|
|||
От велосипеда к автомобилю. – Александр Александрович Лейтнер. (Alexander Leutner) 1864–1923Стр 1 из 2Следующая ⇒ От велосипеда к автомобилю – Александр Александрович Лейтнер (Alexander Leutner) 1864–1923
Русский предприниматель немецкого происхождения, один из пионеров отечественного автомобилестроения. Родился в Курляндской губернии (ныне Латвия). Окончил реальное училище в Митаве (ныне город Елгава) и много путешествовал по Европе, обучаясь точной механике. В 1883 году посетил Германию, Италию и Францию. Некоторое время работал на фабрике точных инструментов в Женеве (Швейцария), а затем на крупном велосипедном и оружейном заводе BSA в Бирмингеме (Великобритания). 9 сентября 1886 года Лейтнер основал механическую мастерскую в Риге и впервые в России начал производство велосипедов. В 1890 году он расширил свое предприятие. По тем временам оно было хорошо оборудовано и имело механический цех с 12-сильным стационарным газовым двигателем для привода станков. В год выпускалось около 500 велосипедов. В 1896 году Лейтнер открыл новое предприятие – «Велосипедную фабрику «Россия» Александра Лейтнера и К°» и увеличил объем выпуска продукции вдвое. Большинство деталей и комплектующих изготавливали на предприятии, и только небольшую их часть ввозили из Великобритании. По лицензии Лейтнера в 1911 году в городе Юрьев (ныне Тарту, Эстония) началось производство велосипедов фирмой «Э. Остинг и К°». Велосипеды Лейтнера пользовались спросом и в армии для комплектования «самокатных команд». Поэтому, получив с началом первой мировой войны большой заказ Военного ведомства России, A. Лейтнер был вынужден сосредоточить свои усилия только на велосипедах, а также комплектующих для авиационных двигателей и аэропланов. «Велосипедная фабрика «Россия» Александра Лейтнера и К°» являлась крупнейшей русской фабрикой по производству велосипедов. Отделения находились в Петербурге, Москве, Киеве, Екатеринославе, Варшаве, Париже. Kроме велосипедов марки «Россия» (Russia) на фабрике в Риге производили огнестрельное оружие, а в 1898 году был собран первый мотоцикл из частей геpманской фирмы Hildebrand & Wolfmü ller. Вскоре фирма начала мелкосерийное производство мотоциклов, моторных трициклов и легких автомобилей с использованием импортных узлов и агрегатов, прежде всего двигателей заводов De Dion-Bouton, Clé ment, Werner (Франция), Cudell, Fafnir (Германия). Для автомобилей применяли в основном немецкие моторы Cudell – копии французских патентованных De Dion-Bouton, с 1903 года машины фирмы «Лейтнер» оснащались уже двигателями Fafnir (Германия), позже было построено несколько автомобилей американской системы Oldsmobile, но в дело пошли детали от немецкой копии «Олдсмобиля» – машины Ultramobil. До 1907 года в Риге продолжалось мелкосерийное производство автомобилей, в 1912 году были собраны два тяжелых грузовика из деталей фирмы Bü ssing (Германия). В 1915 году, когда германские войска вплотную подошли к Риге, предприятие было эвакуировано в Харьков, где позже на его базе возник «Харьковский велосипедный завод». Первые автомобилисты Риги объединились в 1904 году – Общество велосипедистов «Унион» создало автомобильную секцию (Radfahrervereinigung «Union», Automobilsektion), председателем которой стал Александр Лейтнер. Весной 1908 года по адресу Театральный бульвар, дом 4 открылся Рижский Клуб Автомобилистов (Rigaer Automobil-Club), его председателем был Гуго Герман Мейер, (позже его сменил Р. Фрейзингер, один из владельцев «Резиновой Фабрики «Руссия»), А. Лейтнер занял пост вице-председателя. Александр Александрович Лейтнер был также членом правления Балтийского Автомобиль и Аэро Клуба (Baltischer Automobil- und- Aero-Club). Предприятие Лейтнера не только производило автомобили, но и являлось представителем в Прибалтийском Крае некоторых германских фирм, таких как Fafnir, Cudell, Adler, Dixi, NAG, Opel. В 1909 году машина «Адлер», принадлежавшая Лейтнеру, под управлением гонщика Финке приняла участие в гонках Петербург – Рига – Петербург. О том, как сложилась судьба А. А. Лейтнера после октябрьского переворота 1917 года, сведений пока не найдено. В 1922 году в эстонский предприниматель Август Панксепп возобновил в Таллине производство велосипедов конструкции Лейтнера под маркой Rossia.
Автомобиль «Россия» фирмы «Лейтнер» с двигателем Cudell и его реклама, 1902.
Реклама машин «Лейтнер» с моторами Fafnir. Трицикл «Россия» с двигателем De Dion-Bouton.
Мотоцикл «Россия» с мотором Fafnir. Рекламное объявление.
Фабрикa Лейтнера в 1902 году (слева) и сохранившийся комплекс зданий в 80-е годы (справа). Зал продажи автомобилей на фабрике А. Лейтнера. Hемецкие машины Dixi, Adler и NAG.
Г-н Финке на машине Adler 8/12 PS. (владелец А. Лейтнер) на трассе пробега Петербург – Рига – Петербург 1909 г. Результат – I Приз в категории V. «Лейтнер-Ультрамобиль», собранный в Риге из немецких деталей, 1905 г.
Велосипеды «Россия» фирмы «Лейтнер» на выставке в Санкт-Петербурге в 1899 году. Цех сборки велосипедов на фабрике А. Лейтнера. Рига, 1907 год. Мотоцикл «Россия» с мотором Fafnir – экспонат политехнического музея в Москве.
|
|||
|