Номер слайда
| ТЕКСТ
|
| Уважаемый председатель, уважаемые члены государственной экзаменационной комиссии, уважаемые сокурсники. Меня зовут Керженцева Елена Александровна, я являюсь студенткой 3 курса отделения библиотековедения Владимирского областного колледжа культуры и искусства и представляю Вашему вниманию выпускную квалификационную работу«Студия творческого чтения «ЛЕВ» как форма работы библиотеки по привлечению к чтению детей младшего школьного возраста (на примере деятельности ВОУНБ им. М. Горького)». На протяжении нескольких десятилетий в России и в мире ученые и практики фиксируют кризис чтения, в том числе детского. Тогда как в современной культуре приобщение к чтению является одним из важнейших условий личностного развития и социализации ребенка. Чтение выполняет не только информационную функцию, но вводит детей в мир культуры, обеспечивает погружение в родную речь, развитие эмоциональной, этической и эстетической сфер. Однако приобщение ребенка к чтению невозможно без формирования мотивационной основы читательской деятельности, привычки к вдумчивому, осмысленному чтению художественной и научно-познавательной литературы, без воспитания читательской культуры.
|
| · приобщение к чтению: Ольга Константиновна Громова [6], Галина Александровна Иванова [16], Андрей Петрович Кашкаров [20, 21], Татьяна Александровна Колесникова [25], Тамара Дмитриевна Полозова [39], Елена Олеговна Самохина [41];
· развитие младших школьников через книгу: Валентина Александровна Бородина [4], Галина Викторовна Головина и Марина Давидовна Кузьмичёва [8, 9], Владимир Ильич Лейбсон [27], Надежда Прокопьевна Опарина [36, 37], Ираида Ивановна Тихомирова [44];
· библиотечные программы для детей: Миляуша Салахутдиновна Галявиева [5], Анатолий Дмитриевич Жарков [13], Любовь Сергеевна Жаркова [14], Николай Евгеньевич Калёнов [19], Елена Квашнина [22, 23], Дженин Лиллиан [28], Ирина Борисовна Михнова [29], Евгений Иванович Кузьмин [31], Галина Кирилловна Олзоева [35].
|
| Объектом исследования является привлечение к книге и чтению детей младшего школьного возраста. Предметом исследования в выпускной квалификационной работе являются формы работы библиотеки по привлечению к книге и чтению детей младшего школьного возраста (на примере деятельности ВОУНБ им. М. Горького). Цель выпускной квалификационной работы: " выявление эффективности библиотечной студии творческого чтения в развитии детей младшего школьного возраста".
|
| Для достижения указанной цели в выпускной квалификационной работе решаются задачи, представленные на экране.
|
| В процессе исследования были использованы следующие методы, которые также представлены на экране.
|
| Структура выпускной квалификационной работы представлена на экране.
|
| В первой главе нашего исследования мы рассматривали теоретические аспекты библиотечного обслуживания детей младшего школьного возраста. Дети младшего школьного возраста как группа населения имеют свои ярко выраженные специфические особенности развития, связанные с возрастными психологическими и социальными различиями. Основным принципом социокультурной политики в отношении детей, а значит, и библиотечного обслуживания, является максимальная возможная дифференциация мер, учитывающих эти особенности и способствующие социальной адаптации детей.
|
| В теоретической части мы также рассмотрели особенности работы с детьми младшего школьного возраста в научной библиотеке. Проблем организации работы с детьми младшего школьного возраста в научной библиотеке довольно много. Это и небольшое количество детской литературы в фонде, и отсутствие специально оборудованного места для занятий с детьми, и сравнительно немного времени с момента «приёма» детей младшего школьного возраста в посетители научной библиотеки. Тем не менее творческая деятельность сотрудников этих библиотек по привлечению юных читателей к книге и чтению, проведение разнообразных мероприятий как для детей, так и для их родителей делают такую работу интересной и продуктивной.
|
| Во второй главе мы рассматривали деятельность «Владимирской областной универсальной научной библиотеки им. М. Горького» по работе с детьми. С декабря 1964 года она располагается по адресу: г. Владимир, ул. Дзержинского, д. 3. Изначально библиотека не работала с детьми. Начиная с 2000-х годов, помимо основной деятельности по обслуживанию читателей и выдаче им книг, ГБУК «Владимирская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького» активно осуществляет дополнительное образование детей и взрослых.
|
| В отделе гуманитарной литературы данного учреждения существует Студия творческого чтения «ЛЕВ». Это аббревиатура, которая расшифровывается как: «Литература Есть Вдохновение». Студия появилась в отделе гуманитарной литературы в 2017 году сначала как библиотечная студия БИБЛИОанимации. Теперь она успешно работает в творческом направлении как одна из современных форм привлечения детей к чтению.
|
| Студия творческого чтения «ЛЕВ» начиналась как мультипликационная студия. Участники создавали мультфильмы на основе детских книг из фонда библиотеки.
