Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Витков Владимир Николаевич. на Архангельском Севере. Чудь заволочная



Витков Владимир Николаевич

Чудь

на Архангельском Севере

Чудь

 

Чудь (чуждые, чужие) – так древние славяне называли племена и народности разной этнической принадлежности, входящие в их сообщество или культурное пространство. Слово чудь имеет готское происхождение и означает «человек, люди». Готы (геты) входили в состав Дакского государства, разгромленного Римом в 106 году. Спасаясь от полного истребления они бежали на Север к берегам Венетского залива, так тогда называли Балтийское море, в земли Венетов (северных славян). Венеты перевезли большую часть из них на остров, получивший название Готланд. Венеты сначала стали называть их чудью, а затем так стали называть и другие подобные племена.

Чудь заволочная

      

Архангельский Север – Заволочье, в то время входил в племенной союз, возглавляемый венетами с главным городом Венето, находящийся на Балтике.

Родоплеменные группы на Севере располагались вперемешку, по соседству чётких границ не было. Благо, обширная малозаселенная территория это позволяла. Такой народности как чудь среди них было четыре: чудь красная, чудь белоглазая, чудь черноволосая и чудь чёрная. По народной терминологии.

             Чудь красная

 

  Самая древняя и малочисленная, потомки андов. Это были люди крепкого телосложения, физически сильные и способные переносить арктические морозы. От постоянного нахождения на морозе, под жгучим северным ветром, на солнце, кожа их лица и кисти рук приобретали красный цвет. По этому признаку их и назвали «красная чудь». Они жили небольшими семьями по побережью Белого моря. Всего этой народности было семей двадцать, то есть не более двухсот человек. Это был морской народ, занимающийся, в основном, морским промыслом, в том числе, ловили рыбу. Они знали море с его крутым нравом и не боялись его. В силу своей малочисленности больших судов они не строили. Но даже на маленьких лодках они выходили далеко в море, даже в Студёный (Дымящийся) океан и на далёкие острова. Мореходы чуди оставили нам много морских названий: Кандалакша – «большой залив», Яреньга – «молодая вдова» или женщина, надолго оставшаяся без мужа. В начале 800-х годов в Белом море стали вести свой промысел западные славяне – поморяне. Они стали строить варницы – варить соль и снабжать ею весь Архангельский Север. Сначала они вели сезонный промысел, а вскоре появились и постоянные поселения.

   С красной чудью новые переселенцы наладили добрососедские отношения, появились даже совместные места проживания. Например, Пертоминск – от слова перт – «преть, парить», местное название бани по-чёрному. Мина – это слово принесено с Запада и означало «подземный ход». Пертоминск – варница, подземная баня, где выпаривали соль. Постепенно они слились друг с другом. Благодаря этому сохранились древние названия и мифология. А опыт освоения Арктики не был утерян и позволил быстро восстановить утраченные позиции. Так исторически сложилось, что западная часть побережья Белого моря не входила в состав чуди заволочной. Она управлялась напрямую из Великого Новгорода. По народному преданию красная чудь ушла на Новую Землю и стала там невидимой. Лодки-чижанки (чудинки), на которых вела свой промысел эта чудь, строят на Белом море до сих пор.  

 

              Чудь белоглазая

     

Это была самая многочисленная чудь.

Носители ананьинской культуры, пришедшие с берегов Камы, где они жили в небольших городках. Вероятно, одна из родоплеменных групп невров. Невры – остатки доскифского индоевропейского населения, уничтоженного скифами и сохранившиеся в более северных районах. Название происходит от слова нер-, нар- «вода, река». Геродот описывал невров, и подчеркивал, что обычаи у них скифские. Они покинули свою землю из-за расплодившихся змей и вынуждены были поселиться у будинов. Скифы и греки считают их колдунами, оборотнями, которые ежегодно на несколько дней превращаются в волков. Это очень напоминает проявление икоты. Ананьевцы подходят под это описание и предрасположенность к икоте на Север, вероятно, принесли тоже они.

