|
||||||||||
24. Из предложений 12-16 выпишите фразеологизм.
№4 Прочитайте текст и выполните задание 1-3 Величие идей Гильберта и […] заслугу перед своим временем нам сейчас даже трудно вообразить. Самой значительной из них явилось то, что он впервые в истории, задолго до Бэкона, считавшегося родоначальником «индуктивного» метода в науке, провозгласил опыт критерием истины и все положения проверял в процессе специально поставленных экспериментов. Понятие об эксперименте как основе исследования было в то время неизвестно. Признавалась тогда лишь аристотелевская созерцательная наука, направленная на доказательство существования бога да на решение насущных проблем типа: сколько чертей может уместиться на острие иглы? В европейских городах сжигались сотни «ведьм» и «колдунов», причем в качестве доказательства принадлежности к «нечистым» принимались, например, и такие: «Старуха такая-то замечена в том, что подбирала конский помет, - наверное, чтобы околдовать хозяина этого коня». Или просто: «Уж очень подходящий цвет лица у него для сношения с нечистым». Написать в те времена трактат об электричестве и магнетизме да ещё утверждать, что Земля - магнит, да еще проверять все теоретические построения на опыте, исходить из опыта - это был действительно научный подвиг. Надо сказать, Гильберт не недооценивал своих заслуг. Впервые в практике книгопечатания он поставил свое имя перед названием книги. И никто его за это до сих пор не осудил.
1. Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в 1 предложении. Запишите его.
2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) История. Действительность в ее развитии, движении. Законы истории. 2) Основа. Опорная часть предмета, остов. Железобетонная основа конструкции. 3) Решение. Заключение, вывод из чего-н. Прийти к окончательному решению. 4) Практика. Приёмы, навыки, обычные способы какой –н. работы. П. преподавания. Существующая судебная п. 5) Осудить. Выразить неодобрение кому-чему -н., признать плохим. О. неблаговидный поступок.
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верныехарактеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов. 1) Для текста характерно широкое распространение безличных предложений — личная манера изложения уступила место безличной, например, таковым является первое предложение (Величие идей Гильберта и […] заслугу перед своим временем нам сейчас даже трудно вообразить. ) 2) Встречающиеся словосочетания имен существительных, в которых в функции определения выступает родительный падеж имени (критерий истины) преследуют цель сжатия текста, увеличения объема информации при сокращении объёма текста. 3) По жанру текст представляет собой репортаж. 4) Для лексики текста характерно использование образных средств, переносного значения слов, слов с яркой эмоциональной окраской. 5) Текст относится к научному стилю речи, так как основные цели автора -сообщить информацию, имеющую практическое значение.
4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 1) донЕльзя2) осведомИшься3) приручЁнный4) закупОрить5) налитА
5. В одном из предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Запишите слово правильно. 1. Южное побережье Крымского полуострова славится КОМФОРТНЫМ субтропическим климатом средиземноморского типа. 2. Мишень, в которую предназначено ей попасть, была очень МИКРОСКОПИЧНА. 3. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ труд - это труд, создающий материальные блага и продукты интеллектуальной деятельности. 4. Выращивание тюльпанов в Голландии - очень БЛАГОДАРСТВЕННОЕ занятие: тюльпаны не просто символ страны, но и источник дохода. 5. Императорские мантии для ЦАРСТВУЮЩИХ особ имеют вид длинных плащей без рукавов, сделанных из золотого глазета.
6. Исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Когда началась революция, Александр Грин искренне радовался ей, но прекрасные дали нового будущего были ещё неясно видны, а писатель принадлежал к людям, страдающим вечным нетерпением.
