Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





вернуться в оглавление



 

· Как в России идет цифровизация судоходной отрасли (статья)

 

Уже много лет цифровизация – один из самых значимых компонентов развития компаний в различных сферах. Судоходная отрасль не стала исключением. В этой области цифровая трансформация – важный и ответственный шаг на пути к повышению качества перевозок и улучшению работы морских и речных портов. Надежные ИТ-решения помогают снизить материальные затраты, обеспечить бесперебойное функционирование и высокий уровень безопасности в процессе эксплуатации судов, а также уменьшить негативное воздействие на окружающую среду.

Правительства многих стран видят большой потенциал в судоходной отрасли и активно разрабатывают меры для ее поддержки. Внедрение современных технологий, среди которых широкое применение получили интернет вещей (IoT) и искусственный интеллект (AI), – наиболее приоритетная задача, на которой сконцентрированы усилия государства, госкорпораций и частных компаний. В статье расскажем о том, как цифровые решения способствуют развитию водного транспорта.

Судоходная отрасль в России: современное состояние и насущные проблемы

Россия входит в число лидеров по протяженности внутренних водных путей (ВВП) в мире – более 100 тыс. км. Кроме того, в стране насчитывается 67 морских и 117 речных портов. Такие масштабы требуют качественной инфраструктуры для организации и обслуживания судоходной отрасли. В этой связи Правительство РФ в 2016 году утвердило стратегию развития внутреннего транспорта, которая рассчитана до 2030 года. Согласно документу, к ключевым проблемам отрасли относятся ограниченное использование ВВП для перевозок грузов и пассажиров, слабый производственный потенциал и низкая конкурентоспособность предприятий. Учитывая перегруженность автомобильных дорог в России, развитие судоходства становится необходимым. Инициативы в этой сфере помогут равномерно распределить нагрузку в транспортной отрасли и повысить скорость и безопасность доставки грузов. Среди задач, обозначенных в стратегии, — повышение роли внутренних водных путей в транспортной системе страны, увеличение их пропускной способности, а также уменьшение себестоимости перевозок.

Совершенствование судоходной отрасли невозможно без внедрения цифровых решений. Современные технологии позволяют сокращать расход топлива, обеспечивать безопасность персонала, контролировать движение судов и снижать риски аварий. Потенциал интеллектуальных систем безграничен — они не только дают всем участникам рынка морских и речных перевозок возможность повышать эффективность и скорость работы, но и способствуют решению глобальных задач, которые стоят перед отраслью сегодня.

Области применения ИТ-решений в судоходной отрасли

Определение аномалий и прогнозирование маршрута

Аналитические платформы на базе машинного обучения (ML) собирают данные с сотен водных транспортных средств. На основе полученной информации они способны делать нелинейный анализ, выстраивать точную траекторию движения судов в реальном времени, а также определять отклонения от назначенного пути и причины их возникновения. Благодаря этому специалисты могут быстро оценить текущую ситуацию и спрогнозировать наиболее оптимальный маршрут. Применение ML-технологий способствует оптимизации логистики, а также минимизации риска аварий и поломки судов.

Контроль состояния оборудования и безопасности сотрудников

По оценкам телекоммуникационной компании Orange Business Services, российский рынок VSAT и IoT на морских судах вырос на 15% по сравнению с 2020 г. Системы интернета вещей позволяют собирать и анализировать данные с объектов, которые располагаются на судах и в портах. С помощью полученной информации специалисты определяют точное местоположение оборудования и его техническое состояние. В случае неисправности система автоматически оповещает о необходимости исправить поломку. Помимо этого, IoT-устройства используются для обеспечения безопасности персонала. Подключенные к сети датчики определяют опасные зоны, мониторят передвижение объектов, отслеживают состояние окружающей среды и проводят анализ инцидентов. Благодаря этому в том числе удается предотвращать несчастные случаи.

Интерактивный сбор данных с датчиков лежит также в основе цифровых двойников (Digital Twins), которые представляют собой динамические модели системы физических объектов и процессов в цифровом виде. В судоходстве эта технология дает возможность контролировать все важные процессы в порту и на судах. Имея доступ к данным и графикам с визуализированной информацией, специалисты могут в короткий срок обнаружить проблему и устранить ее. Технология цифровых двойников активно развивается и используется в том числе для разработки береговых систем дистанционного управления судном.

