Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРОСИМ СЛОВА!



 

В. Б. Степаницкий, М. Л. Крейндлин

 

ПРОСИМ СЛОВА!

 

Уважаемые коллеги – работники служб охраны наших заповедников, национальных парков и других ООПТ! Главные госинспектора и их заместители! Да и все остальные, кто неровно дышит в отношении борьбы с экологическими правонарушениями на ООПТ!

 

В курсе ли Вы, что очередная беда пришла в Ваш кишлак - Минюст России подготовил и разместил для общественного обсуждения на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов https: //regulation. gov. ru/projects#npa=102447 проект нового Кодекса РФ об административных правонарушениях? Представляется, что принятие Кодекса в такой редакции масштабно осложнит деятельность служб охраны ООПТ и снизит эффективность этой деятельности.

В этой части наиболее значимых проблем в проекте нового КоАП - 4.

 

1. В КоАП введено понятие " грубого" правонарушения. При этом нарушения, совершенные на ООПТ (кроме повторных), не отнесены к грубым. В тоже время, согласно КоАП, конфискация может быть применена только при грубых нарушениях.

То есть, хотя конфискация и предусмотрена статьей 17. 1 нового КоАП (аналог статьи 8. 39 действующего КоАП), применить её (кроме не так уж часто выявляемых повторных нарушений) будет нельзя.

Кроме того, новый КоАП предусматривает, что при любом правонарушении (кроме грубого), ответственность за которое предусмотрена в виде штрафа, в случае впервые совершенного правонарушения в отсутствие ущерба штраф заменяется на предупреждение, даже если соответствующей статьей КоАП предупреждение не предусмотрено.

Это значит, что абсолютное большинство нарушителей, допустивших, например, незаконное нахождение на территориях заповедников и национальных парков без соответствующего разрешения, будут, фактически, освобождены от ответственности.

В связи с этим, мы предлагаем отнести административные правонарушения, совершенные на ООПТ, к категории грубых.

 

2. КоАП (статьи 44. 27 и 44. 55) предусматривает, что рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных на ООПТ, могут только сотрудники Росприроднадзора или органов власти субъектов РФ, осуществляющих государственный надзор в области охраны и использования ООПТ.

То есть, фактически это лишает директоров госучреждений, осуществляющих управление ООПТ и их заместителей права рассмотрения дел об административных правонарушениях (что, кроме всего прочего, противоречит статьям 42. 3 и 42. 4 нового КоАП). Думаю, не надо объяснять, как эта " новация" скажется на эффективности работы по охране ООПТ.

 

3. В новом КоАПе указано, что государственные инспектора в области охраны окружающей среды на ООПТ могут составлять протоколы только о нарушениях, предусмотренных статьей 17. 1 (нарушения режима или иных правил охраны окружающей среды и использования природных ресурсов на ООПТ и в их охранных зонах).

То есть, госинспектора лишаются права составления протоколов о нарушениях порядка управления (статьи 19. 4, 19. 5, 19. 7 действующего КоАП или части 1, 2 статьи 35. 1, часть 1 статьи 35. 2, часть 1 статьи 35. 3 нового КоАП). По нашему мнению, необоснованное лишение госинспекторов указанных прав будет способствовать увеличению количества случаев противодействия инспекторскому составу и снижению эффективности государственного надзора в области охраны и использования ООПТ.

 

4. Размеры штрафов, предусмотренные статьей 17. 1 нового КоАП такие же, как и в статье 8. 39. В то же время, по многим другим статьям (в том числе - той же главы 17) они значительно увеличены.

Такие размеры штрафов были установлены Федеральным законом от 21. 10. 2013 № 273-ФЗ и, с учетом инфляции и роста заработной платы и иных доходов граждан и юридических лиц в России, в настоящее время не соответствуют степени общественной опасности административных правонарушений, совершенных на ООПТ. Представляется целесообразным увеличить размеры штрафов по указанной статье, а также предусмотреть в качестве возможного наказания для юридических лиц административный запрет деятельности.

 

Все вышеперечисленные новации проекта нового КоАП нам не по душе (может потому, что за последние 30 лет своей жизни пришлось немалую часть этой души вложить в дело формирования правовой базы работы подразделений, осуществляющих охрану заповедных территорий).