7. В одном из выделенных слов допущена ошибкав образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. ПРОПОЛОЩИ бельё известные ПРОФЕССОРАЗАСЕМИпечатями САМЫЙ МАЛЕНЬКИЙ гном ИСКОМЫЙ вариант
8. Установите соответствие между предложениями и ошибками. А) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом Б) ошибка в построении предложения с однородными членами В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
1) Революция в науке началась благодаря появления новых статистических методов. 2) В. Набоков часто рассказывал о шахматных композициях в своих литературных произведениях, прежде всего в романе «Даре» и мемуарной книге «Других берегах». 3) Готовясь к экзаменам, мы не один день провели в читальном зале библиотеки. 4) Прочитав статью о достопримечательностях Таганрога, возникло желание увидеть всё собственными глазами. 5) Литота -приём внешне противоположный гиперболе, но по сути являющийся её закономерной разновидностью. 6) Фестиваль детских театров, который прошёл в конце прошлого сезона, стал настоящим праздником. 7) Все, кто стоял в очереди, продолжал молчать. 8) Сергей рассказывал о своём любимом романе - о «Степном волке» Германа Гессе. 9) Музеи городов должны не только сохранять квартиры великих людей, но и простых людей.
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов 1) вл.. жение, изг.. товить, оп.. здать 2) бесп.. лезный, ск.. чкообразные, з.. ря 3) соб.. рает, соч.. тать, т.. рпеливый 4) откл.. ниться, сотв.. рить, тр.. стинка 5) осн.. щенный, неприк.. саемый, м.. нифест
10. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. 1) пост.. мпериализм, меж.. рригационный, спорт.. гра 2) бе.. форменный, .. дача, бе.. возвратно 3)во.. кликнуть, ра.. шить, .. держать 4) с.. мпровизировать, вз.. мать, без.. тоговый 5) пр.. бывать (в недоумении), пр.. вратность, пр.. умолкнуть
11. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. 1) вычист.. шь, назнач.. вший 2) посе.. шь, наполн.. вший 3) затащ.. шь, обид.. вший 4) танцу.. шь, преследу.. мый 5) терп.. шь, ненавид.. л
12. Укажите варианты ответов, в которых пропущена одна и та же буква. 1) запасл.. вый, миндал.. вый 2) выздоравл.. вать, подмиг.. вать 3) уз.. ий, близ.. ий 4) стульч.. к, парашют.. к 5) затемн.., слев..
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Роман с наслаждением думал о том, что ему предстоит продолжить (НЕ)ОКОНЧЕННУЮвчера работу. Во всех движениях механика чувствовалась какая-то (НЕ)УВЕРЕННОСТЬ. В сгустившихся сумерках уже (НЕ)ВИДНЫ силуэты людей. Экспедиция (НЕ)ДОЛЖНА была приступать к работе. Мартовский день с капелью и солнцем внезапно сменился студёным, совсем (НЕ)ВЕСЕННИМ вечером. 14. В каком предложении оба выделенных слова пишутся СЛИТНО? Вдоль реки несётся опьяняющий запах лип: как БУД(ТО) ГДЕ(ТО) за сотни километров зацвели липовые леса. Вчера мы не расспросили про дорогу (НА)ЗАВТРА, и теперь нам пришлось идти (НА)УГАД. ОТКУДА(ТО) издалека надвигалась ночь, и окружавший нас лес стал (ПО)НЕМНОГУ темнеть. Сторона, (ПО)ВИДИМОМУ, была глухая: везде виднелся лес, а полей (ПО)ПРЕЖНЕМУ не было. Саргассы, (В)ОТЛИЧИЕ от большинства крупных водорослей, не прикрепляются ко дну, а плавают (В)ТОЛЩЕ воды.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. В одно тума(1)оеветре(2)ое утро задрожала земля под копытами татарской ко(3)ицы, и, не потеряв ни одного человека убитым или ране(4)ым, степняки унеслись в пустоту своей никому уже не интересной судьбы.
16. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 1. Глянули звёзды и месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру. 2. Мы взяли по корзине и пошли в лес собирать грибы и ягоды. 3. Медленно поднимался туман и матовой пеленой застилал всё доступное для глаз. 4. Вдалеке слышались чьи-то голоса и звук топора дровосека. 5. Над Енисеем солнечно мерцало и сквозь это мерцание едва проглядывали кроны деревьев по ту сторону реки.