|
| За время работы студии сотрудники провели множество мастер-классов. Новогодний квест для младших школьников включал в себя интерактивные задания около стеллажей с детскими книгами, а также новогодние мастер-классы, которые Вы видите на экране.
|
| В студии проходят мастер-классы ко Дню Защитника Отечества и ко Всемирному женскому дню. Техники самые разные: декупаж, скрапбукинг, использование природных материалов, оригами и т. д.
|
| Ко дню космонавтики традиционно проводятся занятия с детьми. Это и создание магнитов, и работа с цветным песком и блёстками, и лепка пластилином, и т. д. Летний сезон – рисование красками, мелом на асфальте, меловой крошкой и т. д.
|
| Летняя историческая экспедиция соединила в себе краеведение с творчеством. Она включала в себя и беседы с детьми о книгах Владимирской области, и обсуждение маршрута адмирала М. Лазарева, и мастер-классы в самых разных стилях. Некоторые из них Вы видите на экране.
|
| Осенний творческий сезон студии – это использование разноцветных листьев, и плетение из ниток на деревянных палочках, и поделки из фоамирана, и мн. др.
|
| На данном слайде Вы видите некоторые афиши на мастер-классы от студии творческого чтения «ЛЕВ». Это расписания мероприятий на те или иные творческие сезоны или приглашение на конкретное занятие. Отметим, что каждое занятие с детьми сопровождается беседами о книгах.
|
| В 2020 году в связи с особым режимом работы библиотеки и временным переходом её на удалённое обслуживание пользователей студия творческого чтения «ЛЕВ» временно перешла в виртуальный режим. Сотрудниками были подготовлены мастер-классы в формате видео: мастер-класс по созданию домашнего театра теней по мотивам «Сказки о рыбаке и рыбке», мастер-класс по созданию необычной подарочной упаковки для шоколадки «Шоколадница», а также создание прототипа аэростата по мотивам романа Ж. Верна «Пять недель на воздушном шаре» – «Пять минут на воздушном шаре». Один из мастер-классов «Книжная карусель» по мотивам русской народной сказки «Лиса и дрозд» состоял из трёх частей: творческое чтение сказки, разбор текста и создание сценария, создание страниц книжной карусели и создание декораций бумажных героев. Так получилась миниатюрная раскладывающая книга, которая при разворачивании выглядит как детская карусель. Мастер-класс «Книжный сундучок» показал, как самостоятельно создать такой сундук по мотивам русской народной сказки «Теремок».
|
| В течение 2019 года юными участниками «ЛЬВА» было создано более 70 работ в разных творческих техниках, часть которых вошла в итоговый календарь. Данный перекидной календарь на 2020 год под названием «Творим круглый год! » был подарен всем ребятам, чьи работы его украсили. На каждой странице этого яркого календаря – одна из работ с интересной цитатой о творчестве.
|
| Осенью 2020 года в рамках Международного месячника охраны природы сотрудники отдела гуманитарной литературы организовали фотоконкурс поделок из природных материалов «Волшебная осень» для детей младшего школьного возраста. В канун 2022 года студия творческого чтения «ЛЕВ» наградила участников арт-фотоконкурса поделок «Ёлки-иголки». Участникам было предложено создать свой шедевр по мотивам прочитанной сказки, сфотографировать полученное и прислать фото на электронную почту отдела гуманитарной литературы. Дипломы и подарки были вручены всем участникам.
|
| · В данном исследовании мы выявили, что задача библиотек непростая: суметь создать гармоничную и интересную среду развития и обучения детей младшего школьного возраста через мотивацию к чтению, интерес к книге как к надёжному источнику информации;
· важно закрепление основ работы с детьми в библиотеках на правовом уровне в «Руководстве по библиотечному обслуживанию детей в России» и применение этого документа в работе;
· помимо основной деятельности по обслуживанию читателей и выдаче им книг, ГБУК «Владимирская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького» активно осуществляет дополнительное образование детей и взрослых, а также зрелищно-развлекательную деятельность;
· в отделе гуманитарной литературы данного учреждения успешно существует Студия творческого чтения «ЛЕВ»;
· благодаря различным техникам рукоделия, литературным квестам, книжным лонг-мобам и квизам, обращениям к онлайн-ресурсам, необычным подборкам детских книг занятия в Студии становятся увлекательными для детей и потому способны сформировать у них интерес к книге и чтению.
|
| Перспективные направления:
· вторая летняя экспедиция. Интерактивные занятия для детей по истории в рамках проекта «С книгой по родному краю»;
· проведение мероприятий по комплекту настольных игр «Родина мастеров». Дети в игровой форме знакомятся с ремёслами Владимирской области;
· занятия по практической журналистике для детей 11-12 лет под названием «Львы-журналисты в Научке». Планируется участие журналистов из СМИ Владимирской области.
|
| СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
|
| СЛАЙД ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА ВКР
|