Искусство Междуречья. Руины зиккурата Чога-Занбиль в Иране
Искусство Междуречья
| Междуречье, Двуречье или Месопотамия –так называют территорию вокруг рек Тигр и Евфрат, на которой с 3 тысячелетия до нашей эры образуются древние государства: Аккад и Шумеры, Ассирия, Вавилонское царство. Но люди поселились на берегах рек еще раньше: до сих пор учёные спорят, кто древнее – Древний Египет или Древняя Месопотамия.
| Если в Древнем Египте воды иногда не хватало, то в Месопотамии её бывало слишком много: считается, что именно в Месопотамии впервые появилась легенда о всемирном потопе. Жизнь зависела от природы, прежде всего – от ветра: принесёт ли он прохладу или затяжные дожди. Поэтому в Вавилонском царстве одним из главных был бог ветра Мардук, в честь которого построили самый высокий храм.
Кроме богов, были еще полубожественные существа, например:
|
| Крылатые быки с человеческими головами назывались шеду. Их устанавливали по сторонам городских ворот или проходов во дворец. Они совмещали в себе свойства человека, животного и птицы и, следовательно, были мощным средством защиты от врагов. У шеду пять ног, таким образом, когда зритель находится спереди, кажется, что существо стоит, когда же зритель смотрит сбоку, создается впечатление, что зверь движется.
|
|
| Укротитель львов. Герой (или дух) изображен анфас, что является редкостью для ассирийского искусства и встречается только при изображении существ, обладающих магической силой. В правой руке герой держит царское церемониальное оружие с кривым лезвием. Магический эффект изображения состоит в том, что герой смотрит прямо в глаза зрителю. Глаза героя, некогда ярко раскрашенные, должны были гипнотизировать зрителя. Дух укротителя львов, часто идентифицируемый с героем Гильгамешем, полулегендарным правителем Урука, вероятно, символизирует безграничность царской власти: герой без малейших усилий укрощает страшного зверя.
| | | |
В земле Месопотамии всегда было много глины: люди верили, что даже они были вылеплены богами именно из глины. Глину использовали в архитектуре, для изготовления посуды и дощечек для письма.
| Клинопись – вид письменности, в которой слова состоят из знаков, напоминающих клинышки. Слова выдавливались по влажной глине специальными клиновидными палочками.
По картинке видно, что эта письменность родилась из простых рисунков.
|
| До наших дней сохранилось много глиняных табличек с клинописью. Некоторые из них – важные торговые документы, заверенные подписью. Для подписи использовали каменные цилиндрические печати. Их не ставили, а прокатывали по влажной глиняной дощечке.
Потерю печати можно сравнить с потерей паспорта в наше время.
|
Из глины делали кирпичи для строительства храмов. По форме храмы Месопотамии очень похожи на древнеегипетские пирамиды. Давайте научимся их различать:
|
| Зиккурат (храм) в Уре (реконструкция)
| Пирамида Джосера в Саккаре
| - храм; здесь не было захоронения
| - гробница фараона
| - все помещения снаружи, главное находится на вершине (это и есть сам храм); внутри зиккурата комнат нет
| - все помещения внутри пирамиды и под пирамидой
| - огромные «ступени» зиккурата поднимают храм к небу, они спасали храм от затопления, на них выращивали в кадках цветы; получалась заметная издалека священная гора
| - огромные «ступени» пирамиды – это поставленные друг на друга мастабы; в следующих пирамидах «ступени» были сглажены
| Древнеегипетские пирамиды строили из каменных блоков, поэтому многие из них сохранились до наших дней. Зиккураты строили из глиняных кирпичей, поэтому в основном от них остались только холмы из глины и песка.
|
|
Руины зиккурата Чога-Занбиль в Иране
|
Но формы древневосточных сооружений – пирамид и зиккуратов – можно встретить и в современной архитектуре. Только их использование не всегда уместно: например, зачем строить торговый центр в виде пирамиды (гробницы)? Если в будущем станете архитекторами, не забывайте, что форма имеет большое значение.
|
| Мавзолей Ленина в Москве
| Торговый центр «Фараон» в Ярославле
|
А это примеры современных «зиккуратов», которые были созданы иранской художницей Ширин Абединирад для украшения ландшафта:
Зеркальный зиккурат в Сиднее
| Вращающийся зиккурат в Иране
|
|
| Один из самых известных и древних городов Междуречья – Вавилон, который можно назвать городом архитектурных чудес:
| Ворота Иштар – главные и самые красивые из восьми ворот Вавилона: по небесно-лазурному фону идут золотые священные звери – антилопы и ящеры-драконы.
Ворота были посвящены богине любви и войны Иштар.
|
| Висячие сады Семирамиды.
Издалека здание сада было едва заметно, поэтому казалось, что деревья сами поднялись над землей. Чтобы поливать растения на большой высоте, была придумана сложная инженерная система.
|
| Вавилонская башня – 90-метровый храм Мардука, который называли Этеменанки – «место соединения земли и неба». С этой башней связана знаменитая библейская легенда.
|
Домашнее задание:
Архитектура Вавилона и Древней Месопотамии почти не сохранилась до наших дней, но представьте, что изобрели машину времени и стали возможны путешествия в прошлое. Придумайте и нарисуйте рекламу туристического агентства, организующего поездки в Древнее Междуречье (формат А4). Продумайте композицию и цвет «картинки»; шрифт рекламного слогана – сразу должно быть понятно, куда именно вы приглашаете в путешествие, всё должно быть выдержано в одном стиле. Вы можете работать красками или в графике, в технике коллажа или на компьютере в любом графическом редакторе. За основу вы можете взять одну или несколько иллюстраций из папки с фотографиями.
|