Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





От велосипеда к автомобилю. – Александр Александрович Лейтнер. (Alexander Leutner) 1864–1923



От велосипеда к автомобилю

– Александр Александрович Лейтнер

              (Alexander Leutner) 1864–1923

 

Русский предприниматель немецкого происхождения, один из пионеров отечест­венного автомобилестроения. Родился в Курляндской губер­нии (ныне Латвия). Окончил ре­альное училище в Митаве (ныне город Елгава) и мно­го путешествовал по Европе, обучаясь точной меха­нике. В 1883 году посетил Герма­нию, Италию и Францию. Неко­торое время работал на фабри­ке точных инструментов в Жене­ве (Швейцария), а затем на крупном велосипедном и оружейном заводе BSA в Бирмингеме (Великобритания). 9 сентября 1886 года Лейтнер основал механическую мастерскую в Риге и впервые в России начал производство велосипедов. В 1890 году он расширил свое предпри­ятие. По тем временам оно было хорошо оборудовано и имело механический цех с 12-сильным стационарным газовым двига­телем для привода станков. В год выпускалось около 500 ве­лосипедов. В 1896 году Лейтнер открыл новое предприятие – «Велосипедную фабрику «Россия» Александра Лейтнера и К°» и увеличил объем выпуска продукции вдвое. Большинство деталей и комплектующих изго­тавливали на предприятии, и только небольшую их часть вво­зили из Великобритании. По лицензии Лейтнера в 1911 году в городе Юрьев (ныне Тарту, Эстония) началось производство велосипедов фирмой «Э. Остинг и К°». Велосипеды Лейтнера пользовались спросом и в ар­мии для комплектования «само­катных команд». Поэтому, полу­чив с началом первой мировой войны большой заказ Военного ведомства России, A. Лейтнер был вынужден сосредоточить свои усилия только на велосипедах, а так­же комплектующих для авиаци­онных двигателей и аэропланов.      

«Велосипедная фабрика «Россия» Александра Лейтнера и К°» являлась крупнейшей русской фабрикой по производству велосипедов. Отделения находились в Петербурге, Москве, Киеве, Екатеринославе, Варшаве, Париже. Kроме велосипедов марки «Россия» (Russia) на фабрике в Риге производили огнестрельное оружие, а в 1898 году был собран первый мотоцикл из частей геpманской фирмы Hildebrand & Wolfmü ller. Вскоре фирма начала мелкосерийное производство мотоциклов, моторных трициклов и легких автомобилей с использованием импортных узлов и агрегатов, прежде всего двигателей заводов De Dion-Bouton, Clé ment, Werner (Франция), Cudell, Fafnir (Германия). Для автомобилей применяли в основном немецкие моторы Cudell – копии французских патентованных De Dion-Bouton, с 1903 года машины фирмы «Лейтнер» оснащались уже двигателями Fafnir (Германия), позже было построено несколько автомобилей американской системы Oldsmobile, но в дело пошли детали от немецкой копии «Олдсмобиля» – машины Ultramobil. До 1907 года в Риге продолжалось мелкосерийное производство автомобилей, в 1912 году были собраны два тяжелых грузовика из деталей фирмы Bü ssing (Германия). В 1915 году, когда германские вой­ска вплотную подошли к Риге, предприятие было эвакуирова­но в Харьков, где позже на его базе возник «Харьковский вело­сипедный завод».

Первые автомобилисты Риги объединились в 1904 году – Общество велосипедистов «Унион» создало автомобильную секцию (Radfahrervereinigung «Union», Automobilsektion), председателем которой стал Александр Лейтнер. Весной 1908 года по адресу Театральный бульвар, дом 4 открылся Рижский Клуб Автомобилистов (Rigaer Automobil-Club), его председателем был Гуго Герман Мейер, (позже его сменил Р. Фрейзингер, один из владельцев «Резиновой Фабрики «Руссия»), А. Лейтнер занял пост вице-председателя. Александр Александрович Лейтнер был также членом правления Балтийского Автомобиль и Аэро Клуба (Baltischer Automobil- und- Aero-Club).  

Предприятие Лейтнера не только производило автомобили, но и являлось представителем в Прибалтийском Крае некоторых германских фирм, таких как Fafnir, Cudell, Adler, Dixi, NAG, Opel. В 1909 году машина «Адлер», принадлежавшая Лейтнеру, под управлением гонщика Финке приняла участие в гонках Петербург – Рига – Петербург.

О том, как сложилась судьба А. А. Лейтнера после октябрьского переворо­та 1917 года, сведений пока не найдено. В 1922 году в эстонский предприниматель Август Панксепп возобновил в Таллине производство велосипедов конструкции Лейтнера под маркой Rossia.                 

               

        Автомобиль «Россия» фирмы «Лейтнер» с двигателем Cudell и его реклама, 1902.

Реклама машин «Лейтнер» с моторами Fafnir. Трицикл «Россия» с двигателем De Dion-Bouton.

 

          

                     

                           Мотоцикл «Россия» с мотором Fafnir. Рекламное объявление.

Фабрикa Лейтнера в 1902 году (слева) и сохранившийся комплекс зданий в 80-е годы (справа).    

Зал продажи автомобилей на фабрике А. Лейтнера. Hемецкие машины Dixi, Adler и NAG.

Г-н Финке на машине Adler 8/12 PS. (владелец А. Лейтнер) на трассе пробега

Петербург – Рига – Петербург 1909 г. Результат – I Приз в категории V.

                                    «Лейтнер-Ультрамобиль», собранный в Риге из немецких деталей, 1905 г.

Велосипеды «Россия» фирмы «Лейтнер» на выставке в Санкт-Петербурге в 1899 году.

                                                        Цех сборки велосипедов на фабрике А. Лейтнера. Рига, 1907 год.

 Мотоцикл «Россия» с мотором Fafnir –

 экспонат политехнического музея в Москве.                                                                        

                   



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.