|
|||
Большая ваза. ЭрмитажСтр 1 из 2Следующая ⇒
Резьба - это вид декоративно-прикладного искусства и художественной обработки разных материалов – камня, кости, дерева и бересты. Изделия, созданные таким способом, ценятся и сейчас — некоторые работы равняются по стоимости ювелирным украшениям из ценных металлов. В статуэтках, вырезанных из кости, людей больше всего привлекают аккуратность, глубокое внимание к мелким деталям и естественность композиции, которая достигается благодаря неповторимым свой... ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА КАМНЯ Известно, что в древности, когда многие материалы были недоступны, камень играл важную роль в жизни людей. Из него изготавливались различные орудия труда, охоты и быта. Тогда обработка камня была достаточно примитивной: камень, как правило, обрабатывался другим камнем вручную. Хотя внешний вид каменных инструментов был не самым лучшим, но они прекрасно справлялись со своими задачами и значительно облегчали жизнь людей. История зарождения промысла На Руси промысел зарождался в XI-XII вв, уже в это время мастера-градодельцы и каменотесы создавали произведения, отличающиеся красотой и мастерством технического исполнения (например, детали внутреннего убранства храма св. Софии Киевской, диковинные рельефные изображения птиц, цветов, львов, грифонов, покрывающие верхнюю часть стен Дмитровского собора в г. Владимире, резной арочный фриз, опоясывающий церковь Покрова-на-Нерли близ Владимира). От XVII в. до нас дошли белокаменные резные наличники Грановитой палаты Московского Кремля, подоконники Теремного дворца в Кремле, архитектурные детали церквей в Останкине и в Филях, трапезной Симонова монастыря в Москве и т. п. При Петре I в Петергофе была основана первая фабрика по производству облицовочных материалов, идущих для нужд строительства в Петербурге. Несколько позднее, в 1726 г., в новом городе Екатеринбурге (Свердловске) была создана Шлифовально-гранильная фабрика, а при Екатерине II - Колыванская фабрика на Алтае.
Создание камнеобрабатывающих предприятий на Урале и на Алтае было обусловлено, с одной стороны, модой на камнерезные художественные изделия как монументального, так и камерного характера, с другой - огромными запасами цветного поделочного камня, месторождения которого были открыты в этих районах. Классификация поделочных камней Поделочными камнями называют породы камней, применяемые в архитектуре при отделочных работах и употребляемые при изготовлении декоративно-художественных изделий (драгоценные и полудрагоценные камни к ним не относятся). По степени сложности и трудоемкости обработки в зависимости от механических свойств и структуры камня различают твердый камень , камень средней твердости и мягкий. Твердые поделочные камни имеют показатель твердости по шкале Мооса от 5, 5 до 7, поверхность их нельзя поцарапать ножом; камни средней твердости имеют показатель твердости 3, 5-4 и их легко можно поцарапать ножом; мягкие камни, имеющие показатель твердости 1, 5-2, 5, также можно легко царапать ногтем и резать ножом.
На предприятиях Урала и Алтая изготовлялись в XVIII в. архитектурные детали и колонны для Зимнего дворца, мраморные плиты и колонны для Мраморного дворца в Петербурге; позднее выполнялся ряд заказов для Большого Кремлевского дворца в Москве и детали галереи из синего мрамора в Царском Селе близ Петербурга. Со второй половины XVIII в. одним из излюбленных элементов украшения фасадов и внутренних помещений дворцов у русской знати стали декоративные вазы , преимущественно из уральского камня: травянисто-зеленой с волнообразными белыми полосами ревневской яшмы; кроваво-красной с темными и белыми прожилками орской яшмы, полосатой ямской яшмы; розового с черными дендритами орлеца (дендриты - кристаллы, напоминающие ветви деревьев или хвою); темно-голубого или синего с белыми и золотистыми вкраплениями лазурита; темно-зеленого с узором в виде концентрических овалов и лентообразных тоновых полос малахита, о сложности добычи и обработки которого сложены десятки легенд: серо-зеленого прозрачного нефрита, считавшегося в древности вечным камнем, обладавшим чудесными свойствами; наконец, порфира и мрамора различной окраски - белого, серого, темно-зеленого, темно-красного и черного.
Каменные вазы нередко достигали полутораметровой высоты и имели до двух метров в диаметре. Красота природного камня в них сочеталась с красотой силуэта и усиливалась благодаря пластической обработке поверхности и наличию литых скульптурных деталей из золоченой бронзы. Над некоторыми каменными диковинами мастера-каменотесы, гранильщики, шлифовальщики работали десятки лет. Большая ваза. Эрмитаж Большая ваза, изготовленная из серо-зеленой ревневской (алтайской) яшмы. Ее эскиз создал архитектор Мельников. Ваза выполнена из монолита, изготавливалась на протяжении 15 лет (1829-1843). Яшма – исключительно твердый материал и с трудом поддается обработке даже на современных станках. Размеры вазы – 5 х 3, 25 метра, вес- 19 тонн. Большая ваза очень изящна и не кажется тяжеловесной. Ее украшает тончайшая резьба. По преданию, в октябре 1917 года в ней прятался глава Временного правительства Керенский до того, как он тайно бежал из Петрограда на автомашине американской миссии. Вазу установили во дворце раньше, чем возвели кровлю. Для доставки этого шедевра в Петербург запрягали от 120 до 160 лошадей одновременно. Одной этой вазы было достаточно, чтобы снискать Эрмитажу мировую славу.
|
|||
|