И тем, кто разделяет нашу позицию по данному вопросу (остальных просим не беспокоиться), предлагаем разместить от себя на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов предложения, направленные на оптимизацию представленного проекта нового КоАП РФ, весьма значимого для нашего заповедного дела. Пошаговую инструкцию о том, как технически представить замечания и предложения в рамках объявленного общественного обсуждения проекта КоАП – см. ниже.

 

Да, сразу обращаем внимание, что новый КоАП не определяет многие важные аспекты, связанные, в частности, с применением мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Но они выделены в отдельный Процессуальный кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, проект которого пока не опубликован. Мы обязательно проанализируем его, как только он будет опубликован.

 

Для предложений по оптимизации проекта КоАП РФ можно смело использовать и текст нашего заключения. Вот этот текст:

 

 

----------------------------------------------------------------------------

 

Принятие проекта нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции, размещенный для общественного обсуждения (https: //regulation. gov. ru/projects#npa=102447, далее - проект КоАП), может привести к существенному снижению качества государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

Это может повлечь за собой рост браконьерства, усиление негативного воздействия на природные комплексы ООПТ, уничтожение многих редких и находящихся под угрозой уничтожения видов растений и животных, охраняемых на ООПТ, нарушение международных обязательств Российской Стороны, вытекающих из международных конвенций и соглашений, под действия которых подпадают российские ООПТ.

В целях недопущения указанных негативных последствий, предлагается внести в проект следующие изменения и дополнения.

 

1. Статья 2. 3.

Согласно данной статье, административные правонарушения, совершенные на особо охраняемых природных территориях, не относятся к грубым.

В то же время, с учетом того, что согласно преамбуле Федерального закона " Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, и которые относятся к объектам общенационального достояния, представляется, что совершение административных правонарушений на ООПТ является существенным нарушением охраняемых законом интересов общества и государства и должно относится именно к грубым нарушениям.

Кроме того, следует отметить, что статьей 17. 1 проекта КоАП (равно, как и аналогичной статьей 8. 39 действующей редакции Кодекса РФ об административных правонарушениях) предусмотрено наказание в виде конфискации. Однако, согласно статье 3. 15, административное наказание в виде конфискации назначается судом за совершение грубого административного правонарушения.

Таким образом, к лицам, допустившим нарушение установленного режима ООПТ или иных правил охраны окружающей среды и использования природных ресурсов на ООПТ либо в их охранных зонах (кроме повторных), не может быть применено наказание в виде конфискации орудий совершения административного правонарушения или продукции незаконного природопользования, которое предусмотрено статьей 17. 1 проекта КоАП, устанавливающей ответственность за данное правонарушение.

В связи с изложенным, необходимо п. 13 статьи 2. 3 после слов " качеству окружающей среды" дополнить словами: ", административные правонарушения, совершенные на особо охраняемых природных территориях; " .

 

2. Статья 17. 1.

Санкции данной статьи не увеличены по сравнению с аналогичной статьей 8. 39 действующего Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Данные санкции установлены Федеральным законом от 21. 10. 2013 № 273-ФЗ и, с учетом инфляции и роста заработной платы и иных доходов граждан и юридических лиц в России, в настоящее время не соответствуют степени общественной опасности административных правонарушений, совершенных на ООПТ.

В результате, часто случается ситуация, когда нарушителям выгоднее заплатить штраф и продолжать незаконную деятельность на ООПТ, чем прекратить ее.

В связи с этим, целесообразно увеличить размеры штрафов по указанной статье, а также предусмотреть в качестве возможного наказания для юридических лиц административный запрет деятельности.

Следует отметить, что проектируемая редакция статьи 15. 1 проекта КоАП, устанавливающая ответственность за нарушение близких по своей природе требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, предусматривает наказание в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

При этом, в некоторых статьях главы 17 проекта КоАП предусмотрено значительное увеличение размера административного штрафа (например, статья 17. 40).

В связи с изложенным, представляется необходимым абзац 2 статьи 17. 1 изложить в следующей редакции:

" влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой, либо административный запрет деятельности на срок до тридцати суток. " .

 

3. Статья 42. 3.

С согласно п. 7 части 1 данной статьи дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главами 43 и 44 настоящего Кодекса:

государственными учреждениями, подведомственными или находящимися в ведении федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора, государственного портового контроля, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также государственными учреждениями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.

В настоящее время, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 24. 12. 2012 № 1391 (в редакции от 02. 03. 2019) государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.

