебном году

Мурманск


Методические рекомендации

по организации образовательной деятельности на уровне основного общего и среднего общего образования в общеобразовательных организациях Мурманской области в 2021/2022 учебном году

 

Данные методические рекомендации разработаны для руководящих работников  общеобразовательных организаций Мурманской области с целью разъяснения нормативных документов, а также для обеспечения единого образовательного пространства на уровне основного общего и среднего общего образования.

В 2021/2022 учебном году при организации образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Мурманской области необходимо учитывать положения следующих нормативных правовых и инструктивных документов:

1. Федеральный закон от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании               в Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 31. 07. 2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25. 09. 2017 № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы».

4. Приказ Минобрнауки России от 17. 12. 10 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

5. Приказ Минобрнауки России от 17. 05. 2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».

6. Приказ Минпросвещения России от 28. 08. 2020 г. № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

7. Приказ Минпросвещения России от 20. 05. 2020 г. N 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность».

8. Приказ Минпросвещения России от 11. 12. 2020 г. N 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся».

9. Приказ Рособрнадзора от 07. 05. 2021 № 629 «О внесении изменений в Требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации, утвержденные приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14 августа 2020 г. № 831».

10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28. 09. 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2. 4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления молодежи».

11. Письмо Роспотребнадзора от 08. 05. 2020 № 02/8900-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций (вместе с «Рекомендациями по организации работы образовательных организаций в условиях сохранения рисков распространения CОVID-19»).

12. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15 (в редакции протокола от 04. 02. 2020 № /20)// Реестр Примерных основных общеобразовательных программ Министерства просвещения Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http: //fgosreestr. ru/reestr

13. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28. 06. 2016 № 2/16-3) //Реестр Примерных основных общеобразовательных программ Министерство просвещения Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: http: //fgosreestr. ru/reestr.

14.  Примерная программа воспитания. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20) Министерство просвещения Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: http: //fgosreestr. ru/reestr.

15. Письмо Минобрнауки России от 14. 04. 2016 № 08-703 «Об использовании карт в образовательной деятельности».

16. Письмо Минобрнауки России от 16. 05. 2018  № 08-1211  «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательной деятельности».

17. Письмо Минпросвещения России от 17. 05. 2021 № ГД-1158/01 «О размещении меню».

18. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 20. 12. 2018 № 03-510 «Рекомендации по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного».

19. Письмо Министерства просвещения России от 16. 04. 2019 № МР-507/02 «О направлении уточненного перечня примерного оборудования для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных общеобразовательных организациях».

20. Письмо Минобрнауки России от 18. 08. 2017 № 09-1672
«О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».

21. Приказ Министерства образования и науки Мурманской области     от 15. 04. 2020 № 598 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Концепции преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях Мурманской области на 2020-2024 годы».

22. Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 14. 04. 2020 № 599 ««Об утверждении Плана мероприятий по реализации Концепции преподавания учебного предмета «Технология» в образовательных организациях Мурманской области на 2020-2024 годы».

23. Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 1404. 2020 № 600 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Концепций преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Мурманской области на 2020-2024 годы».

24. Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 14. 04. 2020 № 601 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Концепции преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Мурманской области, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2020-2024 годы».

25. Приказ Министерства образования и науки Мурманской области   от 14. 04. 2020 № 602 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Концепции преподавания учебного предмета «Основы физической культуры» в образовательных организациях Мурманской области на 2020-2024 годы».

26. Письмо Министерства образования и науки Мурманской области  от 04. 09. 2017 № 1702/8484-ИК «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ».

27.  Методические рекомендации по организации образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Мурманской области, реализующих программы профильного обучения.

 

С 1 сентября 2021 г. вступает в силу новый порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – Порядок). Порядок регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности для обучающихся  по  образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В частности, в Порядке учтены положения СП 2. 4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28. 09. 2020 N 28) и СанПиН 1. 2. 3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28. 01. 2021 № 2).

