Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Текст. Синхроны. ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ



Текст

Если смотреть новости, зажмурившись, любой, даже самый интересный и актуальный, сюжет будет казаться сухим и нелепым. Яркая, сочная картинка решает все. Почему же авторы трепетно бьются с редакторами за каждое слово?

Почему суровые редакторы неуступчиво и скрупулезно подходят к вычитке даже крохотных, легких, как пушинка, материалов? Потому что для журналиста, даже телевизионного, нет ничего важнее текста.

Журналистский текст в информационном сюжете зажат в тесные рамки, где с одной стороны – изображение (то, что снято оператором), а с другой – монтаж (то, что осталось от снятого оператором). Плюс – «подводные камни» - синхроны и лайфы, хрипы и стенд-ап – все что нужно органично вплести в трехминутное повествование.

Человеку с филологической подготовкой текст ТВ-новостей может показаться примитивным и легким в написании. Обманчивое впечатление. Навык работы с текстом мы приобретаем примерно в тех же условиях, что и фрезеровщик или слесарь. В пыльных мастерских – или по колено в помоях.

В старых учебниках по журналистике утверждается, что перед выездом на сюжет профессионалы заранее пишут сценарий и даже набрасывают закадровый текст. Это не так. Особенно, если речь идет о репортаже с места, где события развиваются непредсказуемо.

С другой стороны, первые мысли о сюжете - «предварительный сценарий» появляются по дороге на съемку. В процессе съемки структурируются хаотичные мысли – и к концу съемочного дня выстраивается последовательность блоков, из которых будет состоять сюжет.

Синхроны

С чего начать съемки? Начинать, если, конечно, на месте не происходит что-то, что, не сняв сразу же, вы рискуете не снять никогда, надо с людей. С тех, кто вокруг. Это могут быть эксперты/очевидцы/прохожие, да кто угодно. Даже собачки, пробегающие мимо, иногда способны дать веселыйлайфик.

Как правило, люди любят долго и складно рассказывать о том, что вода мокрая, сахар – сладкий, а снег – белый. В вашем материале такого быть не должно. Удачно подвестись в сюжете к банальному/неинформативному синхрону возможно лишь тогда, когда ваш герой – звезда первой величины, сам факт присутствия которой в материале вызывает уважение к сюжету – и к вам.

Записывая синхроны, людей надо мучить. Давить, прикидываться идиотом («метод Коломбо»), сочувствовать, давать выговориться, не перебивать, а если и перебивать – то часто, жестко и решительно. Сильные эмоции в синхроне, вроде раздражения к интервьюеру, почти всегда украшают сюжет. Ключевые вопросы: как? почему? каким образом?

Не задавайте вопросы по бумажке. Если это ваша первая съемка, и вы волнуетесь, как невеста перед брачной ночью, лучше заучите их наизусть. Лучшие ответы даются во второй половине интервью, когда в бой идут уточняющие вопросы.

Не стесняйтесь заставлять людей повторять одну и ту же мысль несколько раз, перефразируйте вопросы, тасуйте их, как карты в колоде. Хороший интервьюер, всегда четко знает о том, какую мысль он должен «выбить» из синхронируемого.

Удовлетворив свой интерес, не забудьте про перебивки! Очень часто – это снятые крупно глаза (при этом важно, чтобы в момент съемки человек что-то говорил и была видна мимика), руки, какие-то сторонние планы с места интервью. Иногда вместо перебивки используется «вспышка» - один кадр белого поля. Есть негласное правило: в одном синхроне не должно быть больше двух склеек.

Если речь идет не о сюжете с заседания правительства и т. д., записывая синхрон, можно попросить оператора «завалить» план, немножко наклонив камеру. Желательно, чтобы при этом все синхроны в сюжете были «завалены». Удачный «завал» украсит материал. Иногда уместно использовать и крупный план.

Записывая синхроны, ищите героев - людей, историями которых вы будете иллюстрировать проблему, о которой идет речь. Помните только, что после записи синхрона героя нужно дополнительно подснять.

 

ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ

      • Синхрон – короткий фрагмент интервью с человеком в кадре
      • Лайф – синхрон, в котором герой интервью двигается или совершает какое-либо действие; также лайфом называют шумовые «отбивки», вроде проезжающей мимо пожарной машины, пролетающего самолета, взрывов и т. д.
      • Хрип – синхрон, записанный по телефону
      • Стенд-ап – собственно, синхрон (реже лайф) самого корреспондента на месте события, как правило, заготовленный заранее
      • Перебивка – план, который накладывается в месте склейки двух разных кусков синхрона


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.