Журнал наблюдения и оценки. развития детей. от 3 до 8 лет. Критерии развития. Этапы наблюдений. 1. Социально-коммуникативное развитие. Критерии развития. Этапы наблюдений. 2. Познавательное развитие. Критерии развития. Этапы наблюдений. 3. Речевое разви
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 110
Журнал наблюдения и оценки
развития детей
от 3 до 8 лет
Ф. И. ребёнка ____________________________
группа ______________________________
воспитатели ____________________________
_____________________________
Критерии развития
|
Этапы наблюдений
| 1-й год (младшая группа)
| 2-й год (средняя группа)
| 3-й год (старшая группа)
| 4-й год (подготов. группа)
| I*
| II
| I
| II
| I
| II
| I
| II
|
1. Социально-коммуникативное развитие
| 1. Описывает себя, свою семью и культурную группу:
- осознает себя мальчиком или девочкой;
- воплощает представления о себе и своей семье в рисунках, играх;
- рассказывает о своей семье, о культуре и традициях.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2. Демонстрирует положительное отношение к себе и другим:
- проявляет уважение к себе и другим;
- легко вступает в контакт со взрослыми и сверстниками;
- знает и учит других действовать по очереди, соблюдать правила, делает активный выбор.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3. Выражает эмоции приемлемым способом:
- опознает и называет различные эмоции;
- выражает чувства словами;
- объясняет причины своих эмоций.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4. Проявляет эмпатию к другим людям:
- демонстрирует понимание чувств других людей не вербально;
- помогает другим в случае необходимости;
- выражает понимание чувств вербально.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5. Самоконтроль и взаимодействие:
- навыки игры сформированы соответственно
возрасту;
- присоединяется к игре по приглашению или просьбе;
- играя, предлагает свои идеи и принимает идеи
других.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6. Понимает и уважает различия между людьми:
- играет с ребенком другой культурной
принадлежности;
- интересуется различиями между собой и другими;
- использует подходящие слова, обсуждая различия.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7. Самообслуживание:
- умеет одеваться и раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду;
- может приготовить свое рабочее место и убрать его после окончания работы;
- бережно относится к личным вещам и вещам сверстников.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8. Ручной труд:
- проявляет интерес к работе с бумагой, ремонтирует книги;
- делает объемные фигуры, складывая лист бумаги пополам, и т. д.;
- принимает участие в изготовлении поделок из природного и бросового материала.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9. Воспитание ценностного отношения к труду:
- проявляет желание трудиться;
- ответственно выполняет трудовые поручения;
- помогает сверстникам и взрослым при затруднении.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 10. Знает правила дорожного движения и поведения в транспорте:
- знает сигналы светофора, как правильно переходить дорогу;
- знает знаки дорожного движения для пешеходов и правила безопасного поведения на улице;
- знает правила безопасного поведения в транспорте.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 11. Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе:
- знает и соблюдает правила экологического поведения в природе;
- знает и соблюдает правила общения с животными;
- имеет представление об опасностях, встречающихся в природе (ядовитые растения, грибы и т. д. ).
|
|
|
|
|
|
|
|
| 12. Знает элементарные правила поведения в детском саду, в быту:
- знает и выполняет правила поведения в помещении детского сада;
- знает и выполняет правила поведения на прогулке;
- знает и выполняет правила обращения с бытовыми приборами, инструментами.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Всего (среднее значение):
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Критерии развития
|
Этапы наблюдений
| 1-й год (младшая группа)
| 2-й год (средняя группа)
| 3-й год (старшая группа)
| 4-й год (подготов. группа)
| I
| II
| I
| II
| I
| II
| I
| II
|
2. Познавательное развитие
| 1. Проявляет любознательность и желание решать проблемы:
- задает вопросы о мире, событиях, материалах;
- проявляет любознательность;
- возвращается к тому, что делал раньше, настойчив в решении проблем.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2. Планирует и ставит цель:
- планирует предстоящую деятельность, что собирается делать;
- подбирает несколько необходимых предметов для игры или работы;
- выдвигает гипотезы и предположения.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3. Классифицирует по признакам:
- классифицирует объекты по цвету, форме, размеру и т. д.;
- подбирает группу объектов на основании функционального сходства;
- находит предмет, не соответствующий группе, и объясняет почему.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4. Понимает количественные отношения:
- устанавливает взаимооднозначное соответствие объектов, считает их;
- сравнивает по величине: больше - меньше, много - мало;
- складывает и вычитает в пределах 10, используя предметы;
- использует измерительные инструменты для определения длины, веса и др.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5. Понимает основные пространственные
отношения:
- понимает слова, обозначающие положение или направления;
- правильно пользуется словами, обозначающими пространственные отношения;
- решает различные пространственные головоломки
(пазлы).
