Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Студия творческого чтения «ЛЕВ» как форма работы библиотеки по развитию детей младшего школьного возраста (на примере деятельности ВОУНБ им. М. Горького)»



Номер слайда ТЕКСТ
Уважаемый председатель, уважаемые члены государственной экзаменационной комиссии, уважаемые сокурсники. Меня зовут Керженцева Елена Александровна, я являюсь студенткой 3 курса отделения библиотековедения Владимирского областного колледжа культуры и искусства и представляю Вашему вниманию выпускную квалификационную работу«Студия творческого чтения «ЛЕВ» как форма работы библиотеки по привлечению к чтению детей младшего школьного возраста (на примере деятельности ВОУНБ им. М. Горького)». На протяжении нескольких десятилетий в России и в мире ученые и практики фиксируют кризис чтения, в том числе детского. Тогда как в современной культуре приобщение к чтению является одним из важнейших условий личностного развития и социализации ребенка. Чтение выполняет не только информационную функцию, но вводит детей в мир культуры, обеспечивает погружение в родную речь, развитие эмоциональной, этической и эстетической сфер. Однако приобщение ребенка к чтению невозможно без формирования мотивационной основы читательской деятельности, привычки к вдумчивому, осмысленному чтению художественной и научно-познавательной литературы, без воспитания читательской культуры.
· приобщение к чтению: Ольга Константиновна Громова [6], Галина Александровна Иванова [16], Андрей Петрович Кашкаров [20, 21], Татьяна Александровна Колесникова [25], Тамара Дмитриевна Полозова [39], Елена Олеговна Самохина [41]; · развитие младших школьников через книгу: Валентина Александровна Бородина [4], Галина Викторовна Головина и Марина Давидовна Кузьмичёва [8, 9], Владимир Ильич Лейбсон [27], Надежда Прокопьевна Опарина [36, 37], Ираида Ивановна Тихомирова [44]; · библиотечные программы для детей: Миляуша Салахутдиновна Галявиева [5], Анатолий Дмитриевич Жарков [13], Любовь Сергеевна Жаркова [14], Николай Евгеньевич Калёнов [19], Елена Квашнина [22, 23], Дженин Лиллиан [28], Ирина Борисовна Михнова [29], Евгений Иванович Кузьмин [31], Галина Кирилловна Олзоева [35].      
Объектом исследования является привлечение к книге и чтению детей младшего школьного возраста. Предметом исследования в выпускной квалификационной работе являются формы работы библиотеки по привлечению к книге и чтению детей младшего школьного возраста (на примере деятельности ВОУНБ им. М. Горького). Цель выпускной квалификационной работы: " выявление эффективности библиотечной студии творческого чтения в развитии детей младшего школьного возраста".
Для достижения указанной цели в выпускной квалификационной работе решаются задачи, представленные на экране.
В процессе исследования были использованы следующие методы, которые также представлены на экране.  
Структура выпускной квалификационной работы представлена на экране.
В первой главе нашего исследования мы рассматривали теоретические аспекты библиотечного обслуживания детей младшего школьного возраста. Дети младшего школьного возраста как группа населения имеют свои ярко выраженные специфические особенности развития, связанные с возрастными психологическими и социальными различиями. Основным принципом социокультурной политики в отношении детей, а значит, и библиотечного обслуживания, является максимальная возможная дифференциация мер, учитывающих эти особенности и способствующие социальной адаптации детей.
В теоретической части мы также рассмотрели особенности работы с детьми младшего школьного возраста в научной библиотеке. Проблем организации работы с детьми младшего школьного возраста в научной библиотеке довольно много. Это и небольшое количество детской литературы в фонде, и отсутствие специально оборудованного места для занятий с детьми, и сравнительно немного времени с момента «приёма» детей младшего школьного возраста в посетители научной библиотеки. Тем не менее творческая деятельность сотрудников этих библиотек по привлечению юных читателей к книге и чтению, проведение разнообразных мероприятий как для детей, так и для их родителей делают такую работу интересной и продуктивной.
Во второй главе мы рассматривали деятельность «Владимирской областной универсальной научной библиотеки им. М. Горького» по работе с детьми. С декабря 1964 года она располагается по адресу: г. Владимир, ул. Дзержинского, д. 3. Изначально библиотека не работала с детьми. Начиная с 2000-х годов, помимо основной деятельности по обслуживанию читателей и выдаче им книг, ГБУК «Владимирская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького» активно осуществляет дополнительное образование детей и взрослых.
В отделе гуманитарной литературы данного учреждения существует Студия творческого чтения «ЛЕВ». Это аббревиатура, которая расшифровывается как: «Литература Есть Вдохновение». Студия появилась в отделе гуманитарной литературы в 2017 году сначала как библиотечная студия БИБЛИОанимации. Теперь она успешно работает в творческом направлении как одна из современных форм привлечения детей к чтению.