В соответствии Порядком форма получения общего образования и форма обучения по конкретной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося с учетом его мнения. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемых общеобразовательных программ должно осуществляться в порядке, установленном локальными нормативными актами организации. В порядке отмечается, что при реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение и  при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части реализация общеобразовательных программ осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий вне зависимости от ограничений, предусмотренных в федеральных государственных образовательных стандартах, если реализация указанных образовательных программ без применения указанных технологий и перенос сроков обучения невозможны.

При реализации утвержденных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) общеобразовательной программы объем домашних заданий (по всем учебным предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1, 5 часа, в 4 - 5 классах - 2 часа, в 6 - 8 классах - 2, 5 часа, в 9 - 11 классах - до 3, 5 часа.

В связи с вышеизложенным, организациям, осуществляющим образовательную деятельность по реализации образовательных программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, необходимо руководствоваться положениями, установленными приказом Минпросвещения Российской Федерации от 28. 08. 2020 № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», а также  рекомендуется обеспечить своевременное приведение локальных нормативных актов в соответствии с вышеуказанным приказом.

Согласно изменениям, внесенным в федеральные государственные образовательные стандарты основного общего  и среднего общего образования,  при формировании основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования необходимо учитывать следующее:

- содержательный раздел, определяющий общее содержание основного общего или среднего общего  образования, вместо программы воспитания и социализации обучающихся должен включать рабочую программу воспитания;

- организационный раздел помимо учебного плана, календарного учебного графика, плана внеурочной деятельности должен содержать календарный план воспитательной работы;

- содержательной и критериальной основой для разработки рабочей программы воспитания являются планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования;

- тематическое планирование рабочих программ учебных предметов, курсов с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, должно осуществляться, в том числе, с учетом рабочей программы воспитания.

Рабочая программа воспитания должна быть направлена на развитие личности обучающихся, в том числе духовно-нравственное развитие, укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение результатов освоения обучающимися образовательной программы. Рекомендации по проектированию рабочей программы воспитания представлены на сайте ГАУДПО МО «Институт развития образования» https: //iro51. ru/napravlenie-deyatelnosti/metodicheskie-materialy-po-vospitaniyu. html.

 Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, совместно с семьей и другими институтами воспитания. В разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы имеют право принимать участие советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, представительные органы обучающихся (при их наличии).

Обращаем внимание руководителей общеобразовательных организаций, что в соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» (далее - Федеральный закон № 304-ФЗ) образовательные программы подлежат приведению в соответствии с положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 304-ФЗ) не позднее 1 сентября 2021 года.

Образовательные программы, разработанные и утвержденные образовательной организацией после 1 сентября 2020 года, должны соответствовать положениям Федерального закона № 273-ФЗ (в редакции Федерального закона №  304-ФЗ).

В целях организации комплексной воспитательной работы в общеобразовательной организации, а также сокращения количества документации рекомендуем разрабатывать одну, единую для всех уровней общего образования рабочую программу воспитания, которая будет включаться в качестве общего раздела в основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования. Конкретизация воспитательной работы по уровням образования может осуществляться лишь в календарных планах воспитательной работы, прилагаемых к рабочей программе воспитания. [1]

В целях приобщения обучающихся к культурным ценностям своего народа, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности Минпросвещения России рекомендует в 2021/2022 учебном году включить в календарные планы воспитательной работы образовательные события, приуроченные к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, к памятным датам и событиям российской истории и культуры, местным и региональным памятным датам и событиям (https: //iro51. ru/federalnye-proekty/ibts/meropriyatiya/3896-kalendar-obrazovatelnykh-sobytij-na-2021-2022-uchebnyj-god. html).   

С 1 января 2021 г. вступили в действие обновленные требования к структуре официального сайта образовательной организации в сети «Интернет»[2]. На сайте образовательной организации должен быть создан специальный раздел «Сведения об образовательной организации», страницы которого должны быть доступны без дополнительной регистрации. Специальный раздел должен включать в себя ряд подразделов, в числе которых: «Основные сведения»; «Структура и органы управления образовательной организацией»; «Документы»; «Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав»; «Платные образовательные услуги»; «Вакантные места для приема (перевода) обучающихся»; «Доступная среда»; «Международное сотрудничество».