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6. Обнаруживает наличие представлений
о времени:
- знает слова, означающие время суток;
- понимает слова: вчера, завтра, в прошлом месяце, после, сначала и т. д.;
- знает последовательность дней недели, сезонов года, месяцев.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Всего (среднее значение):
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Критерии развития
|
Этапы наблюдений
| 1-й год (младшая группа)
| 2-й год (средняя группа)
| 3-й год (старшая группа)
| 4-й год (подготов. группа)
| I
| II
| I
| II
| I
| II
| I
| II
|
3. Речевое развитие
| 1. Правильно реагирует на речевую информацию:
- выполняет указания, содержащие два, три и более шагов;
- следует указаниям принять участие в том или ином деле и действует;
- задает уместные вопросы.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2. Говорит понятно для слушателей:
- использует части речи согласно возрасту;
- согласует слова в предложении;
- говорит соответственно возрасту.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3. Излагает историю, тот или иной текст в последовательности:
- рассказывает собственную историю;
- развивает предложения.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4. Сосредоточенно слушает чтение вслух:
- легко и охотно соглашается послушать чтение;
- просит взрослого почитать или рассказать историю;
- высказывает соображения о прочитанной истории, сопереживает героям книги.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5. Проявляет самостоятельность в «литературной» деятельности:
- часто посещает литературный центр;
- правильно держит книгу, листает от начала до конца;
- любит изготавливать книги, воспроизводит литературные сюжеты в рисунках.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6. Видит связь между устной и письменной речью:
- опознает символические обозначения, используемые в группе;
- узнает написание своего имени;
- диктует свои истории воспитателю.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Всего (среднее значение):
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Критерии развития
|
Этапы наблюдений
| 1-й год (младшая группа)
| 2-й год (средняя группа)
| 3-й год (старшая группа)
| 4-й год (подготов. группа)
| I
| II
| I
| II
| I
| II
| I
| II
|
4. Художественно-эстетическое развитие
| 1. Проявляет интерес, испытывает удовольствие от слушания музыки:
- просит включить понравившуюся мелодию;
- узнает марш, вальс, колыбельную, песню;
- слушает мелодию, песню.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2. Сам пытается музицировать:
- использует музыкальные инструменты в игре, другой деятельности;
- может назвать несколько музыкальных инструментов;
- поет песню, напевает мелодию.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3. Двигается под музыку:
- может исполнить танец, выученный на музыкальном занятии;
- придумывает движения, навеянные музыкой;
- любит смотреть, как танцуют дети, взрослые.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4. Ищет красоту и гармонию на основе собственных критериев:
- высказывается по поводу нравящихся предметов, продуктов труда;
- тщательно подбирает материалы для творчества, прорабатывает детали;
- проявляет оригинальность в работах. Предлагает множество решений.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5. Воплощает идеи в реальность:
- рассказывает о замыслах и создает продукты, отражающие мысли и чувства;
- выражает свои идеи и чувства разными способами, экспериментирует с цветом, импровизирует;
- рисует изображения, навеянные музыкой.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6. Проявляет воображение:
- придумывает другую концовку знакомой сказки, рассказа;
- использует схемы для визуализации результата;
- использует материалы оригинальным способом.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7. Выражает свои идеи и чувства различными средствами:
- экспериментирует с цветом, песком, кубиками, словами и т. д.;
- рисует картины после полученных впечатлений;
- добавляет оригинальные предложения, развивая мысль или дело.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Всего (среднее значение):
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Критерии развития
|
Этапы наблюдений
| 1-й год (младшая группа)
| 2-й год (средняя группа)
| 3-й год (старшая группа)
| 4-й год (подготов. группа)
| I
| II
| I
| II
| I
| II
| I
| II
|
5. Физическое развитие
| 1. Демонстрирует координированные движения:
- ловит мяч двумя руками;
- бегает и перепрыгивает, не теряя равновесия;
- прыгает через скакалку (одним из способов).
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2. Удерживает равновесие:
- стоит на одной ноге;
- идет по узкой полосе;
- проходит по низкому брусу.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3. Использует координированные движения:
- проявляет способность координации глаз/рука;
- застегивает молнии и пуговицы, завязывает шнурки;
- режет по линии.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4. Соблюдает правила ежедневной гигиены, здорового образа жизни:
- моет руки, когда нужно, по мере необходимости;
- заботится о чистоте зубов, знает, что такое правильная пища;
- регулярно упражняется в движениях и отдыхе.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5. Знает части тела и их функции:
- знает важнейшие части тела и их функции;
- охраняет части тела, органы;
- может описать характер физической боли или неудобства, их места.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Всего (среднее значение):
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого (среднее значение):
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* I – начало учебного года, II – конец учебного года
Уровни показателей (баллы): 1 - начальная стадия; 2 - в развитии; 3 - при умеренной поддержке; 4 - самостоятельно; 5 - устойчиво.
|