|
||||
Вот! Седмурча! Здесь, а не в Заре и Квачах, как на некоторых картах. Это важно!Стр 1 из 2Следующая ⇒
БРЫЗГАЛОВО. ОКРЕСТНОСТИ. КОСАЯ МОЖГА
В ревизских сказках и переписных книгах Вятского Края (2-я ревизия) за 1744-1747 гг на территории Казанской губернии Казанского же уезда упоминается деревня Кайсы Можга (варианты перевода: «кайсы» (тат. ) – «какой-то», «некоторый», «кайсы» (удм. ) – «клёст») с государственными ясашными вотяками числом душ мужского пола 29 человек. Через сто лет в 1859-1873 гг Косомажгинская деревня (Кусомажга) на речке Седмурча выросла до 39 дворов (109 мужчин, 120 женщин), имея при этом две мельницы.
Вот! Седмурча! Здесь, а не в Заре и Квачах, как на некоторых картах. Это важно! Второе – в 9, 8 км находился населённый пункт Верхняя Кусо-Какся. Приставка «Кусо» и есть основополагающий элемент, превратившийся сегодня в «Косая» (Можга)
«Книга Вятских родов» В. А Старостина 1891 г. Упоминаются фамилии: Клабуковы, Шмаковы, Костылевы в деревне Косо-Можга Волипельгинской волости Косинского района. Семей - 45, жителей - 238. Для справки. Вятская губерния - Малмыжский уезд - Волипельгинская волость включала в себя районы: Водзи-Моньинский, Волипельгинский, Гыбданский, Косинский, Мокрецовский, Ново-Биинский и Ново-Брызгаловский. В Косинский район входили 11 населённых пунктов по реке Седмура (Седмурча), в её верховьях. «Косинский» – это, конечно, «Косоможгинский» на наш, сегодняшний лад. И, значит, Косая Можга была на уровне Брызгалова и Новой Бии. Вот так-то! Перепись населения 1926 года: Вотская Косо-Можга Брызгаловского сельского Совета, 72 хозяйства, 180 мужчин, 195 женщин, из них 282 удмурта, 1 татарин. 1955 год – Удмуртская Косая Можга 1957 год – Косая Можга 2010 год – Косая Можга, всего жителей - 15 мужчин, 13 женщин Из раздела «Книга Памяти жертв политических репрессий в СССР», персоналии из этого населённого пункта: Селиванов Илья Данилович, 1885 г Трушков Иван Павлович, 1874 г Трушков Степан Павлович, 1886 г
Косая Можга для брызгаловских жителей ассоциируется, в первую очередь, с дорогой в Ижевск. А именно, Косая Можга – это ровно полпути до станции Лыштанка, начальным пунктом путешествия в большой мир, что в гости, что на учёбу, что на работу. Узкоколейные дороги канули в лету, Южный Какмож иссяк как посёлок, колхоз «Ленинская Искра» исчез, оставив поля вокруг Косой Можги на радость зайцам, тетеревам и разросшимся ягодным полянам. Земляника, да на склоне холма клубника – вот притягательная сила сегодняшней Косой Можги. Кто знает, по лесной дороге в сторону Лоскомоса (деревня Ключевская, как вариант) среди сосен спряталось верховое болото, богатое черникой, сентябрьской брусникой и частично клюквой. Черничных и, тем более, клюквенных болот в Удмуртии южнее Косой Можги нет. Сделаем уточнение! Болота эти тянутся за Косую Можгу в соседний Кизнерский район. Это одно ботаническое сообщество. Так вот, южнее данного сообщества болота с черникой, брусникой и клюквой не встречаются.
Косая Можга интересна тем, что её центральную улицу пересекают три серьёзных лога. Многовато для одной деревни. Лог – это весенний паводок, это бездорожье, это отрезанные от остального мира дома. Получается, наши предки в Косой Можге с данным обстоятельством мирились и особо не страдали. Но не все тайны Косой Можги раскрыты. Есть в закромах интересное, что не нашли искатели сокровищ за металлом. В верховьях косоможгинского пруда на правом его берегу одиночные вековые тополя аккуратно хранят память о рыбной и сытой улице Косой Можги. Да! Такая улица существовала, и мельница там стояла. И ниже по реке ещё одна. Две мельницы в прошлом. Начальная школа, магазин, конный двор, ферма на краю улицы в недавнем прошлом. Мимо фермы с одиноким фонарём на столбе мы ходили на станцию. Водонапорная башня маяком среди ночи путь указывала. И, кто не знает, выше водобашни - рощица Керемет, священные деревья удмуртов, осколок памяти предков.
|
||||
|