  Ананьевцы участвовали в торговле по Волге, организованной скифами. Они были хорошими металлургами. Вот почему сначала бронзовые, а затем железные топоры расходились по всему Северу: на Северной Двине, берегам Белого моря и Скандинавии. Скифы привлекали их в свои походы по сбору пушнины. В местах их пребывания на Двине и берегах Белого моря находят черепки глиняной посуды Ананьинской культуры. Во 2-м столетии до н. э. сарматы разбили скифов и начали поголовно уничтожать их и союзные им племена. Ананьинцы покинули реку Каму и перебрались в верховья Печоры. Было их тысячи полторы. Для тогдашнего Севера это была очень большая численность. Это не было бегством, а продуманным переселением. Гегемония скифов закончилась, и Северная Двина оказалась свободной территорией. Переселенцы на речных лодках по пустынной Вычегде вышли к Северной Двине, обойдя заселенные реки Сухону и Юг, где бы их не пропустили. На Двине они заняли местность между реками Верхняя и Нижняя Тойма. На Севере морозы уже начали отступать, и можно было уже заниматься земледелием. Где и был создан их земледельческий центр. Особенностью переселенцев была замена в названиях буквы «-н» на «-м». Первоначально реки назывались Тойна. На покинутой ими Каме также есть река Тойма. Еще одна группа спустилась по реке Пинеге, которая была рядом, и перекрыла Двину с другого конца. Почти вся река оказалась под их контролем. Там возник торговый центр, место сбора пушнины. Им стал городок Уйма. Изменённое название Нова Уйна. Так изначально называлась Северная Двина. Еще одна группа перебралась по реке Ваге к местам, где были значительные выходы болотного железа. И построили городок Шенкурск (Шен – «осоковое болото», Курья – пересохшее или пересыхающее русло реки), ставший центром его производства. Изделия из железа начали расходиться по всему Северу. Больше всего чудских слов сохранилось именно в Шенкурском районе. После скифов Архангельский Север перешел под контроль балтийских венетов. Скоро их корабли пошли по Двине и другим северным рекам. Венеты восстановили меховой путь, но по другому маршруту. Северный мех пошёл на Балтику в обход неспокойных, потрясаемых кочевыми племенами степей Причерноморья. Со временем венеты стали называть новых жителей Двины Чудь белоглазая. Чудские городки стали появляться по всей Северной Двине. Большая часть Севера тогда была зоной рискованного земледелия, и добыть много продовольствия не получалось. Поэтому их поселения были небольшие, человек по 50, имеющих родственные связи. Свои городки они строили на возвышенности и ограждали их частоколом. Скота держали в хозяйстве также не много. Зимой его приходилось держать в теплых закрытых помещениях. А небольшим количеством людей много кормов на зиму заготовить было невозможно.

   Огромную роль в жизни чуди играла охота на лесных зверей, особенно пушных. Шкуры выделывались и обменивались на необходимые продукты и вещи. Занимались и сами торговлей. Их названия стали появляться в других местах Севера. Река Низень стала называться Мезень. Чудь не была морским народом, но на своих небольших лодках они выходили в Белое море и проводили торгово-обменные операции с местными жителями. Там также появились их названия. Например, Лопшеньга – «лопь» (лопотать, саамы), «шен» - осоковое болото.

В 11-м веке произошло массовое переселение новгородцев на Архангельский Север. Новгородцев было в несколько раз больше чуди белоглазой. Да и на Двине было много более ранних русских поселений. Разницы между ними было уже очень мало: говорили на схожих языках, имели длительные связи, вели схожее хозяйство, да и внешне мало отличались. И чудь белоглазая очень быстро смешалась с новой волной переселения. Оставив о себе очень много преданий, особенно о кладах. Это связано с их похоронными обрядами. Схожими со скифскими. Тела умерших соплеменников они хоронили в землю и могилы засыпали землей вперемешку с золотыми и серебряными монетами  и золой поминального костра. Сейчас их ошибочно принимают за клады. Остался обычай вырезать на коньке крыши дома голову коня. Соседние племена делали его в форме головы птицы или солнечной лодьи, похожей на птицу. Ещё осталась икота, одновременно болезнь и дар. По народному поверью чудь белоглазая ушла под землю.

Окончание следует. Описание оставшейся чуди читайте в следующей статье.  

 

Владимир Николаевич Витков, г. Архангельск, 1 июля 2020г.

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.