Управление энергопотреблением

Интеллектуальные платформы могут использоваться для онлайн-мониторинга потребления энергии как на судах, так и на объектах портовой инфраструктуры: административных и производственных сооружениях, складах и др. Такие инженерные системы, как охладители воздуха и источники бесперебойного питания управляются на расстоянии.

Потребление энергии можно контролировать в соответствии с временными интервалами и режимами работы, а слабые стороны выявлять с помощью регулярного сравнительного анализа схожих объектов и моделей. Собираемые данные служат основой для принятия решений о модернизации или замене оборудования. С учетом стратегии Международной морской организации (IMO), которая призывает сократить выбросы парниковых газов в судоходстве на 50% к 2050 г., такие системы особенно актуальны. Переход на альтернативные виды топлива (например, водород, аммиак), а также использование подобных решений поможет представителям отрасли достичь углеродной нейтральности.

Smart-контракт – это электронный протокол, который обеспечивает строгое соблюдение обязательств на протяжении всей сделки. Такой алгоритм хранится на блокчейн-платформе, благодаря чему данные перемещаются в безопасной среде. В судоходной отрасли smart-контракты, заключенные между участниками грузоперевозок: судовладельцем, фрахтователем, грузовладельцем, стивидорной компанией, судовым агентом и др., – используются для того, чтобы контролировать процесс перевозок и обеспечивать сохранность грузов. Например, доступ к контейнеру, который защищен электронным замком, сможет получить лишь тот, кто включен в цифровой контракт. В нем фиксируются штрафы за задержки, нарушение условий транспортировки и ущерб. Smart-контракты также дают возможность отслеживать параметры условий доставки: температуру, влажность, вибрации и др. Таким образом, технологии на основе блокчейна помогают логистическим компаниям обеспечивать высокий уровень прозрачности и безопасности цепей поставок.

Обработка входящих запросов с помощью AI

Решения на базе искусственного интеллекта способны классифицировать, систематизировать и приоритезировать содержание входящих сообщений. Это способствует быстрой и эффективной обработке запросов на логистические услуги, заявки на ремонт и техническое обслуживание для водного транспорта и объектов порта. Например, система сортировки онлайн-заявок по срочности помогла международной транспортной компании увеличить скорость обработки запросов в 2, 5 раза. Благодаря более эффективной работе службы поддержки компания увеличила коэффициент удержания клиентов на 8% и повысила уровень безопасности перевозок.

Чтобы обеспечить эффективное взаимодействие со всеми структурами и лицами, вовлеченными в процессы, связанные с перевозкой грузов и пассажиров, судоходные компании все чаще внедряют интеллектуальные CRM-системы. Программы, разработанные под задачи конкретного бизнеса в этой области, помогают контролировать внутренние бизнес-процессы, поддерживать коммуникацию с сетью партнеров и подрядчиков, а также обеспечивать оперативный обмен информацией между участниками проектов. Экономия времени на рутинных обязанностях позволяет сконцентрировать ресурсы на более важных задачах.

Сегодня перед лидерами российской судоходной отрасли стоят большие вызовы. К ним прежде всего относятся повышение роли внутреннего водного транспорта в транспортной системе страны, обеспечение надежности и эффективности морских и речных перевозок, снижение издержек и уменьшение негативного влияния на окружающую среду. Достигнуть высоких результатов в этой сфере можно только при создании технически развитой портовой инфраструктуры и внедрении интеллектуальных систем в управлении судном. Искусственный интеллект, блокчейн, интернет вещей, цифровые двойники и другие технологии позволяют судоходным, транспортно-логистическим компаниям и другим участникам отрасли сохранять конкурентоспособность, совершенствовать процессы, повышать операционную эффективность и качество выполняемых работ.

Digital Report Russia 21 июля 2022 г.

вернуться в оглавление

 

Обзор подготовил: Андрей Филимонов тел. (495) 360-40-25, +7 903 233-00-05                               

mediaport2022@yandex. ru

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.