В то же время, в соответствии с Федеральным законом " Об особо охраняемых природных территориях" (п. 5 статьи 33), на особо охраняемых природных территориях федерального и регионального значения, управление которыми осуществляется государственными учреждениями, государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется также должностными лицами указанных государственных учреждений, являющимися государственными инспекторами в области охраны окружающей среды.

Распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2008 г. № 2056-р большая часть федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление ООПТ федерального значения, передана в ведение Минприроды России.

Помимо этого, некоторые ООПТ федерального значения находятся в ведении других федеральных органов исполнительной власти (Федеральная служба охраны, Минобрнауки).

В связи с изложенным, в целях устранения разночтений при применении данной нормы, необходимо в пункте 7 части 1 статьи 42. 3слова " государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий федерального значения" заменить словами: " федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся особо охраняемые природные территории федерального значения, " .

 

4. Статья 44. 27.

а) Согласно данной статье, рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных на ООПТ федерального значения, уполномочены только должностные лица Росприроднадзора.

В то же время, согласно статьям 42. 3, 42. 4 проекта КоАП, а также действующему КоАП РФ (статья 23. 25), рассматривать дела об указанных административных правонарушениях, уполномочены также руководители государственных учреждений, осуществляющих управление ООПТ федерального значения (которые, согласно действующей редакции КоАП являются главными государственными инспекторами в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях), и их заместители.

При этом, согласно части 1 ст. 42. 3, дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главами 43 и 44 настоящего Кодекса.

Таким образом, отсутствие в статье 43. 27 норм, устанавливающих статьи проекта КоАП, предусматривающие нарушения, по которым руководители государственных учреждений, осуществляющие управление ООПТ федерального значения, имеют право рассматривать дела, противоречит статьям 42. 3, 42. 4 проекта КоАП и, фактически, лишает указанных должностных лиц права на рассмотрение дел об административных правонарушениях.

При этом, следует иметь в виду, что согласно Положению о Росприроднадзоре (п. 5. 1. 17), утвержденному постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400 (в редакции от 27 июля 2019), Росприроднадзор осуществляет государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения(за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, управление которыми осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (государственные природные заповедники и национальные парки).

Таким образом, принятие КоАП в представленной редакции может привести к полному прекращению деятельности по осуществлению государственного надзора в области охраны и использования ООПТ федерального значения, а значит повлечет за собой увеличение роста браконьерства, причинения значительного вреда охраняемым в них природным комплексам.

В связи с изложенным, в целях устранения указанных негативных последствий, необходимо в части 2 статьи 44. 27 слова " Росприроднадзор рассматривает" заменить словами: " Росприроднадзор, а также государственные учреждения, осуществляющие управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, рассматривают" .

б) Согласно части 3 данной статьи государственные инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 17. 1 настоящего Кодекса.

Таким образом, государственные инспектора в области охраны окружающей среды на ООПТ федерального значения не имеют права составления протоколов об административных правонарушениях в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (части 1, 2 статьи 35. 1, часть 1 статьи 35. 2, часть 1 статьи 35. 3 проекта КоАП).

В тоже время, согласно п. 10 части 5 статьи 28. 3 действующей редакции КоАП РФ, государственные инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях составляют протоколы об административных правонарушениях - об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8. 39, а также частью 1 статьи 19. 4, частью 1 статьи 19. 5, статьями 19. 6, 19. 7 настоящего Кодекса.

Необоснованное лишение государственных инспекторов указанных прав будет способствовать увеличению количества случаев противодействия государственным инспекторам, и, соответственно, снизит эффективность государственного надзора в области охраны и использования ООПТ федерального значения.

В связи с изложенным, необходимо часть 3 статьи 44. 27 изложить в следующей редакции:

" 3. Государственные инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 17. 1 частями 1, 2 статьи 35. 1, частью 1 статьи 35. 2, частью 1 статьи 35. 3 настоящего Кодекса. " .

5. Статья 44. 55.

а) Согласно части 2 данной статьи, государственные инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренныхстатьей 17. 1настоящего Кодекса.

Таким образом, государственные инспектора в области охраны окружающей среды на ООПТ регионального значения не имеют права составления протоколов об административных правонарушениях в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (части 1, 2 статьи 35. 1, часть 1 статьи 35. 2, часть 1 статьи 35. 3 проекта КоАП).

В тоже время, согласно п. 10 части 5 статьи 28. 3 действующей редакции КоАП РФ, государственные инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях составляют протоколы об административных правонарушениях - об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8. 39, а также частью 1 статьи 19. 4, частью 1 статьи 19. 5, статьями 19. 6, 19. 7настоящего Кодекса.