Студия творческого чтения «ЛЕВ» начиналась как мультипликационная студия. Участники создавали мультфильмы на основе детских книг из фонда библиотеки.  
За время работы студии сотрудники провели множество мастер-классов. Новогодний квест для младших школьников включал в себя интерактивные задания около стеллажей с детскими книгами, а также новогодние мастер-классы, которые Вы видите на экране.
В студии проходят мастер-классы ко Дню Защитника Отечества и ко Всемирному женскому дню. Техники самые разные: декупаж, скрапбукинг, использование природных материалов, оригами и т. д.
Ко дню космонавтики традиционно проводятся занятия с детьми. Это и создание магнитов, и работа с цветным песком и блёстками, и лепка пластилином, и т. д. Летний сезон – рисование красками, мелом на асфальте, меловой крошкой и т. д.
Летняя историческая экспедиция соединила в себе краеведение с творчеством. Она включала в себя и беседы с детьми о книгах Владимирской области, и обсуждение маршрута адмирала М. Лазарева, и мастер-классы в самых разных стилях. Некоторые из них Вы видите на экране.
Осенний творческий сезон студии – это использование разноцветных листьев, и плетение из ниток на деревянных палочках, и поделки из фоамирана, и мн. др.
На данном слайде Вы видите некоторые афиши на мастер-классы от студии творческого чтения «ЛЕВ». Это расписания мероприятий на те или иные творческие сезоны или приглашение на конкретное занятие. Отметим, что каждое занятие с детьми сопровождается беседами о книгах.
В 2020 году в связи с особым режимом работы библиотеки и временным переходом её на удалённое обслуживание пользователей студия творческого чтения «ЛЕВ» временно перешла в виртуальный режим. Сотрудниками были подготовлены мастер-классы в формате видео: мастер-класс по созданию домашнего театра теней по мотивам «Сказки о рыбаке и рыбке», мастер-класс по созданию необычной подарочной упаковки для шоколадки «Шоколадница», а также создание прототипа аэростата по мотивам романа Ж. Верна «Пять недель на воздушном шаре» – «Пять минут на воздушном шаре». Один из мастер-классов «Книжная карусель» по мотивам русской народной сказки «Лиса и дрозд» состоял из трёх частей: творческое чтение сказки, разбор текста и создание сценария, создание страниц книжной карусели и создание декораций бумажных героев. Так получилась миниатюрная раскладывающая книга, которая при разворачивании выглядит как детская карусель. Мастер-класс «Книжный сундучок» показал, как самостоятельно создать такой сундук по мотивам русской народной сказки «Теремок».
В течение 2019 года юными участниками «ЛЬВА» было создано более 70 работ в разных творческих техниках, часть которых вошла в итоговый календарь. Данный перекидной календарь на 2020 год под названием «Творим круглый год! » был подарен всем ребятам, чьи работы его украсили. На каждой странице этого яркого календаря – одна из работ с интересной цитатой о творчестве.
Осенью 2020 года в рамках Международного месячника охраны природы сотрудники отдела гуманитарной литературы организовали фотоконкурс поделок из природных материалов «Волшебная осень» для детей младшего школьного возраста. В канун 2022 года студия творческого чтения «ЛЕВ» наградила участников арт-фотоконкурса поделок «Ёлки-иголки». Участникам было предложено создать свой шедевр по мотивам прочитанной сказки, сфотографировать полученное и прислать фото на электронную почту отдела гуманитарной литературы. Дипломы и подарки были вручены всем участникам.
· В данном исследовании мы выявили, что задача библиотек непростая: суметь создать гармоничную и интересную среду развития и обучения детей младшего школьного возраста через мотивацию к чтению, интерес к книге как к надёжному источнику информации; · важно закрепление основ работы с детьми в библиотеках на правовом уровне в «Руководстве по библиотечному обслуживанию детей в России» и применение этого документа в работе; · помимо основной деятельности по обслуживанию читателей и выдаче им книг, ГБУК «Владимирская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького» активно осуществляет дополнительное образование детей и взрослых, а также зрелищно-развлекательную деятельность; · в отделе гуманитарной литературы данного учреждения успешно существует Студия творческого чтения «ЛЕВ»; · благодаря различным техникам рукоделия, литературным квестам, книжным лонг-мобам и квизам, обращениям к онлайн-ресурсам, необычным подборкам детских книг занятия в Студии становятся увлекательными для детей и потому способны сформировать у них интерес к книге и чтению.
Перспективные направления: · вторая летняя экспедиция. Интерактивные занятия для детей по истории в рамках проекта «С книгой по родному краю»; · проведение мероприятий по комплекту настольных игр «Родина мастеров». Дети в игровой форме знакомятся с ремёслами Владимирской области; · занятия по практической журналистике для детей 11-12 лет под названием «Львы-журналисты в Научке». Планируется участие журналистов из СМИ Владимирской области.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
СЛАЙД ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА ВКР

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.