При размещении информации на сайте в виде файлов к ним устанавливаются следующие требования:

- обеспечение возможности поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя («гипертекстовый формат»);

- обеспечение возможности их сохранения на технических средствах пользователей, возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста после сохранения средствами соответствующей программы для просмотра («документ в электронной форме»).

Все файлы, ссылки на которые размещены на страницах соответствующего раздела, должны удовлетворять следующим условиям:

- максимальный размер размещаемого файла не должен превышать 15 Мб либо он должен быть разделен на несколько частей (файлов), размер которых не должен превышать максимальное значение размера файла;

- сканирование документа (если производилось сканирование бумажного документа) должно быть выполнено с разрешением не менее 100 dpi;

- отсканированный текст (если производилось сканирование бумажного документа) в электронной копии документа должен быть читаемым;

- электронные документы, подписанные электронной подписью, должны соответствовать условиям статьи 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» для их признания равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью.

Кроме того, в целях организации автоматического мониторинга и анализа ежедневного меню горячего питания обучающихся по образовательным программам начального общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях необходимо,  начиная с 19 мая 2021 года,   ежедневно размещать в соответствующем разделе на сайте общеобразовательной организации меню в виде электронной таблицы в формате XLSX. Форма таблицы является приложением к письму Минпросвещения России от 17. 05. 2021 № ГД-1158/01 «О размещении меню».

В 2021/2022 учебном году в общеобразовательных организациях Мурманской области завершен переход на ФГОС основного общего  и среднего общего образования. Основная образовательная программа  каждого уровня образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный. Обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70%,  среднего общего образования составляет 60%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений,  на уровне основного общего образования – 30%, на уровне среднего общего - 40% от общего объема основной образовательной программы.

Учебный план в соответствии с ФГОС общего образования состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию образовательных организаций, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. ФГОС не устанавливает не только количество часов на изучение отдельных предметов, количество предметов или курсов по выбору, но и не содержит нормативного требования изучать предмет в каждом классе. Вместе с тем, наличие в учебном плане предметной области «Родной язык и родная литература» обязательно. В 2021/2022 учебном году изучение учебных предметов «Родной (русский) язык» и «Русский язык», «Литература» и «Родная (русская) литература» в 10 классах организуется интегрировано. Учебные предметы «Родной (русский) язык» или «Родная (русская) литература» должны быть внесены в учебные планы основного общего и  среднего общего образования (количество часов на изучение в неделю - 0), а в пояснительной записке к учебному плану необходимо отразить интегрированный характер изучения. Допускаются  и иные интегрированные учебные предметы (курсы). Также обращаем внимание на наименование учебных предметов «Математика», «Информатика», «История России. Всеобщая история» в учебном плане общеобразовательной организации.  

 Особенности содержания и организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС, подходы к проектированию учебных планов представлены в методических письмах ГАУДПО МО «Институт развития образования» в предыдущие годы[3].

В соответствии с методическими рекомендациями Минпросвещения России[4] любому учащемуся 5-11 классов общеобразовательной организации может быть предоставлено право на обучение по индивидуальному учебному плану (далее – ИУП) независимо от причин возникновения потребности в обучении. ИУП - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом образовательных потребностей конкретного обучающегося. Применительно к учащимся, имеющим академическую задолженность, ИУП - это учебный план, который содержит меры компенсирующего воздействия по тем учебным предметам, по которым данная задолженность не была ликвидирована.

ИУП составляется, как правило, на один учебный год, либо на иной срок, указанный в заявлении учащегося или его родителей (законных представителей) об обучении по ИУП.

В указанных методических рекомендациях содержатся порядок перевода на обучение по ИУП, разработки ИУП, текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации, государственной итоговой аттестации.

Приказом Минобрнауки России № 882, Минпросвещения России № 391 от 05. 08. 2020 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» установлен порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ.

Сетевая форма обеспечивает возможность освоения учащимися образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных видов, уровня и (или) направленности), с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также, при необходимости, с использованием ресурсов иных организаций. Приказ включает  примерную форму договора о сетевой форме реализации образовательных программ.