Необоснованное лишение государственных инспекторов указанных прав будет способствовать увеличению количества случаев противодействия государственным инспекторам, и, соответственно, снизит эффективность государственного надзора в области охраны и использования ООПТ федерального значения.

В связи с изложенным, необходимо часть 3 статьи 44. 27 изложить в следующей редакции:

" 2. Государственные инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 17. 1 частями 1, 2 статьи 35. 1, частью 1 статьи 35. 2, частью 1 статьи 35. 3 настоящего Кодекса. " .

б) Согласно данной статье, рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных на ООПТ регионального значения, уполномочены только должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

В то же время, согласно статьям 42. 3, 42. 4 проекта КоАП, а также действующему КоАП РФ (статья 23. 25), рассматривать дела об указанных административных правонарушениях, уполномочены также руководители государственных учреждений, осуществляющих управление ООПТ регионального значения (которые, согласно действующей редакции КоАП являются главными государственными инспекторами в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях), и их заместители.

При этом, согласно части 1 ст. 42. 3, дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главами 43 и 44 Кодекса.

Таким образом, отсутствие в статье 43. 55 норм, устанавливающих статьи проекта КоАП по нарушениям, предусмотренным которыми, руководители государственных учреждений, осуществляющих управление ООПТ регионального значения, имеют право рассматривать дела, противоречит статьям 42. 3, 42. 4 проекта КоАП и, фактически, лишает указанных должностных лиц права на рассмотрение дел об административных правонарушениях.

Принятие КоАП в представленной редакции может привести к серьезному снижению эффективности деятельности по осуществлению государственного надзора в области охраны и использования ООПТ регионального значения, а значит повлечет за собой увеличение роста браконьерства, причинения значительного вреда охраняемым в них природным комплексам.

В связи с изложенным, в целях устранения указанных негативных последствий, необходимо часть 3 статьи 44. 55, после слов " Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий" дополнить словами: " а также государственные учреждения, осуществляющие управление особо охраняемыми природными территориями регионального значения, " .

 

---------------------------------------------------------------------------

 

Теперь – инструкцияо том, как представить замечания и предложения в рамках объявленного общественного обсуждения проекта данного правового акта:

I. Если Вы уже зарегистрированы на сайте regulation. gov. ru:

1. Пройдите на сайт https: //regulation. gov. ru/projects#npa=102447, в колонке «Текст проекта» найдите вкладку «Ваши предложения», выберите раздел «Оставьте свое мнение и/или прикрепите файл с предложениями» и нажмите «Добавить». Система попросит вас авторизоваться (ввести адрес электронной почты и пароль, после электронной почты в графе не должно быть пробела).

2. Введите ваши регистрационные данные.

3. Чтобы оставить текстовое предложение, во вкладке «Ваши предложения» выберите раздел «Оставьте свое мнение и/или прикрепите файл с предложениями», нажмите «Добавить» и в открывшемся окне напишите свой или вставьте приведённый выше текст. Затем закройте вкладку и на основной странице нажмите на красный флажок с опущенным вниз пальцем.

II. Если Вы не зарегистрированы на сайте regulation. gov. ru:

1. Пройдите на сайт https: //regulation. gov. ru/projects#npa=102447, перейдите на вкладку «Ваши предложения», нажмите «Регистрация».

2. Для регистрации вы вводите данные электронной почты (проверьте, чтобы после адреса не остался пробел) и дважды вводите пароль (он должен состоять и из цифр, и из букв! ), имя, фамилию и кодовое число.

3. Вам на указанную почту придёт письмо со ссылкой, по которой надо перейти, чтобы подтвердить регистрацию.

4. Подтвердите свои данные.

5. Вернитесь на https: //regulation. gov. ru/projects#npa=102447 и нажмите на красный флажок с опущенным вниз пальцем.

6. Если хотите оставить текстовое предложение, найдите вкладку «Ваши предложения», выберите раздел «Оставьте свое мнение и/или прикрепите файл с предложениями», нажмите «Добавить» и в открывшемся окне напишите свой или вставьте приведённый выше текст.

 

Источник: Наше заповедное дело. Степаницкий Всеволод. 04. 06. 2020.

URL: https: //www. facebook. com/groups/1646378722281550/permalink/2586720371580709/



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.