|
||||||||||||||||
«Сон Обломова». Картина мира. Философия жизни.. Воспитание ребенка«Сон Обломова» Проанализировав «Сон Обломова», можно выявить те аспекты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование двойственной натуры героя (с одной стороны, поэтическое сознание, с другой – бездеятельность, апатия) Какие функции выполняет сон в произведении И. А. Гончарова? 1. Сон - выявление духовного состояния героя, при этом он приобретает особое символическое значение: сон - символ всей жизненной позиции героя, его духовного сна. 2. Сон - показывает мечту героя, но её парадоксальность в том, что она устремлена не в будущее, а в прошлое. Герой мечтает об Обломовке, в его сне создаётся её подчёркнуто идиллический образ. «Сон Обломова» состоит из 4-х частей:
Как же такое расположение частей главы романа помогает понять характер героя? Каждая часть – ряд ярких эпизодов из детства Обломова, совершенно разных по тематике, но связанных общей идеей, задачей писателя: показать истоки характера героя; как природа, уклад жизни семьи, взгляды на жизнь и образование повлияли на формирование характера главного героя. Средства для создания идилличности образа Обломовки 1. Отмечаем использование средств устного народного творчества в создании образа Обломовки: а) особая пространственно-временная организация, характерная для русской волшебной сказки; отгороженность Обломовки от остального мира, восприятие остального пространства обломовцами как чужого и фантастического; б) наличие своей волшебной силы (сон) и своего закона в этом мире (безделие); в) любимые герои этого волшебного мира - Емеля, Милитриса Кирбитьевна, Илья Муромец. 2. Отражение древнего представления о " золотом веке" в жизни обломовцев: а) спокойствие, отсутствие дурных наклонностей у обломовцев; б) духовная щедрость; в) естественность; г) изобилие; д) молодость, красота, долгожительство; смерть в Обломовке воспринимается как естественный переход одной разновидности сна в другой - вечный сон. 3. Черты христианского образа Эдема, рая в главе " Сон Обломова": Обломовка - а) мир изобилия; б) мир вечного тепла, солнца (зима, благодаря запасам, тёплой печке, воспринимается как продлённое лето); в) мир, где всем ясно, что труд - Божье наказание за излишнюю любознательность.
В главе " Сон Обломова" центральным образом, объединяющим все его фрагменты является образ матери. Образ матери (как матери-женщины и матери-природы) объединяет все элементы главы и создаёт образ родного пространства, где всё согрето материнской любовью, заботой, где всё живёт по законам следования традициям отцов (обращаем внимание на смысловую нагрузку имени героя: Илья Ильич - знак повторения отца, его жизни). Таким образом, Обломовка в сознании героя приобретает черты абсолютного идеала, Обломовка - мечта-утопия. Обломовка в контексте борьбы идей середины XIX века в России воспринимается в качестве идиллической модели патриархальной России. Итак, нравственный идеал Обломова - цельная гармоничная личность, социальный идеал - патриархальная неменяющаяся Россия. Именно этим объясняется поэтизация патриархального уклада жизни, его эстетизация. Однако совпадает ли идеал героя с идеалом автора? Обломовка, модель патриархальной России, - идеал героя. Автор же, любуясь естественностью, добросердечностью патриархальных отношений, видит их ущербность (обращаем в связи с этим внимание на семантику фамилии героя: Обломов - " обломок", часть целого. Не гармония, не целое, а часть целого, обломок гармонии.
в таблице отображены противоположные стороны жизни Обломовки. И чаще всего, самого героя романа оценивали, лишь учитывая одну сторону, повлиявшую на его жизнь. Вот два высказывания критиков, какую сторону они приняли в Обломове?
Н. Добролюбов: «В книге Гончарова предстает перед нами живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью. В чем черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете…»
А. В. Дружинин: «Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственный болезней… Он не заражен житейским развратом. Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, которые ставят мечтательного чудака выше предрассудков своего века».
Кто из этих исследователей, по-вашему, прав?
|
||||||||||||||||
|