Внесены дополнения по вопросам организации профильного образования на уровне среднего общего образования. В письме Минпросвещения России от 30. 03. 2021 № ВБ-511/08 «О направлении методических рекомендаций» даны рекомендации по открытию классов «Психолого-педагогической направленности». Распоряжением Минпросвещения России от 20. 08. 2020 № Р-81 утверждены методические рекомендации по созданию в общеобразовательных организациях классов спортивного профиля и организации их работы. В методических рекомендациях приведены алгоритмы действий общеобразовательных организаций по открытию классов «Психолого-педагогической направленности»  в рамках различных профилей и классов «Спортивного профиля»  при реализации образовательных программ среднего общего образования; даны рекомендации по величинам недельной образовательной нагрузки; примерный перечень учебных предметов на углубленном уровне в соответствии с профилями обучения; примерные варианты учебных планов профилей.

В рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» создается федеральная государственная информационная система «Моя школа», которая станет единой точкой доступа к образовательным сервисам на всей территории РФ. На платформе будут сконцентрированы различные сервисы, впоследствии платформа в зависимости от достижений обучающихся будет предлагать ему возможности дальнейшего развития, а именно за счет программ дополнительного образования детей, оценки образовательных результатов. ФГИС «Моя школа» будет работать вместе с региональными электронными системами.

Цифровые технологии открывают широкие возможности, чтобы персонализировать обучение, выстроить индивидуальные образовательные траектории, помогают проводить мониторинг образовательных результатов.  ГАУДПО МО «Институт развития образования»  разработаны методические рекомендации по формированию и развитию цифровой образовательной среды «Цифровизация образовательной деятельности в общеобразовательной организации»[5].

Основные подходы к понятию и формам организации внеурочной деятельности изложены в методических рекомендациях Министерства образования и науки Мурманской области «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в общеобразовательных организациях Мурманской области» (письмо Министерства образования и науки Мурманской области от 08 сентября 2016 года № 17-02/8128-ИК).

Часы, отведенные на внеурочную деятельность, должны быть организованы в формах,  отличных от урочных, предусматривающих проведение общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и иные формы.

Внеурочная деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья формируется из часов, необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей и составляющих суммарно 10 часов в неделю на учащегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей. Урочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организуется по 5-дневной учебной неделе, в субботу возможны организация и  проведение внеурочной деятельности. [6]

Рекомендуем в 2021/2022 учебном году  рассмотреть вопрос о внесении изменений в план внеурочной деятельности в части увеличения курсов по общеинтеллектуальному направлению, как на уровне основного общего, так и среднего общего образования. Для мониторинга и учета образовательных результатов внеурочной деятельности образовательные организации могут использовать психолого-педагогический инструментарий, а также такую форму учета как «портфолио» (дневник личных достижений), в том числе в электронной форме («цифровое портфолио»).

Для формирования портфолио учащихся может быть использован ресурс «4Portfolio» (https: //4portfolio. ru). Создание веб-портфолио позволит выпускнику и дальше вести свое портфолио  и предоставит открытый доступ к нему предполагаемому работодателю, что значительно повысит шансы успешного трудоустройства. На портале доступна диагностика универсальных навыков – SoftSkills.

Рекомендуем продолжить работу по формированию финансовой грамотности учащихся на уровне основного общего и среднего общего образования. В соответствии с протоколом заседания Межведомственного координационного совета Мурманской области по финансовой грамотности от 08. 06. 2021 определены приоритетные направления в развитии финансовой грамотности на территории Мурманской области: формирование цифровой финансовой грамотности и  повышение киберграмотности населения Мурманской области. В соответствии с указанными направлениями в план внеурочной деятельности могут быть включены курсы, образовательные события, направленные на формирование компетенций учащихся по направлениям:

1. Цифровые технологии управления финансами и дистанционные банковские сервисы.

2. Безопасное использование банковских карт, банкомата.

3. Безопасное использование смартфона.

4. Безопасное использование торговых интернет-площадок.

5. Реклама в СМИ и сети Интернет: схемы мошенничества.

