|
|||
ДРЕВНИЙ ФЛАГ СОЧИ
Кудин М. И. ДРЕВНИЙ ФЛАГ СОЧИ Древних письменных источников в которых так или иначе упоминается территория будущего города Сочи крайне мало и сведенья их очень скудны. По ним мы можем лишь предположительно судить какие племена в прошлом населяли эту территорию, как звучали названия рек, мысов и крепостей. Долгое время считалось, что впервые имя Сочи упоминается в сочинении турецкого путешественника Эвлия Челеби в 1641г. (Эвлия Челеби, 1983, с. 51). Но как показали исследования Н. В. Кондрякова и А. С. Кизилова название Сочи, в той или иной форме встречается на средневековых компасных картах XIV-XVIвв. ( Кизилов, Кондряков, 2013, с. 57). По древним картам можно узнать не только древние названия и их локализацию. Исследователи пытаются использовать морские карты для восстановления социально-политических процессов. И здесь, основным инструментом реконструкции политической ситуации в регионе являются изображенные на компасной карте флаги. Символ государственного суверенитета, флаг, помещенный над тем или иным пунктом, может многое рассказать о его административном, торговом или государственном значении. Появление новых флагов или замена одних другими фиксирует политические перемены в регионе. Известны случаи, когда картографы намеренно искажали существовавшие политические реалии, как, например, игнорирование захвата Константинополя турками и упорное помещение над городом знамени Палеологов, а над Перой – Генуи. Но нельзя забывать, что миниатюры флагов реющих над портами на графических полях, должны были служить немаловажным ориентиром для лоцмана – что ожидает на берегу корабль и команду? И в основном, до середины XV в., флаги на картах соответствовали реальной политической ситуации (Фоменко, 2011, с. 153). На восточном побережье Черного моря на средневековых картах чаще всего флагами отмечены два города Севастополь (Сухум) и Фазис. Обилие разных флагов на картах над Севастополем говорит о его важности как торгового так и политического центра. Древние флаги зафиксированные на генуэзских портоланах над Севастополем послужили основой для создания государственного флага республики Абхазия и Абазинского района Карачаево-Черкессии. Над территорией города Сочи, над топонимом Альбазихия изображение флагов встречается два раза. Этот факт отмечает в своей монографии И. К. Фоменко (Фоменко, 2011, С. 370, 372) Генуэзский белый флаг с крестом св. Георгия изображен над Альбазихией на морской карте 1560 года португальского картографа Диогу Хомема. И хотя И. К. Фоменко считает данный флаг скорее всего декоративной деталью не подчеркивающим значимость топонима, поскольку на более ранних портоланах этот город не выделяется даже красным цветом (Фоменко, 2011, С. 207), на самом деле это не так. Поскольку на другой карте этого же времени над Альбазихией появляется изображение интересного флага, относящегося по всей видимости к местному правителю. Это карта португальца Жоао Фреира 1546 года (рис. 1). Рядом с Альбазихией на ней обозначен и порт Сачо (pt. Sacho). Н. В. Кондряков и А. С. Кизилов отмечают, что AlbaZechia на старинных картах, является соседним пунктом с Сочи, а на карте Joan Oliva 1590 года даже обозначена в форме AlbaSochia (Кизилов, Кондряков, 2013, с. 57 ). Другие исследователи средневековых портуланов так же локализовали Альбазихию в нынешних административных границах города Сочи (Лавров, 1982, С. 173 – 175; Волков, 2006, С. 377). А. Ю. Гордеев проведя подробный топонимический, картографический и исторический анализ 244 рукописных карт портуланов охватывающих этот регион пришел к выводу, что один из наиболее часто применявшихся топонимов alba zechia локализуется в районе п. Лазаревское (Гордеев, 2013, С. 39 ). По видимому к XVI веку роль в регионе Альбазихии возрастает. Кроме указанных карт с изображением флагов над Альбазихией, ее название, как правило выделяется красным цветом, как наиболее важного торгового и политического центра, например на карте Fernao vas Dourado 1570года. Возможно, что именно отмеченную красным на картах XVI века Альбазихию (Абадзехию-Абаза) в начале XVII века имеет в виду Д, Асколи когда пишет: «Но со всем тем торговцы Черного моря богатели и богатеют в двух главных морских стоянках более, чем в других. Одна из них Аббаза, приморский город Чиркассии, стоит на самой границы Менгрелии… Туда приезжают в июле или августе торговцы из Константинополя, Татарии и других мест Черного моря, ибо в это время там бывает как бы ярмарка, на которую привозят