17. Укажите цифры, на месте которых должныстоять запятые. Алексей останавливался(1) цепенея и (2) пошатываясь из стороны в сторону(3) затем(4)больно закусив губу(5)приводил себя в сознание(6) и снова делал несколько шагов(7) с трудом выволакивая ноги. 18. Укажите цифры, на месте которых должныстоять запятые. Иногда придёт мысль, которая (1) кажется (2) верной, но боишься поверить ей. Однако(3) потом видишь, что та мысль, которая (4) быть может (5) и странная, на самом деле самая простая истина. 19. Укажите цифры, на месте которых должныстоять запятые. С тех пор каждый раз (1) когда мы где-нибудь сталкиваемся с композитором (2) он без смеха не может вспомнить этот случай (3) невольными свидетелями которого (4) мы стали. 20. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Последние метры пути показались Константину особенно трудными (1) но (2) когда они были пройдены (3) и показалась горная вершина (4) то стало очень хорошо на душе. 21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Дивеево - это маленький населенный пункт, который находится в Нижегородской области. (2)В начала XIX в. история Дивеево развивалась под влиянием преподобно-го старца Серафима. (3) В этом же веке был построен монастырь - появился Троиц-ий собор. (4)Он славится наличием большего числа монастырей, соборов и других святынь. (5)Это центр религиозного паломничества, он почитается верующими людьми. (6)Поселок наполнен разнообразными тайнами и загадками - здесь царит особая атмосфера. (7)Именно поэтому сюда туристы приезжают со всех уголков планеты. (8)Поселок может похвастаться наличием большого числа добродушных жителей, удивительных живописных пейзажей, вкусной выпечкой, сувенирами.
Прочитайте текст и выполните задания 22-27. (1)Каждый человек есть живой излучающий личный центр. (2)Каждый взгляд, каждое слово, каждая улыбка, каждый поступок излучают в общий духовный эфир бытия особую энергию тепла и света. (3)И даже тогда, когда человек, по-видимому, ни в чём не проявляя себя, просто находится рядом, мы осязаем посылаемые им лучи. (4)И притом тем сильнее, тем определённее и напряжённее, чем значительнее и своеобразнее его духовная личность. (5)Получая первое восприятие чужой антипатии, мы чувствуем, что посылаемые нами жизненные лучи не приемлются другим человеком, отталкиваются или упорно не впускаются им в себя. (6)Это уже неприятно и тягостно. (7)Это может вызвать в нас самих некоторое смущение или даже замешательство. (8)В душе возникает странное чувство неудачи, или собственной неумелости, или даже неуместности своего бытия. (9)Воля к общению пресекается, лучи не хотят излучаться, слова не находятся, жизненный подъём прекращается, сердце готово замкнуться. (10)Замкнутые и малообщительные люди нередко вызывают такое чувство у общительных и экспансивных людей даже тогда, когда об антипатии не может быть и речи. (11)Но антипатия, раз только возникнув, обостряется до враждебности, сгущается в отвращение и углубляется до ненависти. (12)Когда я встречаюсь в жизни с настоящею ненавистью ко мне, то во мне просыпается чувство большого несчастья, потом огорчение и ощущение своего бессилия. (13)Вслед за тем я испытываю настойчивое желание во что бы то ни стало уйти от своего ненавистника, исчезнуть с его глаз, никогда больше с ним не встречаться и ничего о нём не знать. (14)Если это удаётся, то я быстро успокаиваюсь, но потом скоро замечаю, что в душе осталась какая-то удручённость и тяжесть, ибо чёрные лучи его ненависти всё-таки настигают меня, проникая ко мне через общее эфирное пространство. (15)Тогда я начинаю невольно вчувствоваться в его ненавидящую душу и вижу себя в её черных лучах их объектом и жертвою. (16)В духовном эфире мира образовалась рана; надо исцелить и зарастить её. (17)Мой ненавистник должен простить меня и примириться со мною. (18)Он должен