Необходимые справочные, методические и обучающие материалы, разделы для педагогов, посвященные организации и проведению учебных занятий по финансовой грамотности,  представлены на сайтах:

- «Финансовая культура» (https: //fincult. info/teaching/);

- «Ваши финансы» (https: //vashifinancy. ru/);

- «Он-лайн уроки финансовой грамотности» (https: //dni-fg. ru/);

- «Финансовая грамотность в школе» (http: //xn--80aebklphfgdkbcuundy3gvd. xn--p1ai/page/9);

- «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» (https: //fmc. hse. ru/).

Одним из основных направлений оценочной деятельности в общеобразовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС является оценка образовательных достижений учащихся на различных этапах обучения как основа их промежуточной и итоговой аттестации, а также основа процедур внутреннего мониторинга образовательной организации, мониторинговых исследований муниципального регионального и федерального уровней.

Порядок и условия оценивания определяются общеобразовательной организацией самостоятельно и фиксируются локальными нормативными актами. Условия и порядок проведения оценочных мероприятий и процедур раскрываются в Положении о проведении текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся и в Положении о формировании фонда оценочных материалов образовательной организации.

Фонд оценочных материалов является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения основных образовательных программ, входит в состав ООП и учебно-методических комплексов (в частности, в рабочую программу)  соответствующего учебного предмета.  Подходы к формированию фонда оценочных средств и оценочных материалов, в том числе по функциональной грамотности, подробно были рассмотрены в  методических рекомендациях ГАУДПО МО «Институт развития образования» по организации образовательной деятельности на уровне основного общего образования в общеобразовательных организациях Мурманской области в 2020/2021 учебном году[7].

В целях организации работы общеобразовательной организации по формированию и развитию фонда оценочных средств, а также системы образовательных событий по формированию функциональной грамотности обучающихся рекомендуем использовать разработанную Министерством просвещения России платформу «Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности» (далее – Платформа). Областью применения Платформы является процедура проведения тренировочных работ по направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной) учащихся 8-х и 9-х классов, включающая в себя:

− формирование банка заданий;

− формирование проектов тренировочных работ;

− прохождение тренировочной работы обучающимися в режиме реального  времени;

− накопление, хранение и обработку результатов тренировочных работ.

На Платформе можно авторизоваться при помощи учетной записи Российской  электронной школы (далее – РЭШ). В случае если учетная запись в РЭШ  отсутствует, необходимо пройти регистрацию в РЭШ. Подробная инструкция по работе на  Платформе  представлена  на сайте  https: //fg. resh. edu. ru/.

ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» (далее – ФИПИ) разработан  банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности учащихся на уровне основного общего образования, сформированный в рамках Федерального проекта «Развитие банка оценочных средств для проведения всероссийских проверочных работ и формирование банка заданий для оценки естественнонаучной грамотности». В банке представлены  задания, которые способствуют формированию естественнонаучной грамотности учащихся 7-9 классов в образовательной деятельности[8].

ФИПИ продолжается формирование открытого банка оценочных средств по русскому языку для проведения процедур контроля и оценки качества образования на уровне начального общего (I-IV классы) и основного общего образования (V-IX классы) и среднего общего образования (X-XI классы, базовый и углубленный уровни). Открытый банк[9] оценочных средств по русскому языку включает более 10 000 заданий по основным разделам курса русского языка: «Чтение», «Письмо», «Слушание», «Говорение», «Основные разделы науки о языке», включая задания с устной формой ответа, а также 60 контрольных измерительных материалов для проведения итоговых работ для начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Рекомендуем использовать материалы открытых банков ФИПИ в образовательной деятельности и при организации внутришкольного контроля.

В связи с реализацией в 2021/2022 учебном году ФГОС основного общего и среднего общего образования в штатном режиме будет проведено обновление моделей контрольных измерительных материалов государственной итоговой аттестации. Демонстрационные варианты, а также документы,  определяющие  структуру и содержание контрольных измерительных материалов 2022 года,  будут представлены на сайте ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» не позднее февраля 2022 года. Перспективные модели экзаменационных работ размещены на сайте https: //fipi. ru/ege/perspektivnyye-modeli. Решение о включении в КИМ по учебному предмету заданий из перспективной модели будет приниматься после общественно-профессионального обсуждения и апробации. Обновление экзаменационных моделей планируется проводить поэтапно, на протяжении нескольких лет, начиная с 2022 года.   Вместе с тем, универсальные кодификаторы распределенных по классам проверяемых элементов содержания и требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования (https: //fipi. ru/metodicheskaya-kopilka/univers-kodifikatory-oko)  определяют содержание КИМ, в том числе и по перспективным моделям. Кодификатор является систематизированным перечнем проверяемых элементов содержания и операционализированных требований к результатам освоения основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования. Требования ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы распределены по классам. Рекомендуем использовать универсальные кодификаторы при проектировании процедур оценки качества образования, а также для разработки или корректировки рабочих программ по учебным предметам.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:

1) учебник из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

В соответствии с п. 4 приказа Минпросвещения России  от 28. 12. 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение трех лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу настоящего приказа учебники из федерального перечня учебников, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31. 03. 2014 № 253                «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Обращаем внимание, что срок действия данной нормы заканчивается в 2021 году.  

Обращаем внимание на внесение изменений в Федеральный закон     от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации. С 01. 07. 2020  вступают в действие изменения в статью 8 «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования» в части организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций субъектов Российской Федерации учебниками. Средства субвенции могут быть направлены на приобретение в соответствии с федеральным перечнем только учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ. В соответствии с п. 2 приказа Минпросвещения России от 20. 05. 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня  учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» учебники, рекомендованные к использованию при реализации образовательных программ, включены в федеральный  перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования сроком на 5 лет.

Родительский (семейный) всеобуч является рекомендуемой формой работы на групповом уровне при разработке и реализации инвариантного модуля «Работа с родителями» рабочей программы воспитания общеобразовательной организации. Рекомендуем использовать в работе методические рекомендации по родительскому просвещению, подготовленные ГАУДПО МО «Институт развития образования» в 2020 и 2021 годах[10].

Распоряжением Минпросвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. № Р-145 утверждена методология (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися (далее – целевая модель наставничества). Ведомственным проектным офисом национального проекта «Образование»  разработаны методические рекомендации (https: //minobr. government-nnov. ru/? id=216241)  по внедрению целевой модели наставничества, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися. Рекомендации включают систему подготовки наставников по форме «ученик-ученик».

 

 

Проректор по УМР

ГАУДПО МО «Институт развития образования»          Н. И. Стрельская


[1] Письмо Минпросвещения России № СК-114/06 и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 01-1185/08-01 от 26. 04. 2021 «О направлении разъяснений»

 

[2] Приказ Рособрнадзора от 14. 08. 2020 N 831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации»

[3] См. письма Министерства образования и науки Мурманской области «О направлении методических рекомендаций» от 01. 06. 2020 № 17-02/5548-ДК, от 1. 06. 2020, № 17-02-549-ДК, «О направлении методического письма» от 15. 05. 2019 № 17-02/5343-ИК.

[4] Письмо Минпросвещения РФ от 26. 02. 2021 № 03-205«О методических рекомендациях»

[5] https: //iro51. ru/napravlenie-deyatelnosti/metodicheskie-materialy-po-obucheniyu/metodicheskie-rekomendatsii/3827-tsifrovizatsiya-obrazovatelnoj-deyatelnosti-v-obshcheobrazovatelnoj-organizatsii. html

[6] Пункт 3. 4. 16. Санитарных правил СП 2. 4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

[7] Письмо Министерства образования и науки Мурманской области «О направлении методических рекомендаций» от 01. 06. 2020 № 17-02/5548-ДК, от 1. 06. 2020.

[8] https: //fipi. ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

[9] https: //fipi. ru/otkrytyy-bank-otsenochnykh-sredstv-po-russkomu-yazyku

[10] Методические рекомендации по организации родительского просвещения в ОО- 2020 https: //iro51. ru/napravlenie-deyatelnosti/metodicheskie-materialy-po-vospitaniyu/roditelskoe-prosveshchenie/3595-metodicheskie-rekomendatsii-po-organizatsii-roditelskogo-prosveshcheniya-v-oo. html Методические рекомендации по организации родительского просвещения в ОО - 2021 https: //iro51. ru/napravlenie-deyatelnosti/metodicheskie-materialy-po-vospitaniyu/roditelskoe-prosveshchenie. html



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.