домашнюю утварь ручной работы, дешевые материи для одежды и много копченой рыбы из Татарии, так как в их море нет рыбы. Купцы же вывозят оттуда отличный мед, прекрасные нитки для выделки полотна, но довольно простого, рабов, воск и получают такую прибыль, что затративший 100 реалов выручает 300. » (Д, Асколи, 2006, С. 56). Из приведенного далее подробного перипла Д, Асколи следует, что порт Аббаза расположена в 90 милях от Сухуми (Эски Сумуни). З. В. Анчабадзе локализует его в устье р. Шахе (Анчабадзе, 2010, С. 526), хотя по описанию Д, Асколи Аббаза находится между Гаграми (Дервен) и Мамай-кале (Маматала). На картах с конца XVII века вместе с Мамай кале появляется большой город с крепостью. Этот город и порт носит имя Abassike, Batan-Abasse, Wetan-Abasa, посто Batan. Названия Альбазихия и Маурозихия обычно переводятся как Белая и Черная Зихия по названии проживавшего на побережье племени зихов. Но вполне возможно и фиксирование таким образом иностранцами названия страны (племени, портопункта-крепости) - Абадзехия. Нахождение в указанные временные рамки на побережье сообщества с самоназванием абаза не вызывает сомнения (Лавров, 2009, С. 34-35). Интересную версию высказал А. С. Кизилов, предложивший переводить топоним alba zechia как «светлая (просвещенная) зихия» в противопоставлении «Темной (черной) зихии». Действительно, если на территории города Сочи, до Лоо, археологически фиксируется множество христианских храмов (Кудин, 2007, С. 134), то севернее в «темной» (непросвещенной) зихии остатки единичных древних храмов известны лишь в районе р. Нечепсухо и то, неизменно на побережье, под защитой крепостных стен. Побывавший здесь ок. 815-820гг. Епифаний Монах говорит об упадке христианства в Никопсии и у зихов, «жестоких и доныне наполовину неверующих» (Виноградов, 2013, с. 172). Что же за символика отражена на флаге Альбазихии («просвещенной» Зихии)? Учитывая, что большинство исследователей связывает население этого района с абазинами (Лавров, 2009, С. 34-35; Анчабадзе, 2010, С. 442; Сивер, 2002, С. 42) можно предположить, что на флаге нашло отражение изображение родовой тамги наиболее важного здесь княжеского рода – князей Лоовых. Фигура простого круга, являющаяся их тамгой, по мнению Ш. Д. Инал-ипа, одна из древнейших абхазских знаков-тамг. Некоторые исследователи считают, что именно из рода Лоовых ведет свое происхождение царь Абхазии Леон (Бгажба, Лакоба, 2007, С. 168). Флаги с изображением тамг широко представлены на средневековых картах Черного моря над городами которыми владела Золотая орда. У горцев Западного Кавказа тамга играла роль герба и печати, изображалась на знаменах вождей. О. Даппер, посетивший Абхазию в начале второй половины XVII в. обратил внимание на то, что у абхазов на одном из холмов территории объединенной группы хозяйств (15-20), окруженной частоколом и рвами " водружался опознавательный символ", который, несомненно, был или стягом со знаком рода в верху древка, или, что вернее, был знаменем с большой тамгой в центре полотнища, чтобы хорошо было видно издалека. Здесь он выступал, в первую очередь, как отличительный опознавательный символ. На древнем флаге Сочи изображены две одинаковых тамги-круга, но разного цвета. Возможно, это связано с изображением тамг правящих городом (местностью) двух родственных родов неразрывно связанных друг с другом. Примечательно, что в составленной Ш. Б. Ногмовым по преданиям кабардинцев «Истории адыхейского народа» упоминаются связанные с этим районом опские или абазинские князья Аше и Шаше которым оказывал милости и отличал князь Инал (Ногмов, 1994, С. 95). Эти абазинских князей исследователи связывают с абхазскими княжескими родами Ачба и Чачба, так же тесно связанных между собой (Инал-Ипа, 1965, С. 183). В абхазских исторических преданиях и сказаниях упоминается, что первыми абхазскими правителями-царями, были Лау-Ачба, после Лауов страной стали править Чачба. В подтверждение этому абхазы говорят: «Не сказав Ачба, нельзя говорить Чачба». ( Шакрыл, 1960, С. 180). Интересно, что тамги Лоо, Ачба и Чачба имеют полное совпадение форм. Чтобы передать родовые отличия к кругу обычно добавляли различные детали – крест, зигзаг, линию, создавая новую тамгу. В данном случае единство и различие двух главных владетельных родов на флаге подчеркнуто различием цвета кругов и разделенного надвое полотнища. Конечно, толкование символики на флаге, всего лишь предположение. Но сам древний флаг Сочи, должен занять достойное место в истории города.
|
|||
|