испытать радость от того, что я живу на белом свете, и дать мне возможность радоваться его бытию. (19)Ибо, по слову великого православного мудреца Серафима Саровского, «человек человеку - радость». (20)Прежде всего мне надо найти и установить, нет ли и моей вины в том, что мы оба теперь страдаем: он, ненавидящий, и я, ненавидимый? (21)Может быть, я нечаянно задел какую- нибудь старую, незаживающую рану его сердца? (22)Вслед за тем мне надо простить ему его ненависть. (23)Я не должен, я не смею отвечать на его чёрный луч таким же чёрным лучом презрения и отвержения. (24)Мне не следует уклоняться от встречи с ним, я не имею права на бегство. (25)Отныне я буду встречать луч его ненависти белым лучом, ясным, кротким, добрым, прощающим и добивающимся прощения. (26)Я должен обходиться с моим ненавистником так, как обходятся с тяжело больным человеком, не подвергая его новым, добавочным страданиям. (27)Я должен посылать ему в моих лучах понимание, прощение и любовь до тех пор, пока он не восстановит оборванную им нить, ведущую ко мне. (28) Ненависть исцеляется любовью и только любовью. (29)Луч настоящей любви укрощает диких зверей. (30)Излучение любви действует умиряюще и обезоруживающе. (31)Напряжение злобы рассеивается: злой инстинкт теряется, уступает и вовлекается в атмосферу мира и гармонии. (32)Всё это не пустые слова: любовь заклинает бури и умиротворяет духовный эфир вселенной. (33)А если однажды это состоится, ненависть его преобразится и рана духовного эфира исцелится и зарастёт. (34)Тогда мы оба будем радоваться радостью избавления и услышим, как высоко над нами всё, ликуя, празднует до самого седьмого неба, ибо Божия ткань любви едина и целостна во всей Вселенной. (По И. А. Ильину) Ильин Иван Александрович (1883-1954) - русский философ, писатель, публицист, автор книги «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний». 22. Какие высказывания соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1. На ненависть окружающих следует отвечать такой же неприязнью. 2. Не все люди способны излучать в духовный эфир бытия свою энергию. 3. Человек, который тебя ненавидит, заслуживает любви и прощения. 4. Ненависть не может быть исцелена любовью. 5. Излучение любви приводит к тому, что напряжение злобы рассеивается.
23. Какие утверждения являются ошибочными? Укажите номера ответов. 1. Предложение 19 содержит объяснение высказанного в предложении 18 суждения. 2. Предложения 33-34 содержат рассуждение. 3. Предл. 31 содержит подтверждение высказанного в предл. 30 суждения. 4. Предложения 20-25 содержат повествование. 5. Предложения 1-2 представляют собой описание.
24. Из предложений 12-16 выпишите фразеологизм. 25. Среди предложений 12-16 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза и указательного местоимения. Напишите его номер. 26. «Используя такой прием, как (А) _____ (предл. 19), и такой троп, как (Б) _____ («чёрные лучи его ненависти» в предложении 14), И. А. Ильин вовлекает читателя в обсуждение поставленных проблем. (В) _____ («на белом свете» в предложении 18) и такое синтаксическое средство (Г) _____ (предложения 3, 21) помогают автору сделать свои выводы более доказательными». Список терминов: 1. Метафора 6. вводные слова 2. ряды однородных членов7. экспрессивный повтор 3. противопоставление8. восклицательное предложение 4. эпитеты9. цитирование 5. фразеологизм
Часть 2. 27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру- иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его. Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ответы:
1 – его 2 – 145 3 – 125 4 – 135 5 – благодарное 6 – нового 7 – за семью 8 – 49271 9 – 145 10 – 13 11 – 14 12 – 234 13 – 34 14 – назавтранаугад 15 – 13 16 – 15 17 – 13457 18 –45 19 – 123 20 – 14 21 – 36 22 – 35 23 – 45 24 – во что бы то ни стало 25 – 14 26 – 9156
|
||||||||||
|